Письма к "френду" - 2

Feb 19, 2013 01:39

6. О логике. Ни один диалектик не отрицал формальной логики - которая есть дисциплина мышления. Гегель, помнится, отвечал Шеллингу, пренебрежительно считавшему рассудок уделом черни: "нельзя с презрением относиться к рассудку - рассудок бывает без разума, а разум без рассудка не существует!" Отсюда следуют и права формальной логики - это элементарный этап становления мышления, его гигиена. Формальная логика - то простое, к которому сложное несводимо, но без которого и самого сложного нет. Иначе: тот, кто мыслит формально-логически, может никогда не понять диалектику. Но познавший диалектику всегда прежде постигает формальные правила мышления.

7. И в этой связи интересны ваши собственные формально-логические противоречия, которые Вы предпочитаете скромно называть "парадоксами".
Пролетариат у Вас оказывается то «повзрослевшим человечеством», то - «сам по себе не может выработать собственную идеологию и потому, оставленный в одиночестве, не способен к самостоятельному политическому действию».

Такой взрослый ребёнок, а не пролетариат. «Поднимающийся класс», а как же!

Да что там, ребёнок! Ребёнок хотя бы говорить может. За пролетариат же в Вашей схеме «говорит» интеллигенция! Рабочий класс ничем не хуже умной собаки: всё понимает - сказать не может.
Но Вы пишете - за каждый класс всегда говорила интеллигенция! Но надо бы добавить - интеллигенция классовая (здесь уместно вспомнить Антонио Грамши, который в этом вопросе куда ближе к истине, чем вдохновляющий Вас Мангейм). Итак: всегда говорили образованные представители класса - а не интеллигенция как некая над-(или меж-)классовая группа.

8. Да, интеллигенция! Занятно, как вы на слово верите Мангейму - представителю самой буржуазной интеллигенции (кстати, само понятие интеллигенции как социальной группы - есть изобретение Новейшего времени: попробуйте, к примеру, сказать «интеллигенция греческого полиса», или «интеллигенты раннего Средневековья» - и вы почувствуете анахронизм, и поймёте хронологическую ограниченность этого слова).
Сама интеллигенция в своих мечтах всегда желала быть именно «свободно парящей», не зависеть ни от кого. И Мангейм поёт своей родной «социальной группе» ту колыбельную, под дурманящим воздействием которой находится сам.
Вообще, говорить об интеллигенции в современном смысле слова (прежде под этим понималось качество человеческого ума, принципиальная способность к пониманию, к познанию) можно только как об университетско-академической прослойке, формирующей кадры для аппарата управления государства и ведения дел буржуазии. И что же, эта прослойка «свободно парит»? Но из чьего кармана она получает зарплату и гонорары? Кто кормит её? Или интеллигенты, аки ангелы, питаются лишь пищей духовной?
Поэтому: нет, не парит Ваша интеллигенция, а очень даже приземлена, очень заинтересована. Да, собственных интересов она не имеет - но её интерес всегда тождествен интересу Хозяина, оплачивающего ужин. Надо ли пояснить, кто этот Хозяин современного общества?
Поэтому Ваша (или Мангейма?) теория о «лицедействующей интеллигенции», «свободно парящей» над немыми, безголосыми классами - в корне неверна. Более того, если продумать закономерные выводы из неё - то получается такой незамысловатый интеллектуальный фашизм, вернее - фашизм интеллектуалов. Ничего личного, только логика, мой друг.

9. Вы всё пишете о «поднимающемся, передовом классе». Да, но где же этот встающий на борьбу гегемон? Маркс имел основания для своего революционно-религиозного мессианства и обладал правом возвещать новый мир (правда, не наступивший). Наш современник (если не желает быть участником ролевых исторических игр, или же - отчаянным утопистом) таких оснований и такого права не имеет. Не даёт объективная реальность сейчас фактов и оснований для революционного оптимизма! Конечно, всё может измениться! - но это слишком абстрактное возражение: мировая пролетарская революция сейчас реальна не менее вторжения инопланетян с Альфы Центавра. Что не даёт нам права всерьёз говорить об угрозе из космоса, верно?
Да, Вы пишете - злокозненные «правящие круги» разлучили двух влюблённых - пролетариат и интеллигенцию! И в этом, якобы - причина неудач марксизма. Но почему же несчастные разлучённые не горят желанием воссоединиться? В век глобальных коммуникаций ссылка на «географическое разделение» (интеллигенция-де в Европе, а пролетариат - в Азии), мягко говоря, неубедительна.

А может быть, дело в том, что сам образ мышления, исходящий из установки «Рабочие как исторически новый класс не имеют никаких прав, не пользуются никакими благами существующих социальных институтов» - такой образ мышления ошибочен?

За 150 лет после написания «КомМанифеста» и «Положения рабочего класса в Англии» всё же кое-что изменилось, в том числе и в положении и состоянии рабочего. Рабочим уже есть что «терять, кроме своих цепей» и права у них тоже есть. «Да», - можете сказать Вы, - «но сознание миллионов рабочих, живущих в ипотечных квартирах, ездящих на кредитных иномарках, и летающих на отдых в Египет - это не настоящее сознание рабочего класса!» Возможно. Но откуда Вы знаете, каково оно, это «настоящее сознание пролетариата»? Принадлежность к «свободно парящей» интеллигенции дало Вам это знание?

Впрочем, Вам, может быть, и виднее. Если уж Вы постулируете, что пролетариат - класс, для которого «впервые в истории труд становится самоцелью, а не средством получения благ», который «трудится сознательно и свободно» - то, конечно, Вы можете и на знание объективного классового сознания претендовать.
Но всё же, всё же… Вы действительно говорили приведённые слова о рабочих людях, а не о рабочих пчёлах? Труд как самоцель? Не желая благ? Определённо: Ваши рабочие - либо пчёлы, либо ангелы.
А если без иронии: Вы серьёзно считаете, что рабочий вкалывает на хозяина «сознательно и свободно», не «желая благ взамен», что этот «труд» (а он, надо сказать, разный бывает, имеет различные исторические формы), для него - самоцель? Так? Если да - то, во-1-х, зачем же тогда что-то менять (раз уже такая небесная гармония), и, во-2-х, Маркс Вам в помощь в проповедовании такой теории среди самих рабочих!
Если же Вы, мой друг, имели в виду не рабочего современного, а рабочего светлого пост-капиталистического будущего - то здесь опять тупик: если нет капиталистов - то нет и пролетариев, рабочих. Вы же говорите именно о последних.

10. И последнее (но не по значимости!). Ваш метод. Который, впрочем, неотделим от содержания мысли.
Вы лапидарнейше сформулировали его: «Если мы хотим оставаться материалистами (то есть, считать, что субстратом сферы идеального является экономическая деятельность человека) то тезис о социальной детерминированности знания будет бесспорным: философскому знанию просто неоткуда больше взяться, кроме классовых интересов».
Выше мы уже показали, что философии «есть откуда браться, кроме классовых интересов». Интересен Ваш метод построения умозаключения. Посылка: «если мы хотим оставаться материалистами». А если не хотим? Тогда Ваш «тезис» уже не бесспорен, его нужно доказывать. А этого нет. Ваши схемы общественных классов («буржуазии противостоит… очень крупная наследственная буржуазия»), без сомнения, скажут новое слово в социологии - но вот доказательства базисного утверждения о примате «классовых интересов» над человеческой мыслью нет и нет.
Но допустим, что все мы просто жаждем остаться правоверными «материалистами»-диаматовцами и боимся впасть в грех «идеализма». Где же вторая посылка? Её роль играет само наше желание «быть материалистами», само наше звание!
То есть умозаключение следующее: доказательство тезиса состоит в уверении о том, что тезис верен. Иначе мы - страшно сказать! - не «материалисты». Очевиден метод: в качестве доказательства выставляется то, что как раз и должно быть доказано.
Возможно, мой друг, Вы слишком поторопились произнести отходную над формальной логикой. Диалектики без неё не бывает. Но бывает «социология знания»! Впрочем, довольно об этом…

идеальное, философия, классы

Previous post Next post
Up