Сначала- воспоминая из детства. На стене кухни весит отрывной календарь.
1967 год- год Пятидесятилетия Октября. Советская страна отпраздновала 8 марта-
с 1966 года это выходной день.
На стене кухни весит отрывной календарь. И на листе календаря от 15 марта написано мелким шрифтом- день буржуазной демократической революции в России. И по радио- передачи о том, как рабочие свергали Царя. Я не помню, чтобы это повторялось в другие годы-но в тот год Пятидесятилетия Октября пропаганда вспомнила, как рабочие свергали Царя.
И помню показанный по телевизору фильм 1961 г с Н.Рыбниковым «Две жизни»- там как раз показан февраль в Петрограде в 1917 году.
Тогда, в 1967 году коммунисты гордились, что свергали Царя, ни про какой заговор верхов и генералов не рассказывали. Это их победа была.
На сайте РАБКРИН есть книга:
Шляпников А.Г. * Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. *
https://rabkrin.org/shlyapnikov-a-g-kanun-semnadtsatogo-goda-semnadtsatyiy-god-knigi/1992 г, в трёх томах.
В первом томе, в предисловии редакции, с 5 по 30 страницу подробно написано но А.Г. Шляпникове, о его деятельности. Коротко, кто он такой: если в начале XX века он один из лучших токарей Санкт-Петербурга, то к 1914 году- профессиональный революционер. С апреля 1914 года Шляпников работал в России, на партийной нелегальной работе. Все это время Александр Гаврилович переписывался
с В. И. Лениным, о чем свидетельствуют десятки сохранившихся писем
Работой РСДРП(б) в Российской Империи руководило Русское Бюро ЦК РСДРП, а во главе этого Русского Бюро с конца 1916г стоял А.Г.Шляпников
В 1923-1931 вышли в свет его воспоминания «Семнадцатый год». В 1923 году первый том, в 1925 г- второй том. Это было время относительной свободы в печати.
( даже удивительно- третий том вышел в 1931 году, уже при полной власти Сталина)
А ведь его книги-это действительно исторические работы и когда читаешь книгу - то видишь, с точки зрения "Краткого курса истории ВКП(б)"-это сплошная крамола. И не удивительно, что 19 февраля 1932 г. было принято постановление Оргбюро ЦК об исторических произведениях Шляпникова: «Ввиду того, что тов. Шляпников не только не признает этих своих ошибок, а продолжает настаивать на своих клеветнических, против Ленина и его партии, измышлениях, ЦК постановляет: 1. Прекратить печатание и распространение „исторических“ работ т. Шляпникова („1917 год“, „Канун 1917 года“). 2. Предложить т. Шляпникову признать свои ошибки и отказаться от них в печати. В случае же отказа со стороны т. Шляпникова выполнить пункт второй - исключить его из рядов ВКП(б)»
И книга его отправилась в СпецХран и только в 1992 году вновь стала доступна читателям.
Во втором томе А.Г.Шляпников подробно описывает, как партия РСДРП, говоря современным языком, "Царский трон шатала".
Сначала- 9 января, забастовки на заводах, потом 14 февраля,в день открытия Государственной Думы- попытка организации забастовок и манифестации к Таврическому дворцу.
Русское Бюро ЦК- А.Г.Шляпников, В.М.Молотов, П.А.Залуцкий и Е.Д.Стасова на партийные деньги активно работали.
22 февраля(7 марта) 1917 года Государь, проведя в столице более двух месяцев,
выехал в Ставку, в Могилёв.
Да только в столице на Путиловском заводе -гиганте(30 тысяч рабочих)в ответ на общезаводской митинг администрация объявила локаут.
А здесь ещё и "День работниц!- 23 февраля(8 марта).
Цитирую А.Г.Шляпникова:
"Наступавший «женский день», или «день работницы», имел уже подготовленную жизнью тему для протеста. Организованные нашей партией женщины требовали от Выборгского районного комитета, чтобы в день 23 февраля были устроены митинги.
[.......]
Митинги в день 23-го были устроены на многих заводах и фабриках, где эксплуатировался женский труд. Собрания всюду проходили удачно, с подъемом и под нашими революционными и антивоенными требованиями. Напряженная атмосфера последних дней выражалась в
боевых предложениях. Пущенный и пропагандированный нами лозунг борьбы - «на Невский» - прививался в сознании широких масс. Женщины, работницы Выборгской стороны, были первыми активными проводницами этого нашего решения. Митинги закончились приостановкой работ, съемкой работающих."
Я не буду цитировать всю книгу А.Г.Шляпникова-
только про 24 февраля(9 марта) 1917 процитирую- на конспиративной квартире:
" Товарищи делились впечатлениями пережитого дня, комментировали события, сообщали новости и делали предположения.
Для всех было ясно, что революция началась,"
А вот теперь многие Интернет-леваки совершенно об этом забыли, только о заговоре генералов и думцев вспоминают в связи с очередной годовщиной Февральского переворота.
Почему? Даже удивительно. Ведь есть известный афоризм:
"У победы тысяча отцов, а поражение всегда сирота"
Об авторстве этого афоризма:
Автором афоризма считается 35-ый президент США Джон Фицджералд Кеннеди (1917-1963). Однако Кеннеди был не первым, кто отметил эту особенность.
Министр иностранных дел Италии Галеаццо Чиано (1903-1944) в своём «Дневнике» в 1942 году записал: «Как обычно, у победы находится сотня отцов, а поражение - сирота».
Схожая по смыслу фраза есть и у римского историка Корнелия Тацита (ок. 58-ок. 117 нашей эры):
«Во всякой войне... удачу каждый приписывает себе, а вину за несчастья возлагают на одного».
А здесь такая победа- свергнут "проклятый Царизм"- но большевики его не свергали...
Может всё дело в том, что через полтора года, в августе 1918 года.
на Руси жить хорошо было только комиссарам?
Народный фольклор вспоминал о последнем Царе может быть, и без почтения, как к мученику,
но с добрым юмором:
«Был Царь Николашка - были щи да кашка, посадили холуя, и не стало н. ..я».
P.S. На тему Февральского переворота и роли в нём большевиков рекомендую всем к прочтению пост блогера
takoe_nebo:
https://takoe-nebo.livejournal.com/724598.html