Не знаю, как кто, но я отпечатал в сознании дизайн аппаратуры той эпохи, которая явилась началом моей осознанной жизни. Можно проиллюстрировать это на примере эволюции дизайна кассетных дек.
Технического совершенства кассетные деки достигли к концу 70-х годов. Дальше до середины 80-х совершенствовался сервис, потом развитие шло в основном по пути удешевления и улучшения технологичности. Но все это время менялся типовой дизайн, который в каждый момент соответствовал своему времени. Можно отметить несколько периодов: дизайн 70-х, который затронул и начало 80-х, затем дизайн 80-х, который продержался где-то до 1993 года, затем дизайн 90-х. В 2000-е годы кассетных дек не стало, хотя эволюция дизайна продолжилась на других аппаратах.
В целом дизайн является иррациональной категорией, хотя некоторые его элементы могут быть оценены с рациональных позиций. Тут обычно апеллируют к эргономике. Нельзя сказать, что стиль определенной эпохи диктовал улучшение или ухудшение эргономики. Скорее, это независимо изменяющиеся во времени две стороны одной и той же вещи. Эргономика 2000-х катастрофически ухудшилась, но это выходит за рамки рассматриваемого здесь временного интервала. В 90-х она была ничуть не хуже 80-х, и определенно лучше 70-х. Но, тем не менее, к аппаратам 90-х душа не лежит.
Господство иррационального над рациональным сделало возможным наращивать продажи, особенно не заботясь о потребительских качествах. Таковы потребители. Интересным здесь является парадокс - все благие вещи обычно прививаются насильно. Естественным образом приходят лишь вещи скверные. Но откуда берется у кого-то естественное желание насильно прививать хорошее?
Так или иначе, мне по душе дизайн лишь того времени, когда у меня формировалось мировоззрение. Когда впервые видел эту технику. Я закрываю глаза на объективные характеристики и выбираю вещь только по картинке. Пусть вещь будет трижды хороша, но если она выглядит не так, как мне нравится, я на нее не буду обращать внимания.
В конце 70-х были выпущены замечательные кассетные деки, которые по сей день во многом являются эталоном. Но, увы, они выглядят неуклюже и старомодно. Надо сказать, что электрический тракт у них довольно примитивный, хотя механика вполне на высоте. Впрочем, здесь нечему удивляться. Механике на Земле намного больше лет, чем электронике. Хотя мое убеждение - только в связке с «умной» электроникой механика может полностью раскрыть себя. Теперь такие возможности есть, но нет желания, механика почти полностью вытеснена из бытовой техники.
Tandberg TCD 3014, MSRP $1395, 1982-1985
Teac A-800, MSRP $800, 1978
Technics RS-M85, MSRP $650, 1978-1979
До сих пор для записи тестовых лент многие предпочитают использовать Revox B215, который обладает феноменально низким коэффициентом детонации.
Revox B 215, MSRP $2300, 1985-1992
Некоторые фирмы пронесли старый дизайн сквозь эпохи. Может быть, они пользовались услугами старика-дизайнера, или руководство просто плюнуло на дизайн. Одной из такой фирм является фирма №1 среди кассетного декостроения - фирма Nakamichi. Одна из самых известных кассетных дек - Nakamichi Dragon имеет прекрасную конструкцию, качественные головки, знаменитую систему автоазимута NAAC, но при этом выглядит совершенно уныло.
Nakamichi Dragon, MSRP $2499, 1982-1993
Еще ужаснее выглядят у Nakamichi некоторые модели Limited Edition. Например, Nakamichi 1000ZXL (MSRP $3800, 1979-1984, фото размещено в заголовке статьи). Внешний вид этой деки мне напоминает золотые цепи на шеях бизнесменов 90-х годов. Наверное, фирма уловила типовую тенденцию у покупателей: больше денег - меньше вкуса.
Более-менее нормальные по дизайну модели у Nakamichi тоже есть, но их очень мало.
Nakamichi CR-3, MSRP $795, 1988-1990
Художественное оформление с использованием элементов понтов использовалось многими фирмами. Стилизация шрифта под рукописный, деревянные боковины корпусов, отделка золотом - вся эта мишура ставит крест на некоторых довольно неплохих технически моделях.
Pioneer CT-959, MSRP $800, 1990
Aiwa XK-S9000, MSRP $1150, 1991-1992
Красивых дек с техничным внешним видом в 80-е годы было много.
Akai GX-7, MSRP $400, 1983
Akai GX-F71, MSRP $450, 1982-1983
Aiwa AD-F660, MSRP $375, 1983-1987
В середине 90-х дизайн резко испортился, вместо рубленых форм появились округлые, корпуса стали похожими на мыльницы. Хотя технически аппараты стали в чем-то даже более совершенными.
Aiwa AD-S950, MSRP $500, 1994
Technics RS-BX747, MSRP $300, 1994
Technics RS-AZ7, MSRP $310, 1996-1998
Вот эта "Sony" находится на грани, еще не мыльница, но уже не 80-е.
Sony TC-K490, 1993
А вот эта "Aiwa" - типичные 80-е, хоть и сделана в начале 90-х.
Aiwa AD-F810, MSRP $450, 1992
Напоследок дека из 80-х, которая даже сегодня стоит больших денег. Выглядит, правда, несколько старомодно из-за стрелочных индикаторов, но все равно красавица.
Alpine AL-90, 1982-1984