Проект «Ордынка - серебряный век»

Mar 26, 2015 14:13



Войдя, через кованую калитку во двор дома, проходим в подворотню центрального корпуса. Сам дом представляет собой палаты 18 столетия, которые были перестроены после Отечественной войны 1812 года по заказу купца Алексея Алексеевича Куманина, кстати ставшего в 1811 году московским городским головой. Фамилия Куманиных довольно часто встречается в истории Москвы. На деньги Куманиных постоены Преображенская Скорбященская церковь на Большой Ордынке, Собор Троицы Живоначальной в Даниловом монастыре, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. В 1825 году Константин Алексеевич Куманин, сын Алексея Алексеевича, был назначен московским городским головой, так же как и его отец. В 1830 Куманины получают потомственное дворянство.



Главный вход усадьбы когда-то украшал портик с колоннами. После 1840 года главное здание усадьбы объединили в единое целое с двумя флигелями, доходившими своими торцами до красной линии улицы. Предполагают, что в старом доме бывал и Федор Михайлович Достоевский, захаживавший в гости к своей родной тетке. Гипотеза возникла на основании того, что герой романа «Идиот» Парфен Рогожин был «поселен» Достоевским именно сюда. Причем в Москве был реальный Рогожин, только не Парфен, а Евграф, управляющий Государственного коммерческого банка. А директором этого же банка в это же время был Константин Алексеевич Куманин. А жену банкира Евграфа Рогожина звали Настасья Филлиповна.

...он отворил стеклянную дверь, которая шумно за ним захлопнулась, и стал всходить по парадной лестнице во второй этаж. Лестница была темная; каменная, грубого устройства, а стены ее окрашены красною краской. Он знал, что Рогожин с матерью и братом занимает весь второй этаж этого скучного дома...

Реконструкция усадьбы была произведена в 1938 году, когда дом подняли еще на три этажа. Справа у входа в подворотню памятная доска, говорящая, что в этом доме в 1939-1966 годах останавливалась и жила Анна Андреевна Ахматова.



Выйдя из подворотни поворачиваем направо, к граффити-портрету Анны Андреевны на строении 25.



А это взгляд из подворотни на кованую решетку куманинских времен и входную калитку.



Из двора можно пройти во внутренниек дворики и через подворотню правого крыла дома. Именно в правом крыле дома на втором этаже находится квартира Ардовых под номером 13, где и останавливалась Анна Андреевна во время своих визитов в Москву. Справа от входа в подворотню еще одна памятная доска, появившаяся здесь в связи с установкой во дворе дома в 2000 году в рамках проекта «Ордынка - серебряный век» памятника Анне Андреевне работы скульптора Владимира Суровцева по мотивам рисунка итальянского художника и графика Амедео Модельяни. А ведь есть еще и третья памятная доска на фасаде дома со стороны Большой Ордынки, говорящая, что в этом доме в 1938-1966 годах приезжая в Москву подолгу жила и работала Анна Ахматова. Годы проживания здесь Ахматовой на третьей памятной доске не стыкуются с годами ее проживания здесь на памятной доске номер один. Количество в качество не перешло.



Памятная доска № 1.



Памятная доска № 2.



Памятная доска № 3.



Проект «Ордынка - серебряный век» предусматривал создание во дворе дома городского парка скульптуры. Цель проекта -  увековечивание памяти Федора Достоевского, Юрия Олеши, Бориса Пастернака, Владимира Высоцкого, Михаила Зощенко, Иосифа Бродского и других, имена которых так или иначе были связаны с домом номер 17 на Большой Ордынке.

Певица Лидия Андреевна Русланова и ее муж генерал Владимир Викторович Крюков, освободившись из заключения летом 1953 года, первые недели после освобождения жили у Ардовых в так называемой детской комнате. Крайнее слева на втором этаже окно, угловое. В этой же комнате жила и Ахматова.

Более детально об этих временах в мемуарах Михаила Викторовича Ардова  «Легендарная Ордынка».



Вид на дворик дома из правой подворотни. Выйдя из подворотни и повернув налево, мы окажемся у строения 25, где и находится граффити-портрет Ахматовой.



А здесь, во дворе дома 17, находился ордынский лагерь принудительного труда. Концлагерь был организован или в конце 1919 года или в начале 1920 года. Численность заключённых в лагере в разные времена колебалась от 300 до 400 человек. Занимались заключенные хозяйственной деятельностью на благо молодой Советской Республики. Тут была портновская мастерская.

В справочнике «Вся Москва» за 1923 год на букву К страница 125 есть раздел Концентрационные лагери, где присутствует и Ордынский лагерь. Телефонов два 2-19-47 и 37-88.

В Ордынском лагере на 1923 г. находилось 194 человека. Этот лагерь был женский. Комиссия при осмотре обнаружила, что «в камерах живут дети десяти-одиннадцати лет, при этом пища дается раз в день, баня бывает раз в полтора-два месяца. В больнице и камерах по вечерам темно (нет патронов для электричества). Заключенные женщины работают в пошивочных мастерских. Денег им за работу не платят». ГА РФ. Ф. 4042. Оп. 3. Д. 362



Фрагмент карты из Государственного музея истории ГУЛАГа.



Очень примечательная стена. В самом низу стены клеймо неопознанного кирпичного завода, судя по всему 18 века. Еще имеется единичное клеймо ПМ, судя по всему так же конца 18 века. Далее до высоты около двух метров попадаются только клейма ФШ. Причем кладка стены до этой высоты тычковая, что соответствует времени производства кирпичей 1840-е годы. Как раз в это время была предпринята очередная реконструкция усадьбы. И на высоте два метра и выше попадаются только клейма ЯК.

ордынка, анна ахматова, подворотня, замоскворечье

Previous post Next post
Up