Куба. 51 год с петлей на шее

Feb 21, 2013 14:24

Оригинал взят у i_contester в Куба. 51 год с петлей на шее

7 февраля 2013 года исполнилось 51 год экономической блокады Кубы со стороны США (хотя сюда вполне можно отнести и ряд санкций 1959-1962 гг.). 21 год назад к блокаде присоединилась "новая Россия", унаследовавшая советские активы, но "забывшая" при этом правопринять прежние обязательства (галантно уступив место на рынке Китаю, Венесуэле, Испании, Канаде и пр.). Ниже приводятся лишь некоторые штрихи к портрету американского "эмбарго" - в основном, частные случаи (по докладам Кубы в ООН за 2003-2012 гг. и другим источникам), по которым, однако, в какой-то степени можно представить себе общую картину.

Не буду здесь особо останавливаться на таких очевидных вещах, как "географическая обреченность" Кубы, размеры ее рынка, из-за чего она, как и любая другая маленькая страна, в гораздо большей степени зависит от внешней торговли, внешних кредитов, иностранных инвестиций, технологий и ноу-хау, от международного сотрудничества в целом и т.д. Международно-правовую оценку американских санкций, равно как и "краткий" список дружественных набегов со стороны северного соседа также оставлю за скобками. Могу лишь предложить примерить на себя (то бишь на РФ) перечисленные ниже меры и их последствия.

Общее

Экстерриториальный характер блокады закреплен, главным образом, в законах Торричелли (1992) и Хелмса-Бертона (1996). Этим актами американское правительство присвоило себе право устанавливать за и для других стран законодательные нормы, касающиеся отношений этих стран с Кубой, в т.ч. право регулировать поведение и действия этих третьих стран и их резидентов, не подпадающих под юрисдикцию США.

Основными чертами экстерриториального характера блокады по-прежнему остаются следующие:
- филиалам американских компаний в третьих странах запрещается осуществлять какое-либо взаимодействие с кубинскими предприятиями;
- компаниям третьих стран запрещается экспортировать в США товары кубинского происхождения, а также товары, содержащие в себе те или иные элементы кубинского происхождения;
- компаниям третьих стран запрещается продавать Кубе товары и услуги, в которых доля американских технологий и компонентов превышает 10%, даже если собственниками этих товаров и услуг являются резиденты этих стран;
- банковским учреждения третьих стран запрещается открывать кубинским физическим или юридическим лицам долларовые счета, а также осуществлять с указанными лицами какие-либо финансовые операции в долларах США. Кроме того, транзакции банков третьих стран в иных валютах, если они так или иначе связаны с Кубой, также сопровождаются санкциями и угрозами их применения;
- запрещается заход в порты США судам, перевозящим товары с Кубы или на Кубу, независимо от того, под флагом чьей страны они ходят.

Куба оценивает экономический ущерб от блокады по состоянию на декабрь 2011 г. минимум в 108 млрд. долларов в современных ценах.

Из 625 млн. долларов ущерба, нанесенного кубинской внешней торговле в 2002 году в результате экономической блокады, 178,2 млн. долларов (26%) были непосредственно вызваны ее экстерриториальным характером.

Минфин США занес в "черный кубинский список" японскую компанию Kyoei International, имеющую тесные связи с Кубой. В результате данной меры, очевидно имеющей целью запугать другие компании, Toyota и Mitsubishi, например, отказались от прямых продаж своей продукции на Кубу, чтобы не повторить судьбу Kyoei и не подвергать риску свой американский рынок сбыта.

В 2004 году 77 компаний, банковских учреждений и неправительственных организаций - американских и из других стран - были оштрафованы за нарушение блокады Кубы; 11 из них были иностранными предприятиями или дочерними компаниями американских фирм в Мексике, Канаде, Панаме, Италии, Великобритании, Уругвае и на Багамских островах. Семь других компаний, в том числе «Iberia», «Alitalia» и «Air Jamaica», были наказаны потому, что их филиалы в Соединенных Штатах нарушили, по мнению американского правительства, законы о блокаде.

"Акт о кубинской свободе и демократической солидарности" 1996 года предусматривает многократно завышенные компенсационные выплаты американским гражданам, в том числе кубинского происхождения, эмигрировавшим с острова после революции. Общая сумма их исков оценивается фантастической суммой - 100 млрд. долларов (Вейцев Н.Я. История латиноамериканских стран. Ростов-на-Дону, 2006. С. 193.).

Промышленность и транспорт

"26 мая 2011 года член Палаты представителей США от штата Флорида Илеана Рос представила законопроект H.R.2047 "Закон 2011 года о защите карибских коралловых рифов", который предполагает внесение поправок в закон Хелмса-Бертона, отказывающих как во въезде в США, так в преимуществах отношений с данной страной физическим и юридическим лицам, содействующих развитию программ нефтеразведки в прибрежной зоне Кубы." [Чисто случайно озабоченность судьбой несчастных кораллов совпала с окончанием строительства для Кубы нефтяной платформы Scarabeo 9.]



[Как пример целенаправленной скупки кубинских деловых партнеров:] На ноябрь 2009 года была законтрактована передача Кубе ротационного машинного оборудования для разлива спиртных напитков в стаканы бразильской фирмой Huhtamaki, с которой уже некоторое время поддерживались связи. В день, намеченный для передачи, было получено сообщение, в котором говорилось, что фирма Huhtamaki была приобретена американским предприятием Dixie Toga S.A. - дочерним предприятием группы Bemis Company Inc., поэтому контракт аннулируется ввиду санкций США против Кубы.

6 апреля 2010 года федеральный судья округа Уилмингтон, Делавэр, вынесла решение в пользу предприятия «Бакарди», разрешив ему торговать ромом с товарным знаком «Гавана Клуб» в Соединенных Штатах; в августе 2006 года Бюро товарных знаков и патентов США отказало его законным владельцам - кубино-французскому предприятию «Гавана Клаб Интернасиональ» - в возобновлении регистрации, ссылаясь на раздел 211, принятый в целях воспрепятствования регистрации и перерегистрации ряда всемирно известных кубинских товарных знаков, таких как «Гавана Клаб», с целью их незаконного присвоения.
В 2010 году исполнилось 8 лет с того момента, как орган по разрешению споров ВТО призвал правительство Соединенных Штатов привести [решение по "Гавана Клаб" 1992 года] в соответствие с обязательствами США по ТРИПС. С того времени США не сделали ничего, чтобы выполнить свои обязательства по соглашениям ВТО и постановлениям ОРС. [В целом, отношение США к соблюдению своих обязательств в рамках ВТО применительно к "кубинскому вопросу" вкратце можно описать так: "Куба угрожает нашей национальной безопасности, поэтому на все решения судебных органов ВТО мы клали с высокой колокольни".]
С другой стороны, в контексте блокады и враждебной политики в течение 2009 года возникла новая ситуация риска и возможных ущербов, связанная с намерением некоторых истцов, выступающих в судебных процессах против кубинского государства в американских судах, присвоить в виде компенсации кубинские товарные знаки и патенты. Пока еще невозможно оценить ущерб, причиненный кубинским предприятиям-владельцам товарных знаков и патентов в Соединенных Штатах, помимо эффекта разубеждения в целях отказа от возможных сделок. В феврале 2010 года Реестр товарных знаков и патентов США (USPTO) опубликовал список передачи 44 знаков и 58 патентов, принадлежащих кубинским предприятиям, Нило Хересу. Один из этих патентов даже не фигурировал в заявке на исполнение, представленной в федеральный суд, более того - он еще не был выдан в момент ее подачи.

Поскольку Соединенные Штаты являются крупнейшим производителем пассажирских самолетов и их компонентов, запасных частей и технологий для самолетов и аэропортов и оборудования для обслуживания самолетов, а также участвуют в авиационном производстве и имеют значительную долю акций в других авиастроительных компаниях, кубинские авиакомпании не могут приобретать самолеты, оборудование и запасные части не только американского производства, но и производимые авиационной промышленностью других стран, в частности, европейских. По этим причинам Кубе приходится прибегать к аренде менее эффективных самолетов на неудовлетворительных и невыгодных условиях.

Банки и страхование

Отсутствие доступа к американским кредитам в значительной степени определяет показатель "странового риска" применительно к кредитам из третьих стран. Вследствие этого финансовые расходы по транзакциям увеличиваются примерно на 5% и превышают среднерыночные уровни.

Кубинский сектор страхования и перестрахования сталкивался с значительными препятствиями вследствие доминирования американского капитала на финансовых рынках, что влекло за собой задержки в исполнении соответствующих операций, ограничения по рынкам и дополнительные расходы из-за так называемого "странового риска". В настоящее время 90% рынка компании Lloyd's, крупнейшего и важнейшего игрока на рынке перестрахования, сконцентрировано в американском корпоративном капитале, соответственно, Lloyd's не может вести дела с Кубой. Это означает для Кубы существенные ограничения по доступу к рынку и, как следствие, снижение ее конкурентноспособности.

Кубинская страховая компания ESICUBA неоднократно сталкивалась с существенными ограничениями возможностей перестрахования в компаниях третьих стран, имеющих американский капитал или котирующихся на биржах США, прежде всего, на Нью-Йоркской фондовой бирже. На конец 2011 года дополнительные расходы ESICUBA по перестрахованию составили 264 млн. долларов.

В отношении Кубы действует запрет на использование кредитных и дебитных карт, персональных чеков, ваучеров, выданных как банками США, так и банками третьих стран [в ряде случаев].

Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication SCRL (SWIFT) сообщило Центральному банку Кубы, что новая версия SWIFT Alliance Access (SAA), Release 7.0, которую следует использовать в обязательном порядке, чтобы получить доступ к сети с 31 марта 2012 года, не будет доступна Кубе, потому что содержит американскую технологию и компоненты, подпадающие под санкции США.

Каждый год блокада сокращает возможности использовать банки-корреспонденты, еще более усложняя банковские перечисления, помимо уже известных ограничений в использовании доллара как средства платежа. Следствием блокады является невозможность оформлять частные денежные переводы от кубинских работников за рубежом, латиноамериканских студентов и кубинских общин в Центральной и Южной Америке из-за сильного влияния Соединенных Штатов в региональных банках; кубинские банки также не имеют доступа к сайтам специализированной финансовой информации, таким как Рейтер.

В мае 2004 года Федеральный резерв США оштрафовал на 100 миллионов долларов швейцарский банк UBS AG за то, что тот якобы нарушил американские санкции против Кубы и других стран (Вейцев Н.Я. История латиноамериканских стран. Ростов-на-Дону, 2006. С. 148.). Целью этих действий было помешать производить вклады, обмен на другую валюту или перечисления через банки третьих стран долларов, которые Куба получает законным образом по статьям туризма, семейных денежных переводов и продаж в торговых центрах, чтобы лишить Кубу возможности импортировать главным образом продукты питания, лекарства и энергоресурсы, стремясь тем самым вызвать экономический крах и дестабилизировать обстановку в стране.

9 октября 2004 года Государственный департамент США, совершая беспрецедентную агрессию в истории международных финансовых отношений, объявил о создании «Группы преследования кубинских активов», чтобы расследовать и пресекать новые пути движения валюты с Кубы и на Кубу, особый акцент сделав при этом на «туризм, заменивший экспорт сахара в качестве главного источника валюты».

12 июня 2012 Министерство юстиции США объявило о наложении штрафа в 619 млн. долларов на голландский банк ING за нарушения режима санкций против Кубы и других стран.

7 апреля 2011 года департамент Министерства финансов США по контролю за зарубежными активами (OFAC) наложил штраф на страховую компанию "Metlife" (Нью-Йорк) за выдачу чека непосредственно кубинскому бенефициару.

"Мой муж-кубинец хотел открыть счет в московском "Альфа-банке", однако там ему указали на дверь, сославшись на санкции США в отношении Кубы". (#) [интересно, сколько всего "у нас" таких "российских" предприятий с американским капиталом?]

Медицина

[Не буду здесь приводить слишком много примеров воздействия блокады на кубинскую медицину, поскольку большинство из них в полной мере понятны лишь специалистам. Просто когда чьи-то родственники будут умирать, нелишним было бы поинтересоваться, не занималась ли Куба исследованиями по лечению данной болезни и не могла ли она к означенному моменту изобрести соответствующее лекарство или способ лечения.]

В 1975 году примерно 50% всех патентованных лекарств в мире производилось американскими компаниями. Куба может получить доступ к этим лекарствам только через (и при наличии) посредников, зачастую по непомерно высоким ценам. Закон Хелмса-Бертона 1996 года резко снизил желание иностранных инвесторов в сфере здравоохранения участвовать даже в ограниченной торговле с Кубой, угрожая неамериканским посредникам судебными исками в судах США. (#)

Возможности Кубы по приобретению противоопухолевых препаратов существенно снизились в результате скупки транснациональными корпорациями США фармацевтических лабораторий, прежде контактировавшими с кубинскими предприятиями.

Кубинский институт онкологии и рентгенобиологии не имеет возможности использовать пленку с радиоактивным йодом при лечении детей и взрослых с ретинобластомой (врожденная опухоль сетчатки глаза), так как эти пленки можно приобрести только в США.

Больница «Эрманос Амейхейрас» в Гаване не имеет возможности проводить томографические обследования более 5000 пациентов, в частности с применением КТ-ангиографии, что крайне необходимо для исследований церебрально-васкулярных заболеваний, поскольку фирма «Филипс» не выполнила своего обязательства поставить запасные части для томографов.

Кубе отказано в праве приобретать контраст, содержащий неионный йод, - продукт, влияющий на качество лучевых исследований пациентов с опухолями.

Кубе отказано в приобретении расходных материалов и медикаментов, связанных с трансплантацией органов и тканей.

Компьютеры и интернет

8 марта 2010 года департамент Министерства финансов США по контролю за зарубежными активами (OFAC) обнародовал новые правила в отношении услуг интернета для Кубы, в соответствии с которыми не разрешается:
- экспорт (прямой или косвенный) на Кубу услуг подсоединения к интернету или установок передачи телекоммуникаций (таких, как спутниковая связь или линии, предназначенные для этих целей);
- использование Кубой услуг интернета с коммерческими целями;
- экспорт (прямой или косвенный) на Кубу услуг серверов, не предназначенных для личной связи, и услуг по регистрации доменов net, edu, gov и других;
- экспорт (прямой или косвенный) услуг интернета высокопоставленным должностным лицам правительства Кубы или ККП.

Блокада продолжает причинять ущерб предприятию «Кубаэлектроника». Остается неизменным отказ в доступе или отказ в предоставлении услуг многочисленных веб-сайтов, независимо от их характера. Кубе отказано в доступе к бесплатным услугам, предлагаемым в сети.

Кубе запрещается импортировать [из США] компьютеры, изготовленные крупнейшими мировыми производителями, такими как Intel, Hewlett Packard, IBM и Mackintosh. Для их приобретения страна вынуждена платить на 30% больше обычной цены.

Экономическая блокада нанесла серьезный ущерб Кубинскому национальному предприятию программного обеспечения Desoft S.A. Были прерваны его рабочие связи с коста-риканским предприятием Movil Multimedia и испанской фирмой Oesia, поскольку те опасались штрафа или наложения санкций вследствие их деловых отношений с Кубой, что привело к замораживанию проектов и соответствующим убыткам.

Кубе недоступны услуги, предоставляемые значительным числом интернет-ресурсов, если соединение исходит из зоны .cu. В мае 2009 года Microsoft заблокировал Кубе доступ к сервису Windows Live. Кубе отказано в доступе к глобальной системе туристического бронирования Amadeus, к услугам компаний Cisco Systems, SolidWorks, Symantec, Sun Microsystem и др. (#)

По сообщению информагентства ДПА от 15 ноября 2009 года, компания Mozilla исключила пользователей Кубы и ряда других стран, на которые наложены санкции, из участия в конкурсе по программированию. 28 января 2010 года SourceForge заблокировало доступ странам, на которые США в одностороннем порядке наложили экономические санкции, в том числе Кубе.

Высокоскоростной кабель Майами-Канкун проходит всего в 32 километрах от кубинского побережья. Подсоединение к нему обошлось бы Кубе менее чем в 1 миллион долларов. Вместо этого пришлось прокладывать новый кабель ALBA-1 из Венесуэлы стоимостью более 70 миллионов долларов. Несмотря на сложности с подключением к интернету, с закупкой компьютеров, роутеров и другого оборудования, Куба по числу интернет-пользователей на душу населения опережает такие страны Латинской Америки как Белиз, Боливия, Гаити, Никарагуа, Сальвадор и Суринам. (#)

"Отдельная тема - соблюдение американскими интернет-компаниями закона об эмбарго с Кубой. Примерно половина услуг крупных компаний недоступна. При заходе на сервер www.paypal.com на экране появляется следующая надпись: Error 3028. You have accessed your account from a sanctioned country. Per international sanctions regulations, you are not authorized to access the PayPal system. Cервисы Google доступны, а вот программы для скачивания (такие как Google Earth, Picasa и даже Google Chrome) почему-то нет. ITunes не работает напрочь - невозможно скачать ничего, в том числе и бесплатные приложения для айфона". ( #)

31 июля 2011 года социальная сеть Facebook второй год подряд запретила программистам Кубы и других стран, находящихся под американскими санкциями, участвовать во всемирном конкурсе по программированию.

Приобретение оборудования и запасных частей, изготовленных по патентам американских компаний, которые оказываются необходимыми для развития и технического обслуживания кубинских предприятий телекоммуникаций, производится на международном рынке в режиме жестких мер по контролю и надзору, помимо значительного увеличения их стоимости.

Культура, интеллектуальная собственность

Несмотря на то, что в 1994 году Конгресс США принял поправку Бермана к Free Trade in Ideas Act 1992 года, по которой за кубинскими композиторами признается право на получение авторского вознаграждения за публичное исполнение и исполнение по радио их произведений, США продолжают уклоняться от проведения переговоров и установления рабочих отношений с кубинскими музыкальными издательствами. Вследствие этого авторские отчисления кубинским гражданам остаются замороженными в банках США и незаконно используются американскими организациями.

Кубинские писатели в значительной степени лишены возможности публиковаться в США, что влечет за собой не только экономический ущерб, но и наносит вред культурному обмену, едва ли поддающийся исчислению.

Куба лишилась ряда своих крупнейших дистрибьюторов за рубежом в результате их поглощения американскими компаниями. Например, кубинская звукозаписывающая компания EGREM понесла убытки в результате того, что ее дистрибьютор в Испании Distrimusic S.A. был куплен компанией "Уорнер Бразерс", отказавшейся от дальнейшего сотрудничества с Кубой.

OFAC запрещает гражданам США участвовать в производстве кубинских фильмов, а также в совместном с третьими странами производстве информационных материалов, предполагающем взаимодействие с Кубой или ее гражданами. Так, в 2006 году американские власти оштрафовали съёмочную группу фильма "В поисках Фиделя" (реж. Оливер Стоун) за «нарушение экономического эмбарго» против Кубы, чем вызвали насмешки по поводу «цены свободы слова». (#)

Культурным и научно-исследовательским учреждениям США запрещено приобретать кубинские издания для расширения своих библиотечных фондов. Кубе, в свою очередь, запрещается приобретать современную американскую литературу.

В 2002 году было подписано двухстороннее соглашение с Национальным советом по исследованию общественных наук США о получении помощи для консервации дома-музея Эрнеста Хемингуэя в виде средств и расходных материалов для оцифровывания переписки и документов коллекции Хемингуэя. Казначейство США не утвердило перечисление Кубе необходимого финансирования для выполнения этого проекта.

Правительство Соединенных Штатов неоднократно препятствовало участию американских ученых, деятелей искусств и образования в форумах и встречах, проводимых на острове, не предоставляя им разрешений для поездок на Кубу.

США отказали во въездной визе кубинскому историку Еусебио Леалу, приглашенному для участия в собрании Послов мира и доброй воли генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном.

Американский гитарист Рай Кудер (Buena Vista Social Club) был вынужден приостановить свое сотрудничество с кубинскими музыкантами под давлением правительственных учреждений США. Кроме того, на него был наложен штраф в размере 100 000 долларов. (#)

Туризм, спорт, въезд и выезд

Ущерб, нанесенный блокадой кубинской индустрии туризма в 2009 году, оценивается в 1 млрд.109 млн. долларов, в т.ч. 27,4 миллиона долларов - из-за увеличения затрат на фрахт, более высоких цен, тарифов и процентов, и 40 миллионов - вследствие ограничений в электронной торговле и прочих торговых операций он-лайн.

Кубинские отели не могут использовать глобальные дистрибьюторские системы (GDS) «Sabre», «Galileo» и «Worldspan», поскольку те являются американскими предприятиями. Посредники-поставщики туристических услуг предпочитают не иметь дела с кубинскими туристическими предприятиями, опасаясь штрафов и не желая поставить под удар свои позиции в Соединенных Штатах.

Кубинские турагентства Cubatur и Viajes Cubanacán готовы предложить свои услуги 140 круизным лайнерам, чьи маршруты проходят неподалеку от Кубы. Американские судоходные компании, доминирующие на международном рынке, выражают готовность включить Кубу в свои круизные маршруты, однако блокада со стороны США препятствует им в этом. При снятии санкций можно было бы рассчитывать на 7 миллионов американских туристов, готовых отправиться в круиз по Карибскому морю, из которых ежегодно как минимум один миллион посещал бы территорию Кубы.

Глобальная система бронирования Utell International (Омаха, США) сотрудничала с кубинским турагентством Cubanacán с 1993 года через свои филиалы в Мексике и Великобритании. В 2001 году Utell был куплен американской компанией Pegasus Solution, после чего количество бронирований стало резко сокращаться. В сентябре 2002 года, в результате возрастающего давления на нее, Utell сообщила своим кубинским партнерам, что является филиалом американской компании и по рекомендации ее юридического департамента вынуждена немедленно разорвать все свои деловые отношения с кубинскими отелями.

Под американские санкции подпадают предприниматели третьих стран, осуществляющие инвестиции или сделки с Кубой, им отказывается в выдаче въездных виз в США (отказ распространяется и на их родственников). Данные лица могут даже стать объектом судебного преследования в США, если их бизнес на Кубе связан с собственностью, на которую претендуют американские граждане или те, кто, родившись на Кубе, приобрел это гражданство позже.

В 1966 году был введен запрет на посещение Кубы для американских граждан. Кроме того, американцам запрещено совершать какие-либо сделки в Кубе (а еще точнее - тратить каким-либо образом деньги) без специального разрешения. Граждане США теоретически могут нарушить запрет, посетив Кубу с территории Канады или Мексики и скрыв факт посещения, поскольку кубинские власти не проставляют штамп в паспорте, однако злостным нарушителям грозит тюремное заключение сроком на 10 лет и крупные штрафы.

30 сентября 2004 года были ужесточены так называемые Правила контроля за кубинскими активами, согласно которым «граждане Соединенных Штатов или лица, постоянно проживающие в США, не могут законным образом покупать в третьей стране продукты кубинского происхождения, включая табачные изделия и спиртные напитки, даже для своего личного пользования за рубежом». Уголовные санкции за нарушение этих правил могут достигать миллиона долларов штрафа для корпораций и 250 тысяч долларов и до 10 лет тюрьмы для частных лиц. Гражданские санкции размером до 65 тысяч долларов могут налагаться департаментом контроля за зарубежными активами (OFAC) Министерства финансов США (Бастиан Х. Планы Буша насчет Кубы: усилия США по «смене режимов» не ограничиваются).

В 2004 году правительство Соединенных Штатов наложило штрафы на 316 граждан США и лиц, проживающих в этой стране, за нарушение санкций против Кубы. До 12 октября 2005 года таких штрафов было уже 537.

После принятия поправки к закону о бюджете на 2009-й финансовый год американцы и кубино-американцы, приезжающие на Кубу, не вправе тратить больше предельной суммы, установленной для дорожных заграничных расходов должностных лиц американского правительства, которая в настоящее время составляет 179 долларов США в день.

"Когда группа американских деятелей решила встретиться с группой кубинских официальных лиц в Шератоне города Мехико, обсудить совместные проекты, на случай, если эмбарго отменят, американский Минфин так надавил на Шератон, что встречаться в гостинице им было запрещено. Мексиканские власти, запрещающие подчинение этому эмбарго, на некоторое время этот Шератон просто закрыли: но с точки зрения Шератона это все равно было сильно дешевле, чем ослушаться американцев". ( #)

20 июня 2011 года телеканал CBS4 сообщил, что Министерство финансов США отказало детской футбольной команде города Ки-Уэст, приглашенной на Кубу для участия в Национальных школьных играх, в разрешении на поездку на остров.

Только за 11 месяцев 2002-2003 гг. во въездных визах в США было отказано 39 кубинским спортсменам, приглашенным для участия в пяти международных соревнованиях, включая Men's Basketball World Championship в Пуэрто-Рико (2002) и World Wrestling Cup (2003).

Ad memoriam

1916 год, США - Франции: "Соединенные Штаты не признают ни за одной иностранной державой права препятствовать осуществлению торговых прав третьих стран путем наложения блокады в условиях мирного времени".

"Резолюция ООН № 2625 от 24 октября 1970 г. […] провозгласила суверенное равенство государств, право народов на свободное самоопределение и обязанность каждого государства "не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства". Она также установила, что "ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. Каждое государство обладает неотъемлемым правом выбирать себе политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства." (#)
Previous post Next post
Up