Из колонки А.Н.Привалова "
О том, что сталось со школой": ...Исток главной беды в том, что школу лишили самостоятельного значения. Она перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека; весь смысл её свёлся к тому, чтобы подготовить ученика к поступлению в вуз. Внешне это выразилось в воцарении ЕГЭ; недаром реформаторы образования видят своё главное свершение именно в едином экзамене - он и впрямь оказался фатальным. Имеющая собственный смысл школа оценивала своего выпускника на собственных выпускных экзаменах - выпускника «школы - ступеньки в вуз» проверяют на ЕГЭ, экзаменах одновременно выпускных и вступительных. Как эта новация сказалась на вузах, вопрос отдельный, но школу она просто убила...
...Погибель таилась
в полной отмене выпускных экзаменов. То есть поначалу-то могло показаться, что они отменены частично: как же! ведь ЕГЭ по русскому языку и математике обязательны, и ещё что-то надо выбрать - и это тоже обязательно.
Но очень скоро стало понятно, что это отговорки - во всяком случае, для всех предметов, кроме двух. Их все: что физику, что английский, что историю - если не хочешь, можно и не учить, и ничего тебе за это не будет. То есть ничего - если ты лодырь; если же ты собрался поступать, скажем, на экономический, то тебя за то, что ты забил на физику да химию, будут даже хвалить: ах, какой целеустремлённый. Тройку и в том и в другом случае как-нибудь натянут.
Тут и учителя смекнули, что они, со своей стороны, могут не учить этим дисциплинам. Во всяком случае, не учить большинство учеников - всех, кто сам не выбрал этот предмет. И им тоже ничего за это не будет: ведь их зарплату определяет средний балл по ЕГЭ, а те, на кого они махнут рукой, его сдавать не пойдут и на средний балл не повлияют.
Исключения, конечно, возможны - и наблюдаются; но как правило, где можно невозбранно не учить и не учиться - там и учить, и учиться постепенно перестают..
...Есть две международные программы: PIRLS, в которой оценивают учебные достижения школьников начальных классов, и PISA, где оценивают пятнадцатилетних ребят.
Малыши наши выигрывают почти у всех: в предпоследний раз мы были первые, Гонконг - второй, в последний раз мы вторые, Гонконг первый.
А наши юноши каждые три года опускались на несколько позиций, оказавшись в предпоследний раз примерно сороковыми из семидесяти участников; так что в последний раз Россия и участвовать не стала.
Увы, всё ведёт к печальному выводу: наша школа понижает интеллектуальный уровень детей - не говоря о том, что развращает их безнаказанностью безделья...
...Сегодня средним образованием мы готовы называть натасканность на прохождение тестов конкретного типа по трём-четырём предметам - и это в благоприятном случае; в случае менее благоприятном аттестат о среднем образовании выдаётся, как мы видели, за умение с горем пополам читать и считать в пределах первой сотни. О навыках связной речи лучше не вспоминать...
...Пришибить хорошую школу не проблема, а создать новую труднее с каждым годом - прежде всего потому, что беда с учителями.
В любой сколько-нибудь серьёзной дискуссии о проблемах школы можно услышать, что учителя (не все, конечно, - многие) плохо знают предмет, плохо и невнятно говорят, не владеют базовыми методическими навыками и так далее. Система педагогического образования в стране практически разрушена. Многие десятки педвузов чуть не во всех регионах страны за последние годы просто закрыты, выжившие либо ждут своей очереди, либо странным образом переформатируются.
Теперь они будут готовить не специалистов, как прежде, а бакалавров; иными словами, из педвузов превращаются в педтехникумы - прекрасная основа для школы XXI века, что и толковать...
...С каждым годом всё больше учителей с изрядным облегчением привыкают к нынешнему положению вещей. Они понимают, что натаскивать, да притом не всех учеников класса, куда легче, чем учить, да притом всех; что система, при которой детей не надо учить думать, говорить и писать, весьма удобна тому, кто сам всего этого не умеет. Возвращать выпускные будет поэтому всё сложнее: учителя будут всё более массово к ним не готовы - выяснилось же в этом году, что большая часть словесников не знает, как работать с возвращённым вдруг сочинением.
Промедлить ещё совсем немного - не знаю, год или два - и может статься, что школу придётся восстанавливать не по живым воспоминаниям, а по книгам. Если кто-нибудь сумеет такие книги написать.
А.Привалов в этой колонке пишет не столько о том, что разрушено, сколько о том, что создаётся.
В частности, о единых, по сути, интересах учеников, их родителей, учителей, директоров школ и гос.чиновниках минобраза. Они все заинтересованы в показателях.
С таким комплотом справиться почти невозможно. Его можно устроить - сверху, как и получилось у нас сейчас. Но разрушить - нельзя, как и любое преступное сообщество.
О подобной ситуации писали в своей книге "Теневая Россия" И.Клямкин и Л.Тимофеев. Когда оказалось, что явление, называемое "порча", выгодно каждому в отдельности.
В отдельности. В отдельности.