Григорий Ивлиев покидает Думу ради Минкульта, оставляя своему преемнику только что внесенный новый согласованный законопроект о культуре
Чтоб помешать депутатскому законопроекту по культуре, не дали помещения под пресс-конференцию о нем и догнали его параллельной инициативой
«Ваша горячность нам нужна», сказал парламентским журналистам председатель думского комитета по культуре, будущий замминкульта Григорий Ивлиев, представляя новый законопроект о культуре, внесенный депутатами 24 октября.
По его словам, это не первый законопроект, но первый согласованный и внесенный, причем его кто-то пытался остановить депутатский законопроект. В результате появился другой текст, представленный как согласованный. Видимо, Лариса Брычева подвела.
Г.Ивлиев рассказал журналистам, что комитет рассылал в субъекты федерации законопроекты и ничего не скрывал, но сейчас есть только один документ, вывешенный на сайте Госдумы, он согласован с Общественной палатой. Этот текст авторский и мы никого не уполномочивали внести альтернативный текст, который в чем-то наш. Законопроект предусматривает норматив отчислений на культуру.
В процессе обсуждения Г.Ивлиев напомнил, что трижды вносили в 94-ФЗ поправки и казалось вывели из-под него всю творческую деятельность. Оказалось не всю. Теперь уже будем работать с новым законом о федеральной контрактной системе. В 83-ФЗ мы внесли только принятых 35 поправок. По словам Ивлиева, мы не гоняемся за призрачными нормами, у нас есть видение, какой должен быть закон о культуре.
Специальный представитель Президента РФ по международному гуманитарному сотрудничеству Михаил Швыдкой поблагодарил журналистов за интерес к законопроекту о культуре и сказал, что это политический документ. Само принятие закона о культуре является политическим актом. Закон о культуре был одним из первых в новой Россию. Он продержался 20 лет и устарел.
Есть сферы в которых достичь 2% финансирования очень легко, например СМИ. Тут лукавство, вылетает за два процента, если сравнить. Отрадно, что существует несколько законопроектов о культуре. М.Швыдкому кажется, что тот который вносит Г.Ивлиев, он системный. Задача государства создать среду, это проблема в регионах. Это задача власти. Власть не должна заниматься искусством, она должна создать среду. Закон должен гарантировать свободный доступ к культуре, свободу творчества и сохранение культурного наследия. В законе это сделано грамотно, внятно. Доступ к культуре сегодня ограничивается целым рядом социальных проблем. У нас есть колоссальная проблема художественного образования граждан, в школе, в детском саду ее по существу нету, это отражается на качестве публики. Мы часто ругаем ТВ, но что публика смотрит, то оно и показывает.
Мне кажется самое время обратить внимание на этот закон. Судьба России зависит от качественного образования и качественной культуры. Иначе ничего не будет. Без всепроникающего культурного развития никаких инноваций не будет, предупредил Швыдкой.
Директор «Мультимедиа-арт музея» Ольга Свиблова второй раз участвует в обсуждении закона о культуре. Ей кажется, не нужны обсуждения нужен закон или не нужен, хорош или нет, он нужен, потому что из людей делает людей ценности. Этот закон шаг вперед. Что еще важно в этом законе, здесь общие формулировки, которые обрастают подзаконными актами. Две позиции не получили отражение. В законе я не нашла сохранения культурных ценностей. Мы помним, как самовольно расправились с культурными ценностями, были разрушены или переданы в подарок. Тендеры должны быть, но авторское право нуждается в уточнении. Свиблова считает, у автора есть право выбирать поставщика. Она фотограф, и мне кажется выносить на тендер выбор того, кто будет печатать ее фотографии, неправильно что у нас один критерий - это цена. Этот фактор требует уточнения, сегодня коллективное творчество является основой создания любого продукта. Кроме этого, Свиблова выступает за автономное распоряжение средствами. Автономное учреждение зависит от субсидий, но нет в законе гарантийЮ обязывающих хранить те или иные культурные фонды. Музей хранить коллекцию, если на ее хранение нет гарантий финансирования,, понятие минимальной бюджетной обеспеченности важно.
Свибловой кажется важным, что жестких критериев в законе я не вижу, есть люфт. Важный критерий, как деятельность культуры освещается СМИ. Отставание от массовости, балансовости.
Замдиректора Российского института культурологи Нина Кочеляева сказала, что важным для авторов законопроекта о культуре было оградить культуру от действия 94-ФЗ.
Евгений Ершов (Известия) спросил о политике и об ответственности. Кто будет защищать закон на парламентских слушаниях?
Г.Ивлиев сказал, что он с 24 октября замминистра культуры. Да, этот закон политический, он определяет основные принципы этой политики и распространяется на все общество. Реализация личности и т.п., всего 16 пунктов. Конечно же культурная политика нашего государства оформляется не законом.
Швыдкой сообщил, что Ивлиев является профессором нового факультета МГУ Высшая школа культурной политики в гуманитарной сфере. Ивлиев сказал, что руководителем факультета является Швыдкой.
Отвечая на вопросы нашего корреспондента, Швыдкой подчеркнул, что может сказать только одно: если не делать того, что мы делаем, будет еще хуже. Если говорить честно, то за 18 лет отреставрировано больше чем в некоторые годы советской власти. Да, не отреставрированы Троекуровы палаты. Костроме никогда не везло с губернаторами, разруха. И отреставрировано больше и в основном благодаря лоббистам, в России чересполосица. Мы пропахали поле.
Г.Ивлиев обещал, что на новом месте работы обязательно займется Тровекуровыми палатами. Когда разваливался Кронштадтский собор, мы добились выделения 700 млн руб. При все нежелании давать деньги на культуру такие вещи проходят. Троекуровы палаты не относятся к Думе, тут проблема собственности.
В пресс-конференции, посвященной внесению проекта нового базового закона о культуре, участвовали также президент Российской Государственной библиотеки Виктор Федоров, председатель ВООПИиК Галина Маланичева и зампред комитета по культуре Вячеслав Кущев ("Единая Россия")
По информации пресс-службы комитета по культуре, законопроект, разработанный Российским институтом культурологии и комитетом Госдумы по культуре, должен заменить «Основы законодательства РФ о культуре», принятые в 1992 году. Проект закона внесен группой депутатов комитета Госдумы по культуре во главе с председателем комитета Григорием Ивлиевым.
«Действующие «Основы законодательства о культуре» уже не отвечают потребностям времени, - поясняет один из разработчиков нового законопроекта председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев. - Они были приняты еще до вступления в силу Конституции РФ и основных нормативных актов. Поэтому базовый закон для культуры должен быть изменен - в соответствии с современными правовыми тенденциями». Ивлиев подчеркнул, что проект нового закона уже нашел широкую общественную поддержку как со стороны деятелей культуры, так и со стороны органов государственной власти.
В проекте федерального закона «О культуре в Российской Федерации» закрепление получили популярные в последнее время термины «культурное пространство», «культурное разнообразие», «нематериальное культурное наследие» и другие, определены основные приоритеты и цели государственной политики в сфере культуры, раскрыто содержание прав и свобод человека в сфере культуры, зафиксированы благоприятные правовые условия для развития всех видов деятельности в сфере культуры, урегулированы правовой статус творческих работников и организаций культуры в новых экономических условиях.
Ольга Свиблова подчеркнула, что законопроект написан в соответствие с международными тенденциями и поэтому дает новое понимание культурной политики в целом: «Данный закон необходим. Он, конечно, имеет политическую составляющую: сам факт принятия закона показывает приоритеты государства».
Михаил Швыдкой также отметил, что принятие нового закона о культуре является «очень важным политическим актом»: «Неслучайно «Основы законодательства о культуре в РФ» были одним из первых документов, принятых в новой России. Но сегодня этот документ устарел по всем позициям. Поэтому очень важно, чтобы появился новый закон с новой терминологией. В данном проекте прописано, что культуры - это среда, и задача государства - создать культурную среду. Власть не должна заниматься искусством, она должна создавать условия, чтобы это искусство рождалось». По мнению Швыдкого, новый закон о культуре должен содержать три позиции: гарантировать свободный доступ к культуре, закреплять свободу творчества и способствовать сохранению культурного наследия. «Это три основополагающие вещи, - подчеркнул Швыдкой, - и в законопроекте они прописаны очень грамотно и внятно».
«Наш законопроект дает новое понимание культуры и таким образом реализует переход от «инфраструктурного» подхода к культуре к мировоззренческому, уделяющему особое внимание отношению к культуре, участию в культурной жизни всех членов общества. То есть законопроект направлен не на регулирование отношений между, условно говоря, Министерством культуры и государственными учреждениями культуры. Это у нас есть и в действующем законодательстве. Законопроект рассчитан на каждого человека, на его активное участие в культурной жизни всей страны. Проект нашего закона декларирует, что доступ к культуре должен быть у всех людей, независимо от их возраста, социального статуса и экономического положения. И что наши организации культуры работают именно в интересах людей, живущих в нашей стране», - отметил Григорий Ивлиев.
Особое внимание уделено финансово-экономическому обеспечению отрасли. Так, в проекте закона прописана необходимость развития благотворительной деятельности и механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры. Зафиксировано также обязательство государства создавать условия для поддержки всех творческих работников и творческих коллективов. Посредством не только прямого бюджетного финансирования учреждений культуры, но и выдачи грантов как на федеральном, так на региональном и местном уровнях.
"Когда мы из года в год добиваемся выделения расходов на культуру из бюджета или создаем финансово-экономические механизмы, когда деньги поступают в культуру от общества, мы сталкиваемся с проблемой - с тем, что у нас нет этого закона, по которому эти деньги идут в ту или иную сферу. Поэтому нам нужен такой закон. В нашем проекте записаны "минимальные стандарты получения благ - мы не просто будем выделять деньги на библиотеку или на охрану памятника, мы говорим: благо должен получить человек, а что, в каком объеме и в какой сумме - наш закон позволяет это определить", - пояснил Ивлиев.
На следующей неделе законопроект будет разослан на заключение Правительства РФ. В связи с тем, что в СМИ было много информации о том, что существует два проекта закона о культуре - разработанный комитетом и Российским институтом культурологии и Общественной палатой РФ, Ивлиев сообщил, что внесенный в Госдуму законопроект - единственный официальный текст, в котором учтены, в том числе, и рекомендации Общественной палаты РФ.
Первое чтение законопроекта состоится уже в следующем созыве Государственной Думы РФ.
Переходя на новое место работы, Григорий Ивлиев заверил журналистов, что работа курируемых им департаментов (сохранения культурного наследия и науки, образования и информационных технологий) по-прежнему будет проводиться открыто, в тесном взаимодействии со средствами массовой информации.
Грызлов: В новом законе о культуре будут сохранены гарантии поддержки отрасли и доступа к культурным ценностям.
В новом законе о культуре будут сохранены государственные гарантии поддержки отрасли и обеспечения доступа граждан к культурным ценностям. Об этом заявлении спикера Госдумы Бориса Грызлова сообщила пресс-служба фракции ЕР.
«Проект закона о культуре - это новая редакция устаревших на сегодняшний день основ законодательства о культуре», - отметил Б.Грызлов. При этом он подчеркнул, что основой реализации госгарантий сохранения и развития культуры по-прежнему останется бюджетное финансирование. «На поддержку культуры в ближайшие 3 года из федерального бюджета будет направлено почти 100 млрд руб.», - напомнил он.
Б.Грызлов также сообщил, что одним из ключевых принципов, которые будут закреплены в законе, станет введение ответственности органов госвласти и муниципалитетов за сохранение и развитие культуры. «В соответствии с законопроектом государство обязано создать систему гарантий реализации права на участие в культурной жизни. Это, прежде всего, поддержка организаций культуры, гарантии работникам культуры, сохранение культурных объектов, создание единой информационной системы, сохранение единого культурного пространства, широкое вовлечение граждан в культурную жизнь», - перечислил спикер.
По его словам, в соответствии с проектом органам госвласти также вменяется в обязанность создавать условия для сохранения бесплатного доступа в библиотеки, а также пользования другими видами услуг в сфере культуры. «Они также будут обязаны обеспечивать льготы для детей, школьников, студентов, инвалидов, пенсионеров и малоимущих при посещении музеев, кинотеатров, театров. Кроме того, для несовершеннолетних предусмотрено бесплатное посещение музеев один раз в месяц», - рассказал Б.Грызлов.
При этом в качестве условий для привлечения инвестиций в сферу культуры документом предусмотрена возможность установления льгот для юридических и физических лиц, отметил спикер. Он также выразил надежду, что в случае поддержки нового закона о культуре Госдумой он будет способствовать «сохранению в России традиционных культурных ценностей и развитию культурной среды».
617570-5
О культуре в Российской Федерации Депутаты Государственной Думы Г.П.Ивлиев, Е.Г.Драпеко, В.М.Кущев, З.М.Степанова, Н.В.Расторгуев, С.Ю.Захарова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящий момент основополагающим актом законодательства в области культуры является действующий базовый закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который был принят в 1992 году. В свое время он решил много задач и определил основы государственной поддержки культуры.
С 1992 года был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные сферы отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих положения Основ законодательства о культуре.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре принимались в рамках культурного и правового поля, существенно отличающегося от современного. Они были разработаны и приняты ещё до вступления в силу Конституции Российской Федерации. За более чем полтора десятилетия с момента принятия Конституции Российской Федерации сформировалось новое правовое поле, органичной частью которого должно быть законодательство о культуре.
В условиях продолжающихся экономических, социальных и административных преобразований появились новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры. Вследствие этого, Основы законодательства Российской Федерации о культуре устарели и больше не соответствуют современному состоянию общества и уровню развития законодательной базы, не вписываются в реалии XXI века, не отражают потребности граждан Российской Федерации.
В данной ситуации представляется нецелесообразным сохранять Основы законодательства Российской Федерации о культуре, модифицируя их через новые изменения. По итогам обсуждений в разных аудиториях (профильные ведомства, творческие союзы, работники культуры в регионах и др.), можно говорить о широкой поддержке идеи создания нового федерального закона о культуре.
Новый базовый Федеральный закон «О культуре в Российской Федерации» возглавит и объединит группу отраслевых правовых актов Российской Федерации в области культуры.
Современные реалии общественной и культурной жизни ставят перед законодательством о культуре новые задачи. Радикальное изменение информационного пространства Российской Федерации на рубеже ХХ и ХХI веков, стремительные темпы включения в процессы глобализации, технического переоснащения сферы досуга и развлечений, массовая компьютеризация требуют комплексной и всесторонней модернизации всей системы функционирования культуры.
Принципиально важной задачей законодательства о культуре является сохранение традиционных культурных ценностей, которые должны рассматриваться как основа для развития культурной среды в современной России. Закон должен своими нормами гарантировать сохранение культурных традиций, поддержку традиционной российской культуры, составляющей основу духовности российского народа.
Культурная среда, фундаментом которой служит культурное наследие, может успешно противостоять натиску современной массовой культуры, отвечать на вызовы времени. Ввиду этого закон должен решить задачу усиления позитивного влияния культурного наследия на культурную жизнь современного общества и будущих поколений.
Необходимо создание предпосылок для успешного сохранения и развития культуры в рыночных условиях, в т.ч. на основе развития современных информационных технологий в культуре, а также широкого использования средств массовой коммуникации в целях развития культуры. Важнейшим из этих условий является создание необходимой для нормального культурного развития инфраструктурной среды, прежде всего в провинции.
В проекте федерального закона «О культуре в Российской Федерации» (далее - проект) формулируются правовые нормы, способствующие сохранению и развитию единого культурного пространства России при сохранении всего его многообразия, в том числе способствующие всемерному развитию и совершенствованию программы обучения русскому языку как основы межнационального общения и единства страны.
Сохраняя богатое классическое наследие нашей культуры, необходимо стимулировать и её развитие. Для этого необходимо оказание поддержки тем творческим работникам, кто ищет новые пути в художественном творчестве, осваивает новые технологии в сфере культуры, занимается новаторскими экспериментальными направлениями искусства.
Проект разработан в целях установления правовых оснований для:
- обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, народов, этнических, социально-демографических и иных сообществ Российской Федерации в области культуры;
- определения основных приоритетов и целей государственной политики в области культуры;
- создания благоприятных правовых условий для развития всех видов деятельности в области культуры;
- обеспечения и укрепления единого культурного пространства Российской Федерации;
- обеспечение условий для культурного разнообразия и равноправного диалога между культурными сообществами разных уровней;
- определения участников правоотношений в области культуры и распределения их полномочий;
- урегулирования правового статуса творческих работников и организаций культуры в новых экономических условиях;
- повышения доступности, качества и разнообразия услуг, предоставляемых организациями культуры;
- совершенствования взаимоотношений организаций культуры с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области культуры, а также иными организациями;
- определения инструментария сохранения и развития культуры;
- повышения конкурентоспособности отрасли культуры.
Предметом регулирования являются общественные отношения в области культуры, возникающие между физическими лицами, юридическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
С учётом целей закона и предмета его регулирования проект включает 11 глав.
В главе I «Общие положения» определены основные понятия, задачи законодательства о культуре, принципы правового регулирования отношений в сфере культуры.
Положения статьи 44 Конституции Российской Федерации раскрываются в главе II «Права и свободы человека, этнических, социально-демографических и иных культурных сообществ Российской Федерации в сфере культуры и государственные гарантии их реализации».
Проект исходит из того, что механизм защиты неотъемлемых конституционных прав граждан на свободу творчества, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям может быть успешно установлен только путём определения государственных гарантий реализации этих прав и объявления в качестве принципиальной позиции государственного протекционизма в области культуры.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания. В развитие данной конституционной нормы в проект закона включена глава III «Творческие работники», где дано определение этого понятия.
В законопроект введена норма, закрепляющая право творческих работников на создание общественных объединений, в том числе творческих и профессиональных союзов. В связи с идущими в среде творческих союзов спорами, чрезвычайно важным представляется указание в законопроекте на то, что никакое общественное объединение не имеет преимуществ перед другим в отношениях с государством. Законопроект также определяет механизмы взаимодействия государства и общественных объединений творческих работников.
Глава IV проекта «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере культуры» исходит из того, что полномочия Российской Федерации должны максимально способствовать участию федеральных органов власти в обеспечении деятельности в сфере культуры на региональном и местном уровне.
Вместе с тем в законопроекте выделена та сфера федеральных полномочий, которые передаются для осуществления субъектам Российской Федерации. При этом средства на осуществление переданных полномочий должны быть своевременно и в полном объеме предусмотрены в виде субвенций из федерального бюджета.
Особого внимания в проекте закона заслуживает глава V «Государственное регулирование в сфере культуры», определяющая основные цели государственной политики в сфере культуры. В целях повышения эффективности государственного регулирования в данной области при подготовке главы был проанализирован международный опыт государственного и муниципального регулирования в области культуры, лучшее из этого опыта было адаптировано к российским условиям и применено в проекте.
Чрезвычайно важным представляется введенное в проект положение об обязательном учете культурных аспектов во всех государственных и муниципальных программах и проведении обязательной экспертизы этих программ группами специалистов в области культуры.
В рамках главы V отдельными статьями регламентируются государственный учет, государственный мониторинг, создание единой государственной автоматизированной информационной системы в сфере культуры.
Глава VI «Культурная деятельность и организации культуры» призвана создать правовую основу для внедрения инновационных механизмов организации деятельности. Отдельные статьи законопроекта посвящены общим условиям создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры, многофункциональных культурных и образовательных комплексов и др. Также определены виды деятельности в сфере культуры.
Отдельное внимание в проекте уделено особенностям управления организацией культуры, включая право на создание попечительских, наблюдательных, художественных и других советов.
Глава VII «Образование и научно-исследовательская деятельность в сфере культуры и искусства» включает нормы, направленные на обеспечение реализации прав граждан на образование в сфере культуры и искусства, на поддержку научно-исследовательской деятельности в области культуры.
Глава VIII «Национальное культурное достояние и культурное наследие Российской Федерации» содержит правовые нормы, направленные на сохранение культуры России, такие как: обязанности государства по сохранению культурного наследия, порядок определения состава культурного достояния России, понятие особо ценного объекта культурного наследия.
Для сохранения и развития культуры в условиях рыночной экономики необходимо предусмотреть в законе как меры по финансовой поддержке культуры со стороны государства, так и меры по созданию механизмов и инструментов, способствующих успешному экономическому функционированию организаций культуры.
Глава IX «Финансовое, экономическое и иное регулирование в сфере культуры» основой реализации государственных гарантий сохранения и развития культуры объявляет бюджетное финансирование культуры. Провозглашены принципы открытости и гласности при распределении финансирования.
В данной главе освещены также основные вопросы финансовой деятельности организаций культуры, впервые детально рассмотрен механизм финансирования культурных проектов, регулируются аспекты, связанные с фондами развития культуры и грантами в области культуры. Введены нормы, посвященные государственно-частному партнерству в сфере культуры, благотворительной деятельности в сфере культуры.
Чрезвычайно важными является введение в законопроект норм, связанных с отношениями собственности в области культуры. Определены условия приватизации объектов культуры и перечень объектов культуры, не подлежащих отчуждению из государственной собственности.
В главе X «Международное сотрудничество» определены основные цели и приоритеты такого сотрудничества. Необходимым в современных условиях представляется введение нормы, касающейся поддержки соотечественников за рубежом, а также нормы, направленной на возвращение незаконно вывезенных с территории России культурных ценностей.
Глава XI «Заключительные положения» содержит положение об ответственности за нарушение данного закона, положение о признании утратившими силу Основ законодательства Российской Федерации о культуре и о вступлении закона в силу.
Принятие Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» послужит реализации стратегических приоритетов развития общества и устойчивости этого развития, в том числе гармоничного развития человека, реализации его духовного потенциала, обеспечению социальной сплоченности и, в конечном итоге, обеспечит создание условий для повышения качества жизни населения России.