Кирпич с постельным клеймом «Т.Р.М.Б» обнаружен в Твери, среди кучи мусора около казармы для рабочих Рождественской мануфактуры Павла Васильевича Берга. Построены оные казармы - три красных кирпичных здания на улице Спартака - по проекту Карла Карловича Шмидта в самом начале 20-го века.
Справочник «Указатель фабрик и заводов Европейской России с Царством Польским и Великим княжеством Финляндским» издания 1881 года говорит, что кирпичный завод землевладельца Павла Васильевича Берга находился во 2-м стане Никулинской волости Тверского уезда. Завод выпускал 300.000 кирпичей в год на сумму 3.000 рублей. Работало на заводе 18 человек.
Фабрика «Рождественская мануфактура». Фотография 1896 года, позаимствована с
pastvu.com.
Каулинская фабрика на реке Тьмаке.
Фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского сделана летом 1910 года. На этом снимке прекрасно видны эти три красных кирпичных здания...
Вот, что удалось узнать из Государственного архива Тверской области. Строительство предприятия начато в 1853 году. В 1858 году купцами Каулиным и Залогиным основано «Товарищество Рождественской мануфактуры», в 1878 году предприятие продано Павлу Васильевичу Бергу.
Состояло из бумагопрядильной и ткацкой фабрик, механического, лесопильного и кирпичного заводов, торфоразработок «Осиновая гряда». Вырабатывало хлопчатобумажные пряжу и ткани. Правление товарищества находилось в Москве, непосредственное управление осуществлял доверенный директор.
В начале 20-го века на фабрике ежегодно вырабатывалось до 288 тысяч пудов пряжи и 67,5 миллионов аршин суровых тканей.
Национализировано по Декрету Совнаркома от 28 июня 1918 года. После национализации - «Бумагопрядильная и ткацкая фабрика Рождественской мануфактуры».
7 ноября 1922 года фабрике присвоено имя Александра Петровича Вагжанова. В народе фабрика называлась проще - «Вагжановка». Кстати, до революции Александр Петрович работал на фабрике ткачом.
С октября 1917 года по декабрь 1917 года Вагжанов - первый Председатель Тверского военно-революционного комитета, а с декабря 1917 года по апрель 1918 года - первый Председатель Исполнительного комитета Тверского губернского Совета.
Теперь о самом Берге.
«Справочная книга о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по городу Москве на 1879 год» пишет, что купец 1-й гильдии Берг Павел Васильевич, 46 лет, полковник, в купечестве состоит со 2-й половины 1878 года. Живет в 3-м квартале Пречистенской части на Пречистенке в собственном доме. Имеет контору Рождественской мануфактуры в Городской части на Илыинке, в доме Хлудова.
«Справочная книга о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по городу Москве на 1890 год» пишет, что правление Товарищества Рождественской мануфактуры П.В.Берга находится в Городской части, на Варварке, в доме Купеческого Общества.
«Справочная книга о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по городу Москве на 1902 год» говорит уже следующее, - П.В. Берг наследники, Сергей и Василий Павловичи Берг, торговый дом. Эксплуатация чугунно-литейных и железо-делательных заводов, домов в Москве, недвижимой собственности в других местностях России.
А вот, что еще любопытного написал о Берге Николай Александрович Варенцов в книге «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое».
Московский купец Павел Васильевич Берг сделался известным среди купечества после своей женитьбы на единственной дочери очень богатого сибирского промышленника Ершова.
Женился Берг, когда он был уже немолодой; будучи майором в отставке, жил на пенсию, снимал комнатку, выходящую окнами на Садовую, близ Высокого моста откуда была видна улица на большом протяжении, и он утром, сидя перед окном, мог видеть часто тянувшиеся похоронные процессии на Покровское кладбище при Покровском монастыре, излюбленное в то время богатым купечеством место для погребения.
По количеству карет с обтянутыми черным крепом фонарями, по количеству духовенства, певчих, факельщиков, верховых жандармов, гарцующих как бы ради порядка, а в действительности для большего эффекта, можно было судить о богатстве и именитости умершего. Обыкновенно в конце процессии ехал ряд линеек в летнее время, а зимой парных саней, предназначенных бедным, куда и садились все желающие проводить покойника на кладбище, а оттуда в дом, где был поминальный обед. Берг, видя богатую похоронную процессию, обыкновенно облачался в парадный мундир, садился в экипаж, назначенный для бедных, и после погребения отправлялся на поминки, тем экономя у себя на столе.
Однажды Берг сел в линейку, где размещалась некоторая бывшая прислуга покойника, от которой он узнал фамилию скончавшегося, чем он занимался, где у него был дом, что после него осталась жена с горбатенькой дочкой и большой капитал. Подъезжая к Покровскому монастырю, Берг выскочил из линейки, подбежал к карете, где сидели вдова с дочкой, открыл дверцу кареты и - с ловкостью военного - помог дамам выйти из нее.
После погребения, когда публика направилась в монастырскую гостиницу, где был накрыт поминальный обед, Берг подошел ко вдове и представился ей как бывший хороший знакомый ее мужа и выразил свое глубокое сочувствие о постигшем ее горе. Вдова Ершова, видя солидного, деликатного и ловкого офицера, не преминула пригласить его помянуть покойного по заведенному русскому обычаю; Берг расшаркался, предложил ей руку и повел в столовую гостиницы. За столом сел с ней рядом и сумел своей беседой расположить ее в свою пользу. По окончании обеда проводил до кареты и усадил; она его пригласила к себе в гости, сказав: «Мне будет всегда приятно видеть вас как хорошего знакомого моего покойного мужа».
Берг - при первой возможности - не преминул воспользоваться приглашением и отправился к ней, потом сделался постоянным посетителем. Конечный результат его посещений была свадьба на горбатенькой дочке. Прожив с ним несколько лет, она скончалась, оставив ему несколько детей и все свои богатства.
Берг оказался ловким купцом, сумевшим состояние Ершова сильно увеличить. После смерти своей жены Берг в продолжение всей последующей жизни ежедневно ездил на могилу жены, совершая панихиду; посещение ее могилы было утром до занятия, после чего он отправлялся на работу.
А теперь посмотрим на генеалогическое древо Павла Васильевича Берга. Жена Ольга Ивановна Берг (в девичестве Ярцева или Ярцова?) скончалась в 1866 году. Дочь Ивана Матвеевича Ярцева и Натальи Львовны Ярцевой. Совладелица чугуннолитейных Шайтанских и медеплавильных Таишевских заводов на Урале. В 1846 году по духовному завещанию Шайтанские заводы перешли во владение дочерям Ивана Ярцева: генерал-майорше Марии Ивановне Кузминой, полковнице Елизавете Ивановне Николевой и супруге подполковника Ольге Ивановне Берг. В 1869 году предприятия перешли во владение подполковника в отставке Павла Берга.
Иван Матвеевич Ярцев родился в 1785 году и скончался 13 Июня 1846 года в возрасте 61 года. В 1841 году Иван Матвеевич Ярцев был награжден орденом святой Анны 3-й степени и записан в потомственное дворянское сословие. А Наталья Львовна Ярцева скончалась 6 Мая 1846 года. То есть на месяц раньше своего супруга, в связи с этим очень мило выглядит вышеупомянутое: «Мне будет всегда приятно видеть вас как хорошего знакомого моего покойного мужа».
Дети Павла Васильевича и Ольги Ивановны Берг: Наталья Павловна Берг - родилась в 1850 году, Елена Павловна Берг (по мужу Сипягина) - родилась в 1859 году - скончалась 30 апреля 1883 года (место погребения Донской монастырь), Василий Павлович Берг, Сергей Павлович Берг.
Василий Павлович Берг в 1916 году был директором правления акционерного общества Шайтанских горных заводов. Источник «Адресная и справочная книга Пермской губернии на 1916 год».
Из списка похороненных в некрополе Донского монастыря. Список составлен на основании данных книги M. Д. Артамонова «Московский Некрополь».
Берг Павел Васильевич (16 июля 1818-11 февраля 1894) - подполковник. Берг Анна Павловна (1852-1873) - девица. Берг Наталья (1850-1850) - младенец, дочь подполковника. Берг Ольга (1852-1853) - младенец, дочь подполковника.
Точно такая же информация есть и в издании «Московский некрополь» за 1907-1908 годы. Захоронение Бергов не сохранилось.