Так получается, что история движется по спирали. У меня никогда не было нового магнитофона. Ну чтобы из магазина. В детстве мне отдавали разные обломки, я их восстанавливал или переделывал. Например, достались как-то обломки магнитофона "Весна-202", корпус которого был разломан вдребезги, вероятно о чью-то голову на танцах в клубе в соседней деревне. Я сделал корпус из подручных материалов - пластика и фанеры, этот магнитофон служил мне несколько лет. Но дольше всего служил магнитофон из обломков "VEF-260". Корпус удалось частично восстановить, правда, ценой отрезания приемника. Это были аппараты приблизительно 1982 - 1984 года. И вдруг спустя десятилетия мне опять дарят обломки магнитофона 1984 года выпуска. Но ведь история движется не по окружности, а по спирали, поэтому на сей раз это не какой-то советский хлам, а крутейший японский магнитофон Sharp QT-70. О таком в те годы я мог только мечтать. Ну и что, что технологии продвинулись вперед. Человек ведь остался тем же, и его мечты тоже никуда не делись.
В те годы такой аппарат можно было увидеть разве что в комиссионке, куда ходили, как в музей. Стоимость техники там была заоблачная. На картинках или рекламах тогда эту технику доводилось видеть крайне редко.
Аппарат мне принесли в разобранном виде, вместе с банкой запчастей. Корпус был местами поломан, правда, это не коснулось передней части.
Самая большая проблема была в ЛПМ. В механизме обнаружилось большое количество смазки белого цвета, которая совершенно загустела. Кнопки нажимались с трудом, обратно сами не возвращались, а некоторые детали вообще не двигались - присохли на смазке.
Выход был один - полная разборка ЛПМ и чистка. Несмотря на то, что сам аппарат небольшой, его ЛПМ является очень сложным. Связано это, в частности, с тем, что он имеет автореверс, а также автопоиск и режимы однократного и бесконечного проигрывания обеих сторон кассеты. Все эти режимы почти полностью реализованы в механике, для автопоиска используется лишь один электромагнит. Поскольку весь механизм был в смазке, пришлось при работе подстелить газетку, поэтому фон на фото не совсем эстетичный.
В результате осталось голое шасси ЛПМ, на нем лишь несъемные запрессованные детали.
Не скажу, что сборка была легким делом, даже учитывая то, что есть сервис-мануал по данному аппарату и куча фотографий процесса разборки. Но просто сборкой дело не ограничилось. В данной модели магнитолы (и некоторых других) есть типичная проблема - основной выключатель, который расположен на ЛПМ. У него теряются детали: или пластиковый язычок, или упругая пластинка, которая соединяет этот язычок с подвижным контактом (на фото ее нет).
Такая конструкция сделана для того, чтобы получить механический гистерезис и вместе с ним четкое переключение. Особенностью является то, что выключатель нажимается в состоянии STOP, а в других состояниях освобождается. Т.е. питание на схему подается через нормально-замкнутые контакты.
Нормально-разомкнутые контакты служат лишь для того, чтобы гасить светодиоды направления движения ленты сразу после выключения ЛПМ. Это не очень нужно, можно использовать переключатель с одной группой, светодиоды погаснут чуть позже вместе с разрядкой емкостей. Но я решил сделать как надо. Взял микропереключатель с переключающими контактами и изготовил для него кронштейн.
Лучше, конечно, было сделать 2 отверстия с резьбой под новый переключатель, но лень было снова разбирать ЛПМ. Поэтому использовал штатное отверстие с резьбой для крепления. Общая высота не должна быть больше 7.1 мм, иначе маховик будет задевать конструкцию. Высота самого микропереключателя - 6 мм. На металлический усик, который надавливал на переключатель, я напаял пружинящую латунную пластинку. Подгибая ее, можно регулировать момент срабатывания переключателя.
На этом работа с ЛПМ была закончена.
Первое включение сделал в разобранном виде на столе. Результат меня порадовал - все режимы ЛПМ работали.
Дальше требовалась лишь регулировка. С помощью шаблона выставил высоту направляющей для ленты - это единственная регулировка по высоте. Все остальное можно только проверить, регулировок нет. Высота головок оказалась нормальной, ничего делать не пришлось.
Движение ленты проверил зеркальной кассетой - тоже все хорошо.
Моменты подмотки и подтормаживания проверил динамометрической кассетой, подтормаживание получилось 5 г*см, подмотка - около 50 г*см. Это все в пределах нормы.
Измерение скорости ленты и коэффициента детонации также дали положительный результат - все в пределах нормы.
Заметил, что зеленые светодиоды направления движения ленты горят нормально, а вот красный светодиод POWER еле-еле светится. Подумал, что старые светодиоды были недостаточно эффективными. Взял новый, купленный на рынке диод, с точно такой же формой корпуса. Удивительно, но светит так же плохо, как и родной. Нашел плоские светодиоды с закругленной вершиной. Они по яркости намного лучше, примерно на уровне зеленых, равномерность засветки тоже вполне устраивает. Их и поставил.
Сильно трещали регуляторы, пришлось разбирать и чистить. Заодно добавил демпферной жидкости, плавность хода улучшилась. После чистки они работают отлично. Износа дорожек не заметил, а вот серебрение контактных колец было черное.
Дальше предстояла работа над корпусом. Перед тем, как устанавливать динамики, решил их проверить. В этой магнитоле акустическая система двухполосная. Установлены широкополосные основные динамики, плюс пьезокерамические пищалки. Основные динамики очень приличные, это было слышно даже без корпуса. А вот пьезокерамических пищалок практически не слышно. Проверил их генератором - формально работают, и полоса широкая, но отдача никакая. Конечно, пищалки тут особо и не нужны, но раз предусмотрены, должны работать как надо. Сначала думал, что они просто деградировали. Попробовал другие подобные пищалки - та же картина. Возник вопрос замены. Сейчас существуют миниатюрные динамики, которые применяются в ноутбуках и телефонах. Низкие частоты они нормально не воспроизводят, а вот с высокими у них проблем нет. Нашел спецификации на некоторые из таких динамиков, полоса часто бывает до 20 000 Гц. Чем не вариант для пищалки?
Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант, решил провести измерения. В корпусе есть место для пьезокерамических пищалок диаметром 20 мм, лучше за такой габарит не выходить. Измерил следующие излучатели: динамический диаметром 30 мм, диаметром 20 мм, динамический прямоугольный от ноутбука, пьезокерамический излучатель Kepo KPR-2310 в корпусе и без корпуса.
Для измерений собрал стенд. В качестве измерительного микрофона использовал какой-то старый японский электретный микрофон. Цель была не получить абсолютные значения, а лишь сравнить пищалки между собой. Расстояние от излучателя до микрофона установил 10 см.
Измерил штатные динамики Sharp QT-70. Очень неплохо, но видно, что после 10 кГц идет монотонный завал, хорошо бы поддержать их пищалками.
Измерил штатные пьезокерамические пищалки Sharp. На пики в области низких частот нужно не обращать внимания, там были низкие уровни громкости, каждый пик - это лай соседской собаки, чихание людей в подъезде или стук двери. К сожалению, днем нормально провести акустические измерения невозможно. Хотя, конечно, можно было измерять белым шумом + Фурье-анализ, но я измерял свипом, потому что хотел еще и контролировать отдачу излучателей на слух.
Звучание этих пищалок очень тихое, на фоне основного динамика они незаметны. Надо сказать, что на графиках нельзя напрямую сравнивать уровни. Так как пьезокерамические пищалки практически не нагружают телефонный выход звуковой карты, а динамические излучатели имеют низкое сопротивление и приложенное к ним напряжение гораздо ниже. Графики получились примерно на одинаковом уровне, а на слух разница в отдаче довольно большая. На графиках я не стремился показать отдачу, целью было проверить ход АЧХ.
Было подозрение, что пищалки неисправны (деградировали). Купил на рынке пьезокерамические излучатели диаметром 20 мм (Kepo KPR-2310).
Измерил их АЧХ.
Картина печальная, в районе 3 - 5 кГц есть отдача, дальше нет. И на слух есть только эти частоты. Решил вынуть пластинки из корпуса. Результат получился совсем другой.
Теперь видно, что излучатель наиболее эффективен после 10 кГц, но на 20 кГц завал больше, чем у штатных излучателей Sharp. Вывод - акустическое оформление очень сильно влияет на АЧХ пьезокерамических пищалок. Готовые излучатели, оптимизированные для работы в среднечастотном диапазоне, вместе со штатным корпусом ставить в роли пищалок нельзя. Попробовал установить излучатели на свои места в корпус магнитолы. Характер звучания и ход АЧХ очень сильно зависел от способа установки и крепления. Чем мне "голые" пьезокерамические излучатели не понравились.
По субъективному уровню громкости новые купленные излучатели не отличались от штатных. Такие пищалки совершенно не слышны на фоне основного динамика. Решил попробовать миниатюрные динамические головки. По этому случаю купил диаметром 20 мм, которые станут в Sharp без доработок.
Спад на 20 кГц довольно большой, но субъективно такая пищалка играет громко. Большим плюсом динамических излучателей является то, что их АЧХ почти не зависит от способа установки. Только влияет, открыты ли отверстия с обратной стороны. Для пищалки их лучше закрыть.
Попробовал динамик диаметром 30 мм.
Лучше на графике, лучше и на слух. Но не становится в корпус. Еще попробовал прямоугольные динамики от ноутбука.
График еще лучше, а по звучанию это абсолютный лидер. Высокие частоты звучат так, как со "взрослой" пищалки из больших колонок. Но они по длине немного не становятся, придется что-то придумывать.
В случае применения динамических излучателей нужны разделительные фильтры, иначе излучатели будут перегружены НЧ-СЧ составляющими. Для магнитолы мудрить со сложными фильтрами вряд ли есть смысл, достаточно поставить последовательно неполярный электролит. Экспериментально определил, что для испытанных динамиков лучше всего подходит номинал 4.7 мкФ, такой чаще всего и применяют последовательно с пищалками. На модели получается следующий ход АЧХ с таким фильтром:
Самое лучшее звучание в качестве пищалок продемонстрировали прямоугольные динамики от ноутбука, их решил и поставить. Но ширине они помещались, а вот длина была великовата. Терять было нечего, пошел на крайние меры. Обрезал динамики на фрезерном станке, с одной стороны даже вместе с частью диффузора (благо, на ВЧ ход диффузора микроскопический, да и работает в основном его центральная часть).
Полки в корпусе для установки динамиков тоже пришлось фрезернуть. В них пришлось сделать отверстия для магнитов и убрать все мешающие выступы.
Декоративные накладки тоже немного фрезернул, хотя, вроде, и так динамики помещались. Но боялся, чтобы накладки не прикасались к диффузору.
Так выглядит обрезанный динамик на своем месте:
А так он выглядит изнутри:
Всё, динамики в корпус установлены. Но надо признать, что эффективность пищалок не очень высокая. Это связано с низкоомными основными динамиками (2.4 Ома). Но все равно эти пищалки работают намного громче, чем родные пьезокерамические. По ВЧ никаких претензий к аппарату нет.
Дальнейшая работа над корпусом касается задней части. В ней были длинные трещины, фактически, часть задней крышки была отломана. Склеил части самодельным клеем из опилок черного полистирола, растворенных в тетрагидрофуране. Надо сказать, что у магнитол Sharp корпус изготовлен из тонкой и очень хрупкой пластмассы. Наверное в целях безопасности, чтобы на танцах в сельском клубе магнитолой нельзя было никого травмировать. Для повышения прочности с внутренней стороны наклеил на заднюю стенку кусочки листового полистирола.
Задняя стенка восстановлена, вот только на ней довольно заметна трещина. Впрочем, это видно только сзади.
Следующим пунктом было восстановление телескопической антенны. Здесь она была сломана, присутствовало только первое колено. Во время визитов на радиорынок я видел там множество антенн. Поэтому решил, что проблем с покупкой новой антенны не будет. Но у товаров есть такое свойство - когда они не нужны, их прямо валом на полках магазина. А когда они понадобятся, то сразу куда-то исчезают. А может и не исчезают, просто изобилие является иллюзией, когда не задаешься целью найти что-то конкретное.
На рынок поехал вот с таким чертежом:
В реальности там не оказалось нужной антенны. Были или короче, или длиннее. Самая подходящая (чуть короче), которую и пришлось купить, это страшного вида китайская антенна, которую в руки брать страшно. Но ничего не поделать, ничего другого нет. Антенна не подошла по креплению, пришлось дорабатывать.
У китайской антенны язычок толще, пришлось его фрезернуть:
Еще неприятность - отверстие значительно больше диаметра крепежного винта, при повороте антенна болталась. Пришлось изготовить тонкостенную втулочку и запрессовать ее в язычок антенны:
В результате у аппарата появилась антенна, вполне работоспособная, но хочется верить, временная. Не теряю надежды найти фирменную антенну подходящего размера от какого-то аппарата.
Следующий пункт - демпфер крышки кассеты. Сейчас крышка открывается очень быстро. Дело в том, что в этом аппарате зубчатый сектор для демпфера расположен очень близко к оси поворота крышки. В результате от него требуется большое тормозящее усилие. То, что работает в других магнитолах, здесь будет неэффективно. Попробовал использовать полиметилсилоксановую демпферную смазку с рынка - она имеет недостаточную вязкость (на ней указано 60 000 сантистоксов), а более вязкой смазки (нужно, наверное, порядка 200 000 сСт и более) в продаже найти трудно. Как вариант, советуют используют эпоксидную смолу (без отвердителя). Попробовал взять современный эпоксдный клей - результат примерно такой же, как и с жидкостью с рынка. Вспомнил, что у меня есть старинная эпоксидная шпаклевка огромной вязкости. Попробовал ее. Получился некоторый перебор - крышка открывается очень медленно. Все попытки сделать какую-то смесь с промежуточным значением вязкости увенчались безуспешно. Пришлось вернуться к эпоксидной шпаклевке, крышка с ней открывается медитативно.
Магнитола Sharp QT-70 существовала в двух вариантах - с индексом H и Z (другие буквы просто обозначали цвет корпуса). У меня европейский вариант с индексом H. Отличие состоит в том, что у него вместо разъемов RCA установлен разъем DIN, а на переключателе режимов работы вместо "Line In" значится "Sleep". Что это за "Sleep" не сразу догадался. Оказывается, что можно слушать радио, но оно выключится вместе с окончанием кассеты. Кому это надо, не знаю. Короче говоря, линейного входа у аппарата нет. А в наши дни это очень востребованная функция, которая позволяет подключить в качестве источника сигнала, скажем, портативный MP3-плейер. Чтобы добавить в Sharp QT-70H линейный вход, как у QT-70Z, нужно немного доработать плату. На схеме доработки выглядят так:
Справа показан фрагмент схемы с переключателем функций, на схеме из сервис-мануала там ошибка, схема не соответствует плате. И эта ошибка не единственная, для другой группы переключателя тоже схема нарисована как для QT-70Z. Лучше все доработки делать по рисунку печатной платы. Синим цветом показал то, что надо резать, красным цветом - что добавлять.
Доработок совсем немного. Вот так выглядит доработанная плата. Большие коричневые конденсаторы не в счет - они были изначально. Вся доработка - это 4 резистора (два из них спрятаны в черную термоусадку) и два проводка, не считая нескольких разрезанных дорожек.
Для проверки линейного входа забился в дальний угол и послушал через Sharp c MP3-плейера Billboard Top 100 of 1984. Качество звучания MP3 заметно лучше, чем кассеты или радио.
Некоторым недостатком аппарата можно считать отсутствие встроенного сетевого блока питания. Внутрь трансформатор поставить некуда. Вообще, меня удивила очень плотная компоновка аппарата. Если не так уложить провода, то ЛПМ не влезает. Внешнего БП в комплекте, естественно, нет, его надо делать. Но об этом - в другой раз. Также думаю в будущем об оптимизации тонкомпенсации. А пока наслаждаюсь безумно красивым и вполне хорошо звучащим аппаратом.