Репер НКВД

Apr 26, 2016 08:45



Репер НКВД № 628 обнаружен на улице Арбат дом 20. Год постройки дома 1928.

Этот репер включен в «Каталог высот марок и реперов нивелирной сети города Москвы, расположенных в пределах кольца Садовых улиц». Каталог составлен в 1937 году по результатам точного нивелирования и нивелирования повышенной точности, исполненных геодезической конторой отдела городских земель Московского Совета в 1936-1937 годах.

Порядковый номер репера по каталогу 13, адрес установки и номер репера совпадают. Высота знака над уровнем моря в метрах 136.492.

Главное управление государственной съемки и картографии или сокращенно ГУГСК НКВД СССР просуществовало совсем недолго с 1935 по 1938 годы. Организовано 15 июля 1935 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР, а 14 сентября 1938 года Постановлением СНК СССР было выведено из состава НКВД СССР и передано непосредственно в ведение СНК СССР под названием «Главное управление геодезии и картографии» (ГУГК).

В состав ГУГСК НКВД СССР входили: Всесоюзный картографический трест, Всесоюзный трест аэросъемочных работ «Аэрогеодезия», Всесоюзный трест основных геодезических работ, Всесоюзное геодезическое справочное бюро, Научно-исследовательский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

По состоянию на 28 августа 1936 года в штате ГУГСК НКВД СССР состояло 248 человек.

Начальники ГУГСК НКВД СССР: Горянов А.Г. старший лейтенант госбезопасности 1935-1937 годы, Тиунов В.Ф. 1937 год. Источник информации: «МВД России: энциклопедия».



Кривоколенный переулок дом 1. А этого репера № 955 в вышеуказанном каталоге нет. Или про него забыли, или он был установлен несколько позже, уже после выхода каталога.



Хоромный тупик дом 2/6. Жилой дом кооператива работников наркоматов иностранных дел и труда. Год постройки 1929.

И этот репер включен в «Каталог высот марок и реперов нивелирной сети города Москвы, расположенных в пределах кольца Садовых улиц». Каталожный номер 1616, номер репера 279, высота знака над уровнем моря в метрах 159.823.



Там же. Только со стороны Боярского переулка. Боярский переулок дом 6. Каталожный номер 81, порядковый номер репера 802, высота над уровнем моря в метрах 159.609.

В «Каталоге высот марок и реперов нивелирной сети города Москвы, расположенных в пределах кольца Садовых улиц» описано 33 НКВДшных репера. Не густо. Причем только в трех местах: Мясницкая от Бульварного кольца до Садового, Арбат и Воздвиженка.

Адреса установки реперов такие.

В районе Мясницкой улицы: Боярский переулок дом 2/6 - репер № 601, Боярский переулок дом 6 - репер № 802, улица Кирова дом 29 - репер № 9061, улица Кирова дом 31 - репер № 1601 и № 9029, улица Кирова дом 33 - репер № 1061, улица Кирова дом 34 - репер № 6151, улица Кирова дом 41 - репер № 188, улица Кирова дом 42 - репер № 468, репер № 9101 и репер № 1094, улица Кирова дом 44 - репер № 9091, улица Кирова дом 45 - репер № 478, улица Кирова дом 46 - репер № 54, улица Кирова дом 48 - репер № 954, Козловский Большой переулок угол Мясницкого проезда дом 2 - репер № 9133, Козловский Большой переулок дом 2 - репер № 6135, Козловский Большой переулок дом 3 - репер № 8, Тургеневская площадь дом 3 - репер № 9114, Хоромный переулок дом 2 - репер № 1012, Хоромный переулок дом 2/6 - репер № 279.

В районе Воздвиженки: улица Коминтерна дом 4 - репер № 809 и № 708, улица Коминтерна дом 8 - репер № 612, улица Коминтерна дом 11 - репер № 948, Большой Кисловский переулок дом 8 - репер № 968.

В районе Арбата: Арбат дом 9 - репер № 182, дом 12 - репер № 891, дом 17 - репер № 806, дом 20 - репер № 628, дом 28 - репер № 746, дом 57 - репер № 1031, Серебряный переулок дом 1 - репер № 1028, Троилинский переулок дом 2 - репер № 786.

Естественно, пришла в голову мысль, а подготовкой к какому проекту является нивелировка выполненная ГУГСК НКВД СССР? Строительство метро? Но строительство метро началось значительно раньше, в 1931 году. Ну, конечно, Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Нивелировка сделанная в районе Мясницкой, тогдашней улице Кирова, имеет прямое отношение к проектированию Ново-Кировского проспекта, а нивелировка сделанная в районе Воздвиженки, бывшей Коминтерна, и Арбата, к проектированию Ново-Арбатского проспекта и реконструкции улицы Арбат.



Фрагменты карты «Новые магистрали Москвы 1935 года».

Прекрасно видно, что реперы установлены как раз в районах пробивки вышеуказанных магистралей.



Более детальное описание проекта пересечения Садового кольца и Ново-Кировской улицы я нашел в статье инженера Сорокина Л.Н. в журнале «Строительство Москвы» № 7 за 1937 год.



При реконструкции столицы Ново-Кировская улица будет являться отрезком основной диаметральной магистрали, пересекающей весь город в направлении от парка имени Сталина (Измайловского) до Ленинских гор на новую юго-западную территорию.

Несомненно, что по Ново-Кировской улице будет протекать мощный поток транзитного транспорта. Это тем более верно, что на этом направлении расположен крупнейший транспортный узел города - Комсомольская площадь‚ с ее тремя вокзалами. На Садовом кольце, соединяющем все радиальные магистрали города, потоки транзитного транспорта еще более мощны. Таким образом, необходимость разобщения уровней на пересечении Ново-Кировской улицы и Садового кольца совершенно очевидна.

В приводимом в настоящей статье проекте, разобщение уровней осуществлено путем устройства тоннеля по Ново-Кировской улице. От вариантов устройства тоннеля по Садовому кольцу пришлось отказаться вследствие значительного продольного уклона со стороны Красноворотской площади. Нельзя признать удачным и вариант устройства эстакады по Садовому кольцу ввиду значительно большей стоимости ее по сравнению со стоимостью сооружения тоннеля. Помимо этого, сооружение эстакады будет загромождать проезд и закрывать фасады зданий.

Запроектированный на Ново-Кировской улице тоннель имеет общую ширину 14,5 метров считая, что он будет иметь перекрытие двумя пролетами с рядом расположенных по середине опор. Детальный расчет конструкции и экономическое обоснование могут показать возможность перекрытия тоннеля одним пролетом в 13 метров.

Проезжая часть тоннеля имеет ширину по 6 метров для каждого направления и отграничена от стен тоннеля и средних опор служебными тротуарами по 0,5 метра. Принятая ширина обеспечивает практически пропуск около двух тысяч экипажей в час в каждом направлении. Проезд в тоннеле имеет габарит по высоте равный 5 метрам.

Основные принципы проектирования продольного профиля тоннеля аналогичны изложенным выше, при описании тоннеля по Колхозной площади. При расположении тоннеля на Ново-Кировской улице‚ имеющей ширину 43 метра боковые проезды на ней имеют ширину 10 метров между парапетом и бортами тротуара. Ширина тротуаров установлена 4 метра.

Предлагаемая схема организации движения представляется в следующем виде. Транзитные потоки транспорта по Ново-Кировской улице и Садовому кольцу пересекаются в разных уровнях. Непосредственно в месте пересечения этих магистралей допускаются лишь повороты направо. Левый поворот осуществляется на Садовом кольце, что вполне возможно при минимальной ширине его в этом месте в 55 метров. При этом учитывалось, что движение по Садовому кольцу будет происходить в четыре ленты в каждом направлении, и ширина тротуаров равна 5 метров с каждой стороны. Для того‚ чтобы машины, вливающиеся в транзитный поток Садового кольца с Ново-Кировской улицей, имели возможность перейти с крайней полосы движения на ближайшую к середине, полукольца левых поворотов отодвинуты от углов на 80 метров.

При разработке схемы организации движения предусматривалось, что все транзитное движение будет проходить лишь по Ново-Кировской улице. Таким образом, существующие в настоящее время Кировская улица и Орликов переулок, будут иметь второстепенное значение, и обслуживать главным образом местное движение.

На пересечении Садового кольца с Орликовым переулком и Кировской улицей допущены только правые повороты.

Переход пешеходов через Садовое кольцо на перекрестке Наво-Кировской можно осуществить путем устройства пешеходного тоннеля под Садовым кольцом. Расположение поземного перехода необходимо комплексно решить при разработке проекта станции метро на углу Ново-Кировской и Садового кольца.



Краснопрудная улица дом 22-24. Жилой «Дом ударника НКПС» постройки 1932-1937 годов. В каталоге репера НКВД № 109 нет и быть не может, ибо он расположен за приделами Садового кольца.



Но, если приглядеться к карте «Новые магистрали Москвы 1935 года», установка репера находится как раз в рамках проекта «О генеральном плане реконструкции города Москвы».

А вот характерные реперы НКВД «утиный нос» из Самары. Кстати, там же в Самаре, обнаружилась и нивелирная марка с надписью «Точная нивелировка НКВД». Явно предпроектные работы, связанные с неким, весьма значимым для Куйбышева проектом, соизмеримым по степени грандиозности со сталинским планом реконструкции столицы.

По версии Евгения Синикова, - на роль такого весьма значимого для Куйбышева строительства могут претендовать только два проекта, - генплан «Большой Куйбышев» и «Метро-1».



Самара. Вилоновская улица дом 52. Репер НКВД № 303.



Самара. Арцыбушевская улица дом 57. Репер НКВД № 327.



Самара. Улица Фрунзе дом 15. Репер НКВД № 450.



Рязань. Улица Павлова дом 33.

инженерия, нквд, репер, самара, не москва, строительство москвы, рязань, нивелирная марка

Previous post Next post
Up