Начинаю серию постов - небольших фрагментов из правильных и нестареющих книг.
Кто эти книги знает и помнит - встретится снова с полюбившимися текстами.
Кто давно читал и забыл - вспомнит.
Кто не читал - познакомится впервые с их героями, идеями, мирами. С каждым годом таких читателей и френдов становится все больше.
Кто не собирается читать эти книги целиком - прикоснется к самым значимым текстам и мыслям. А потом, быть может и решится прочитать книгу.
Все посты в серии будут с тэгом "цитатник".
Сегодня представляю фрагмент из "Трудно быть богом", повести братьев Стругацких, 1964г., СССР; формальный жанр: научная фантастика.
Веховая книга, оказавшая сильное влияние на уже несколько поколений советских и постсоветских людей. Объем статей, рецензий на эту небольшую НФ-повесть, как хвалебных, так и ругательных, превышает на порядки объем текста самой повести.
ТББ - уже не просто явление литературы, эта книга стала явлением культуры, артефактом советской идеологии, знаменем коммунизма, да и вообще, явлением жизни, как мавзолей на Красной площади или монумент Родины-матери в Сталинграде.
Итак, знаменитый диалог дона Руматы и ученого доктора Будаха (после его спасения Руматой из застенков дона Рэбы).
(Текст приведен по
публикации на Флибусте с пропусками несущественных деталей для сокращения места и сосредоточения на основном).
"...- Вы задаете странные вопросы, дон Румата, - сказал он.
... Борьба со злом! Но что есть зло? Всякому вольно понимать это по‑своему. Для нас, ученых, зло в невежестве, но церковь учит, что невежество - благо, а все зло от знания. Для землепашца зло - налоги и засухи, а для хлеботорговца засухи - добро. Для рабов зло - это пьяный и жестокий хозяин, для ремесленника - алчный ростовщик. Так что же есть зло, против которого надо бороться, дон Румата?
- Он грустно оглядел слушателей. - Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир...
- Мир все время меняется, доктор Будах, .... Неужели вы серьезно считаете этот мир совершенным? - удивился Румата... После встречи с доном Рэбой, после тюрьмы…
- Мой молодой друг, ну конечно же! Мне многое не нравится в мире, многое я хотел бы видеть другим… Но что делать? В глазах высших сил совершенство выглядит иначе, чем в моих...
- А что, если бы можно было изменить высшие предначертания?
- На это способны только высшие силы…
- Но все‑таки, представьте себе, что вы бог…
Будах засмеялся.
- Если бы я мог представить себя богом, я бы стал им!
- Ну, а если бы вы имели возможность посоветовать богу?
- У вас богатое воображение, - с удовольствием сказал Будах …
- Вы мне льстите… Но что же вы все‑таки посоветовали бы всемогущему? Что, по‑вашему, следовало бы сделать всемогущему, чтобы вы сказали: вот теперь мир добр и хорош?..
Будах, одобрительно улыбаясь, откинулся на спинку кресла и сложил руки на животе.
- Что ж, - сказал он, - извольте. Я сказал бы всемогущему: «Создатель, я не знаю твоих планов, может быть, ты и не собираешься делать людей добрыми и счастливыми. Захоти этого! Так просто этого достигнуть! Дай людям вволю хлеба, мяса и вина, дай им кров и одежду. Пусть исчезнут голод и нужда, а вместе с тем и все, что разделяет людей».
- И это все? - спросил Румата.
- Вам кажется, что этого мало?
Румата покачал головой.
- Бог ответил бы вам: «Не пойдет это на пользу людям. Ибо сильные вашего мира отберут у слабых то, что я дал им, и слабые по‑прежнему останутся нищими».
- Я бы попросил бога оградить слабых, «Вразуми жестоких правителей», сказал бы я.
- Жестокость есть сила. Утратив жестокость, правители потеряют силу, и другие жестокие заменят их.
Будах перестал улыбаться.
- Накажи жестоких, - твердо сказал он, - чтобы неповадно было сильным проявлять жестокость к слабым.
- Человек рождается слабым. Сильным он становится, когда нет вокруг никого сильнее его. Когда будут наказаны жестокие из сильных, их место займут сильные из слабых. Тоже жестокие. Так придется карать всех, а я не хочу этого.
- Тебе виднее, всемогущий. Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им.
- И это не пойдет людям на пользу, - вздохнул Румата, - ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
Не давай им всего сразу! - горячо сказал Будах. - Давай понемногу, постепенно!
- Постепенно люди и сами возьмут все, что им понадобится.
Будах неловко засмеялся.
- Да, я вижу, это не так просто, - сказал он. - Я как‑то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - он подался вперед, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…
- Я мог бы сделать и это, - сказал он. - Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
- Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу этого сделать..."
"Трудно быть богом", братья Стругацкие