«Нехорошая квартира»

Aug 20, 2014 20:20



Большая Садовая дом 10. Дом с стиле модерн построил в 1903 году Илья Давыдович Пигит, владелец табачной фабрики «Дукат». Архитекторы Антонин Аристархович Милков и Эдмунд Станиславович Юдицкий. Изначально Илья Давыдович планировал построить на этом месте табачную фабрику, но в приделах Садового Кольца это было запрещено. Рядом находилась церковь Святого Ермолая и подобное соседство, так же было нежелательно.

В июне 1917 года Пигит продает его Московскому Благушинскому Домовладельческому Акционерному Обществу. Вовремя, надо отметить. Дом становиться при советской власти первым в Москве домом-коммуной. Вот здесь и жил с 1921 по 1924 год в одной из комнат коммунальной квартиры №50 Михаил Афанасьевич Булгаков со своей первой женой Татьяной Николаевной Лаппа. Еще две квартиры в этом доме имеют непосредственное отношение к Михаилу Афанасьевичу. Это квартира №34, где он прожил несколько месяцев и квартира №52, где Татьяна Николаевна Лаппа жила уже после их развода.

Здесь же, в шестом подъезде на верхнем этаже в «нехорошей квартире» №50, жили Степа Лиходеев и Михаил Берлиоз. Здесь же Воланд в полночь пятницы дает бал. - Нет, - ответила Маргарита, - более всего меня поражает, где все это помещается. - Она повела рукой, подчеркивая при этом необъятность зала.

Этажом ниже в квартире 48 живет Анна Горячева она же Аннушка-чума. Никанор Босой, преддомкома товарищества, живет в квартире №35, а Тимофей Квасцов, «чересчур любопытный гражданин», в квартире №11.

До революции Садовое кольцо имело сквозную нумерацию и заканчивалось номерами 447-448,  дом Пигита имел номер 166. Почему Булгаков дал дому номер 302 бис непонятно. Есть версия Игоря Федоровича Бэлзы, что, если сложить все цифры, получим 5. Бис это дважды. Дважды пятерка это десятка. Ответ загадки Большая Садовая дом 10? Или нет?

Я считаю (материал взят из газеты «Совершенно секретно», но имени автора не нашел), что нули и в номере дома, и в номере квартиры ничего не значат, они - нули. И номер квартиры ставится в один ряд с номером дома: 3 + 2 + 5 = 10. Сумма всех цифр - номер дома. Поделив его на 2, получим номер квартиры - 5.

Михаил Афанасьевич посветил этому дому еще одно свое произведение. Это рассказ написанный им в 1922 году «№ 13 - дом Эльпит-Рабкоммуна».

Утром и вечером, словно по волшебству, серые гармонии труб во всех 75 квартирах наливались теплом. В кронштейнах на площадках горели лампы… В недрах квартир белые ванны, в важных полутемных передних тусклый блеск телефонных аппаратов… Ковры… В кабинетах беззвучно-торжественно. Массивные кожаные кресла. И до самых верхних площадок жили крупные массивные люди.

Так же как и в романе «Мастер и Маргарита», в рассказе «№ 13 - дом Эльпит-Рабкоммуна» дом сгорает. Пожар начался в комнате №5 квартиры №50. Пыляева Аннушка по прозвищу «Чума» в маленькой печечке развела огонь, что бы вскипятить воду...



«Коровьев и Бегемот», фрагмент памятника Александра Иулиановича Рукавишникова, который должен быть установлен на Патриарших прудах, но пока находится во дворе дома на Большой Садовой. Два фрагмента композиции «Мастер и Маргарита» и «автомобиль Воланда» находятся сейчас на Малой Молчановке. Но об этом не здесь.

Александр Рукавишников предложил сделать вокруг бронзового памятника Булкакову, сидящего на полуразвалившейся скамейке на берегу пруда, целый скульптурный ансамбль. Перед Булгаковым в круге из разрушенных колонн прямо по воде идет Иешуа Га-Ноцри, рядом 12-метровый бронзовый примус-фонтан. На берегу Патриарших прудов должны были присутствовать и остальные герои романа - кот Бегемот, Азазелло, Коровьев, Понтий Пилат с собакой и Мастер с Маргаритой.



Еще один фрагмент неустановленного памятника на Патриарших прудах Александра Рукавишникова находится в музее «Булгаковский Дом». Гипсовый макет Булгакова на лавочке.



Собственно говоря здесь целых два музея - музей «Булгаковский Дом» и музей Михаила Булгакова, где и находится «нехорошая квартира». Слева, четвертый этаж, это окна квартиры номер 50.









Стены в подъезде разрисованы поколениями читателей и почитателей романа «Мастер и Маргарита». Время от времени их красят в зеленый цвет, но рисунки и надписи появляются снова и снова. Место это было практически сакральным и получило имя «беса».





Фрагменты лепнины «нехорошей квартиры».



Вид из окна «нехорошей квартиры». Это же видел Михаил Афанасьевич.

Кстати. Во внутренних помещениях двора были мастерские художников, в том числе Якулова (квартира 38), Рябушкина, Кончаловского (квартира 24). В мастерской Кончаловского проходили заседания живописцев группы «Бубновый валет». В квартире 36, находилась студия фон Бооля, а с 1933 года и до сих пор в этой квартире работают скульпторы династии Рукавишниковых. Сергей Есенин и Айседора Дункан познакомились 3 октября 1921 года в в мастерской художника-авангардиста Георгия Богдановича Якулова.

Илья Ильич Шнейдер, бывший в то время секретарем Дункан, вспоминает: ...Студия Якулова помещалась на верхотуре высокого дома где-то около «Аквариума», на Садовой.

И еще. Владелец дома Илья Давыдович Пигит жил в квартире N 5. В 1917 году его племянница Анна Пигит, отбывшая наказание вместе с террористкой Марией Спиридоновой в Акатуйской каторжной тюрьме, за подготовку покушения на Николая Второго, приютила здесь вернувшуюся после каторги анархистку Фанни Каплан.

михаил булгаков, памятник, александр рукавишников, модерн, мастер и маргарита

Previous post Next post
Up