Cassette Deck

Jul 23, 2015 18:46



Вот уже много лет пользуюсь самодельной кассетной декой на основе ЛПМ от «Вильмы». Но время не стоит на месте, надо что-то менять.



Вильмовский ЛПМ мне показался самым лучшим из отечественных. Хотя насколько он отечественный - большой вопрос, потому что очень похожий ЛПМ можно видеть внутри деки Dual C839RC, которая была выпущена в 1979 году.



Этот ЛПМ (говорят, что он от Ernst Planck) относится к двухдвигательным механизмам с косвенным приводом. Но внутри маховика имеется 100-полюсный постоянный магнит и катушка тахогенератора, что позволяет легко реализовать кварцевую стабилизацию. Интересно решен вопрос привода боковых узлов (подкассетников). Обычно в двухдвигательных ЛПМ они приводятся через перекидную промежуточную шестерню или ролик (так называемый айдлер). А в этом ЛПМ применены специальные муфты, которые переключаются при смене направления вращения. Шкивы муфт приводятся во вращение пассиком. Это является некоторым недостатком, так как в режиме перемотки требуется довольно большой момент, а маленькая насадка вала двигателя не может передать нужный момент через пассик, если он немного растянут. Впрочем, с нормальным пассиком проблем в таком ЛПМ нет.



В самодельной деке меня все устраивает, кроме отсутствия нормального тракта записи. Основная причина - универсальная головка 3Д24.080 больше похожа на воспроизводящую, чем на записывающую. Она плохо подходит для записи, особенно на ленты с большой коэрцитивной силой. Записывающая головка должна иметь более широкий рабочий зазор, меньшую индуктивность и, желательно, задний немагнитный зазор. Лучшим решением было бы применение комбинированной головки, которая представляет собой блок (сэндвич) из двух головок - записывающей и воспроизводящей. Но в те времена найти такую головку было не реально.

Сегодня можно купить практически любую головку, однако ее цена совсем немаленькая. Скажем, порядка 100$ за головку является нормой. Это заставило задуматься, потому что мы живем в поистине удивительное время: примерно за такие же деньги можно купить целую деку, причем топовую, стоившую в свое время совершенно нереальных денег.

Изучение местной интернет-барахолки показало, что предлагается довольно много интересных вариантов. Рассматривать есть смысл только старшие модели с тремя головками (сквозной канал), двухвальной протяжкой (закрытый тракт), желательно с прямым приводом и кварцевой стабилизацией, а также набором систем шумопонижения Dolby B, C (иногда и S), динамического подмагничивания Dolby HX pro, калибровкой тока записи и подмагничивания.

Довольно неплохим вариантом является дека Aiwa AD-S950 (100 - 150$, есть система шумопонижения Dolby S), а также Aiwa AD-F850 (130$). Но это деки из 90-х, их дизайн похож на мыльницы, что исключает данные модели из списка претендентов.



Неплохим вариантом является дека Pioneer CT-S620 (100$), но это тоже аппарат из 90-х.



Более строго выглядит дека Yamaha KX-670 (140$), но у нее нет полноценной калибровки параметров записи.



Подобным образом выглядит Nakamichi CR-3E, но цена неадекватная (около 250$).



Приемлемый дизайн имеет дека Aiwa AD-F810 (примерно 100$), из перечисленных требований в ней нет лишь прямого привода.



Дека Onkyo TA-2760 (100$) родом из самого начала 90-х, поэтому имеет дизайн 80-х. Очень неплохой вариант, но опять смущает неполноценная калибровка при записи. Ну и нет прямого привода.



Вообще, из реально продающихся дек прямой привод встречается только у Technics. Из дек этой фирмы продается Technics RS-AZ7 (100$) - одна из последних производимых кассетных дек. Это конец 90-х, в дизайне сплошные плавные линии, что исключает ее из списка претендентов.



Примерно такой же дизайн имеет Technics RS-BX747 (100$, прямой привод, но один вал).



Нормальный дизайн 80-х имеет дека Technics RS-B905 (примерно 150$), но у нее нет прямого привода.



Всем требованиям удовлетворяет дека Technics RS-B965 (150$), ее и взял.



Кроме всего прочего, при выборе учитывалась схемотехника дек. Благо, сейчас доступны все Service Manuals. По схемотехнике Technics RS-B965 отличается в лучшую сторону от большинства названных дек. Усилитель воспроизведения имеет входной каскад на полевиках 2SK170, в то время как обычно он выполнен на микросхеме, пример, NJM2068 или подобной. Выходной каскад усилителя записи тоже выполнен на дискретных компонентах. Схемы шумоподавителей, когда они не используются, полностью исключаются из тракта ключами. Для коммутации входов записи и для выключения выхода используются реле, что большая редкость для кассетных дек.

Состояние деки оказалось отличным, на головке еле-еле видны следы использования. Ролики и пассик в норме. Косметическое состояние передней панели тоже близко к идеальному. Покупая эту деку, которая в 1990 году стоила 700$, я был уверен, что она не оставит никаких шансов моей самодельной. Однако сравнение дало несколько неожиданные результаты.



Первая проблема - это закрытый тракт. Раньше я никогда не пользовался двухвальными механизмами, хотя про их проблемы слышал. Вообще, смысл двух валов - изолировать механически участок ленты в зоне головок от всего постороннего. При этом уменьшается влияние на равномерность движения ленты неточность механизма кассеты, а также неравномерность моментов подмотки и подтормаживания. Дополнительно, в закрытом тракте создается постоянное натяжение ленты, которое слабо зависит от момента подтормаживания подающего узла. В обычных ЛПМ натяжение ленты сильно меняется от начала к концу кассеты. Вместе с тем, двухвальные ЛПМ намного чувствительнее к регулировке. Любое нарушение может привести к неустойчивости движения ленты на подающем ролике. Дело в том, что там всегда имеется проскальзывание, а это значит, что любое боковое усилие вызовет смещение ленты. Для предотвращения этого перед подающим роликом установлена дополнительная направляющая, но это спасет далеко не всегда. Такое понятие, как «зажевало ленту», обычно относилось к некачественным ЛПМ носимых магнитофонов советского производства. С приходом импортных магнитофонов о такой проблеме забыли. Звучит парадоксально, но эта проблема вновь появляется в дорогих двухвальных аппаратах с закрытым трактом. Если привести статистику, где было больше зажевано километров пленки, то лидерство будет у дорогих двухвальных дек. В этой деке Technics тоже обнаружилась такая проблема. Наиболее частая причина - заниженный момент подтормаживания. Дело в том, что со временем фетровая прокладка заглаживается, и момент подтормаживания падает. Я разворсил прокладку и обезжирил ее, а также немного растянул прижимную пружину подающего узла. Проблема исчезла, хотя пока все сделано «на глаз». Нужно будет точно измерить момент подтормаживания и установить его номинальное значение. Измеренный коэффициент детонации оказался достаточно низким:



С другой стороны, в моей одновальной деке он тоже не такой большой (выше всего примерно в полтора раза) и на слух незаметен. Поэтому не совсем ясно, ради чего нужно страдать, выбирая двухвальный ЛПМ.

Вторая проблема - значительно худшее звучание записанных кассет по сравнению с самодельной декой. Причина, скорее всего, кроется в неправильно установленном уровне воспроизведения. Все мои кассеты записаны с использованием Dolby C, а это требует точного соблюдения уровня сигнала на входе компандера при воспроизведении. Несколько удивило расположение значка «Dolby» в Technics на индикаторе уровня -справа от метки 0 dB. На моей деке значок «Dolby» расположен слева. Дело в том, что не существует какого-то единого стандарта для уровня 0 dB. Тут каждая фирма решает сама. Это может быть магнитный поток короткого замыкания 250 нВб/м (DIN) на 315 Гц, а также 200 или 160 нВб/м. А вот уровень «Dolby» определен четко, он всегда равен 200 нВб/м на 400 Гц, но измеренный по системе ANSI. Если перевести это в единицы по DIN, то получится примерно 218 нВб/м. Столько путаницы вокруг индикатора уровня! Очень наглядную картинку нашел на одном из англоязычных форумов:



Придется где-то найти или записать тестовую кассету, затем по ней установить номинальный уровень Dolby. Вообще, в звуковом тракте этой деки многое желательно исправить, но это отдельная тема.

Ну а дальше идут не проблемы, а так, мелкие минусы в сравнении с моей самодельной декой.

Переключение режимов в Technics RS-B965 работает громче. Для привода планки головок используется шестерня на ведущем валу, но инициируется этот процесс электромагнитом, который довольно громко щелкает. В ЛПМ от «Вильмы» изначально стояли электромагниты, причем большого размера, которые не просто инициировали процесс, а сами перемещали планку головок. Я убрал эти электромагниты и поставил электродвигатель с редуктором. Механизм стал переключать режимы практически бесшумно.

Автопоиск у меня позволяет находить любой музыкальный фрагмент с номером до 99, причем номер можно редактировать даже в процессе поиска. Technics позволяет искать только следующий или предыдущий фрагмент. Причем поиск запускается теми же кнопками, что и перемотка. Это неудобно, для перемотки нужно всегда сначала нажимать «Стоп». У меня для поиска используются отдельные кнопки. А если включить перемотку без промежуточного «Стоп», то предыдущий режим запоминается и включается после срабатывания автостопа. Например, так удобно перематывать кассету в начало, воспроизведение включается автоматически. Помню, когда писал прошивку для своей деки, долго выбирал частоту мигания светодиода во время поиска. Оказалось, что я остановился на такой же частоте, что и Technics. Хотя тогда я его не видел. Сам алгоритм поиска тоже работает очень схожим образом. Например, при поиске вперед находится не конец текущего фрагмента, а начало следующего. Затем на фиксированое время включается перемотка назад. Technics ведет себя точно так же.

В Technics реализован счетчик реального времени звучания. Оба подкассетника имеют датчики, по разности их скоростей высчитывается количество ленты на подающей и приемной стороне, в результате счетчик работает даже во время перемотки. Но при смене кассеты он продолжает считать с текущего значения, в результате все время показывает какое-то абстрактное время. Показывает правильно, если только начинать проигрывать кассету с самого начала, сбросив перед этим счетчик вручную. У меня датчик вращения есть только на приемном узле (хотя я это собирался исправить), поэтому во время перемотки счетчик реального времени не работает. Зато после включения «Play» он вычисляет время от начала кассеты и показывает его. Это удобнее, чем в Technics.

В Technics нет дистанционного управления, а в моей деке есть. Но здесь сравнение не совсем уместно, так как моя дека делалась немного позже, к тому времени все фирменные деки тоже обзавелись ДУ. Доделать ДУ в Technics не проблема. Там кнопки коммутируют два длинных резисторных делителя, которые опрашиваются с помощью АЦП. Чтобы не ставить кучу ключей и не тянуть кучу проводов, можно поставить микроконтроллер с ЦАП, которым сформировать нужные уровни для распознавания нажатой кнопки.

Резюмируя сказанное, я немного разочаровался в Technics RS-B965, зато стал больше гордиться NSM TK-140. Но если над Technics немного поработать, все недостатки можно свести практически к нулю.

electronics, cassette deck

Previous post Next post
Up