Одной из важных деталей проигрывателя является крышка. Обычно она изготавливается из прозрачного или полупрозрачного пластика. Без крышки проигрыватель будет пылиться. А если пыль кто-то попытается протереть, проигрывателю придет конец. В общем, крышка нужна. Сама крышка в наличии имеется, правда, довольно потрепанная временем, но я ее отполировал, и теперь она выглядит нормально. Кроме самой крышки нужен механизм ее крепления. Иногда крышку просто снимают. Но более практичным вариантом являются петли, на которых крышка может открываться.
Проект по доработке проигрывателя оказался самым муторным в моей практике. Не знаю, может дело не в проекте, а это просто старческий маразм, но тормозится работа на каждом шагу. Из-за сомнений. Любой шаг работы можно сделать тем или иным способом. Какой из них выбрать? Приходится садиться и заводить долгий разговор с самим собой, объясняя преимущества одного способа и недостатки второго, а затем наоборот. Эти битвы все чаще стали заканчиваться с равным счетом, после чего не остается ничего делать, как опустить руки и неделями накапливать дополнительные аргументы.
А тут еще пришлось познать столкновение с окружающим миром. Если рассчитывать только на себя и делать все этапы проекта не выходя из дома, тогда есть реальные шансы довести проект до конца. Конечно, в любом проекте приходится делать короткие вылазки в окружающий мир за деталями, это необходимое зло. Из-за него от множества проектов пришлось отказаться, а некоторые застряли на неопределенный срок. Потому что понадеялся на что-то неведомое. А надеяться можно только на себя, ну и еще на радиорынок, который уже стал как родной. Но тут кроме деталей еще понадобились услуги посторонних людей. И дело встало. Один мой знакомый очень не любит спекулянтов и прочих посредников. Они, по его мнению, получают деньги ни за что, и их надо искоренять, как класс. В теории я был с ним согласен. Но когда дошло до практики, я понял, что посредники очень полезны. Это своеобразный интерфейс между работником и потребителем. Работяга, сутками стоящий у станка лазерной резки фанеры, злой на весь мир и не может вести вменяемый диалог. Девочки, которые иногда нанимаются фирмами для ответа на телефонные звонки, не умеют отличить лазер от мазера, поэтому говорить с ними просто не о чем. И тут (о ужас!) начинаю мечтать о посреднике. Умном и культурном, которому готов отдать ни за что свои деньги (еще раз ужас!), но чтобы только не общаться с девочками и работягами. Пока такой посредник - персонаж воображаемый, жду, как будет развиваться дальше история моей жизни.
Вообще, идея с посредниками касается не только приобретения товаров и услуг, но и их продажи и оказания. Мне повезло, были ситуации, когда кто-то становился между мной и заказчиком халтурок. Это самые счастливые моменты, несмотря на то, что половина заработанных денег уходила посреднику. На данный момент никого, кто мог бы выступить в этой роли, среди знакомых не осталось, поэтому с выполнением халтурок стало туго.
Возвращаясь к проигрывателю, в долгих диалогах с самим собой мы пришли к решению пока использовать старый пластмассовый корпус. Никто не мешает параллельно делать новый деревянный, но с такими темпами до завершения проекта могу и не дожить. А умирать все-таки лучше под музыку, пусть даже из проигрывателя с пластмассовым корпусом. Принять решение полностью отказаться от варианта деревянного корпуса не хватает смелости. В результате приходится тащить сразу оба варианта.
Для пластмассового корпуса с петлями крышки никаких проблем нет - оригинальные петли в целости и сохранности. Они сконструированы довольно хорошо: имеют демпфер, заполненный вязкой жидкостью, который придает крышке приятную плавность хода. Кроме того, реализована разгрузка петель (частичная компенсация веса крышки) с помощью торсионов. Эти торсионы имеют регулируемое с помощью винтов усилие, что позволяет добиться равновесия при любом желаемом угле открытия крышки.
Некоторым недостатком штатных петель являлась их хрупкость. Они изготовлены из пластмассы, поэтому их можно легко сломать, если крышка вставлена не до конца и к ней приложено усилие. Часто в объявлениях по продаже такого проигрывателя указывается неисправность петель. Но в моем экземпляре петли целые.
К сожалению, конструкция штатных петель не позволяет установить их в деревянный корпус. Торсионы располагаются параллельно задней стенке корпуса, что требует малой ее толщины. Да и демпферы занимают много места, такие выборки сделать в деревянном корпусе просто нереально. Понятно, что петли нужны другие.
Долгое время присматривался к разного рода завесам, которые видел в магазинах или на рынке. Но ничего похожего не попадалось. Последняя надежда была на Поле Чудес. Прочесывая это место, я не нашел нужных завес. Зато нашел решение проблемы. В одном месте увидел завесы, которые были изготовлены методом фрезеровки из цельного куска металла. Раньше я такого не встречал, поэтому даже в голову не приходила мысль сделать завесы самостоятельно. А теперь - пришла. Вместо завес я купил брусок Д16Т.
Первым делом привел поверхность в надлежащий вид. Брусок продавался сильно поцарапанным. Поставил в станок расточную головку с резцом, чтобы за пару проходов выровнять всю поверхность.
В результате из некрасивой заготовки толщиной 10 мм получилась красивая, толщиной 9 мм. Торцы обработать проще, использовал двухперьевую фрезу диаметром 12 мм.
Дальше заготовку разрезал на 4 части длиной 40 мм. Эти части будут составлять 2 завесы. Резать заготовку проще, быстрей и экономичней обычной ножовкой. От ножовки Bahco я просто тащусь, как и от их полотен. На вопрос: "Легко ли ломаются биметаллические полотна Bahco?" я просто пожимаю плечами. Несмотря на то, что использую их уже несколько лет, пока не сломал ни одного. Покупка этой ножовки является одной из лучших покупок в жизни.
После ножовки, конечно, требуется обработка торца фрезой.
Дальше идет обработка выступов, использую двухперьевую фрезу диаметром 6 мм.
Строго прямоугольные завесы смотрелись бы не очень изящно. Поэтому их надо сузить ближе к верху. Для этого поворачиваю тиски и снова обрабатываю боковой контур.
С верхней стороны, куда будет вставляться крышка, завесы надо скруглить. Лучше, конечно, это сделать фрезой, но за неимением поворотного столика (так как очень дорогой), скругляю напильником. А вот скругления выступов, чтобы завесы закрывались, делаю фрезой, поворачивая руками завесы вокруг оси, зажатой в тиски. Операция опасная, чуть-чуть даже запортил одну из поверхностей, хорошо еще, что не поверхность собственного пальца.
Пробная сборка завесы, она закрывается и открывается.
Самая муторная операция - фрезеровка паза шириной 4 мм и глубиной 22 мм под крышку. На горизонтально-фрезерном станке с помощью дисковой фрезы это можно было сделать намного быстрее. В принципе, дисковую фрезу можно было бы поставить и на вертикальный станок, но нет необходимой для этого оснастки. Поэтому приходится работать длинной концевой фрезой диаметром 4 мм, у которой жесткость - никакая. Снимать приходится всего 0.3 мм за один проход, чтобы изгиб фрезы не разбил паз до неприемлемой ширины.
Остальные операции, сверление и выборка углублений под головки винтов, уже не такие трудоемкие. И вот завесы готовы. Осталась лишь одна деталь - разгрузочная пружина. Она должна устанавливаться в центральный паз длиной 10 мм. Готовых пружин подходящей конфигурации найти не удалось, ведь пока не открыты специализированные магазины "Пружины". Есть два варианта: переделать готовые пружины, или навить их самостоятельно из пружинной проволоки. Сначала решил переделать готовые. Отпустил на газовой плите несколько крайних витков пружины и выпрямил их. В принципе, получилась вполне нормальная пружина, с одним только «но». Для получения приличного разгрузочного усилия требуется довольно толстая пружинная проволока (диаметром примерно 1.5 мм). В то же время ось моих завес имеет диаметр 3 мм. Все готовые пружины из такой толстой проволоки, которые попались под руку, имеют значительно больший диаметр навивки. Поэтому перешел ко второму варианту - навивке пружины. В качестве донора использовал готовую пружину с большим диаметром навивки (порядка сантиметра), благодаря чему удалось нормально распрямить проволоку даже без отпуска. Для навивки взял оправку диаметром 3 мм, зажал ее в тиски, и, сжав зубы, голыми руками начал навивку. Крайние витки, конечно, получаются не очень ровными, но в целом навивка нормальная.
Крайние витки распрямил, обрезал до нужной длины. Пружины готовы.
Примерка пружины в петле.
Ну и готовые петли с пружинами. Конечно, в закрытом положении крышки они компенсируют только часть ее веса. Но стоит поднять крышку примерно до половины, дальше она поднимается самостоятельно. Самое главное, из поднятого состояния она не может упасть. Жалко только, что в конструкции нет демпферов. Возможно, смазка осей петель вязкой смазкой придаст немного плавности хода. Хотя и так вполне хорошо.
Поверхность петель получилась в стиле «техно» из-за следов фрезы. Хорошо бы было это дело убрать. Есть несколько вариантов, например, покраска или пескоструйка. Как вариант, хочу попробовать протравить их в щелочи, защитив все лишние места. Раньше я такое проделывал, получалась равномерная матовая поверхность. Но сейчас с химией стало туго. Вроде, щелочь можно добыть из средства «Крот», но пока в продаже его не видел.