Ботанические сады оказались в ведении нищих вузов на дорогущей городской земле

Nov 12, 2010 16:04

Американцы скупили в России семена и сперму исчезающих пород и сортов, а наши коррумпированные маму родную продадут
Думский комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии ставит вопрос об упразднении отдельной категории особо охраняемых природных территорий «ботанические сады и дендрологические парки» и придания в установленном порядке статуса памятников природы ботаническим садам и дендрологическим паркам, находящимся в ведении РАН, РАСХН и учреждений Минобрнауки.
Такой пункт содержится в проекте рекомендаций парламентских слушаний, которые провела в пятницу в Малом зале ГД вице-спикер Светлана Журова на тему «О проблемах правового регулирования организации, охраны и использования дендрологических парков и ботанических садов на территории РФ».
Член президиума Российской экологической академии Владимир Лукьяненко с возмущением заявил «Мы этого не рекомендуем», настаивая на исключении соответствующего поручения правительству из итогового документа слушаний и получив активную поддержку участников - директоров ботанических садов страны. С противоположной позицией выступил зампред думского комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Сергей Осадчий. Согласно его пояснениям, вопрос будут решать депутаты комитета. «А мы здесь что, для мебели?» - спросил Владимир Лукьяненко.
Директор Ботанического сада Иркутского государственного университета Виктор Кузеванов представил рекомендации из пяти пунктов: сохранить категорию и раздел «Ботанические сады и дендрологические парки» в 33-м ФЗ об ООПТ; ввести в этот закон определение «Ботанический сад (дендрологический парк) - это особо охраняемая природная озелененная территория, на которой управляющая организация создает документированные коллекции живых растений, использующихся для научных исследований и разработок, образования, сохранения биоразнообразия и публичной демонстрации для целей улучшения благосостояния людей»; дать определение территории и управляющей организации ботанического сада; правительству утвердить список БС и ДП по представлению Совета ботанических садов; доработать и утвердить как нормативный документ «Положение о ботанических садах»; внести изменение в законодательство, дополняющее бюджетное финансирование социально-значимых программ независимо от ведомственной принадлежности ботанических садов.
В.Кузеванов представил данные, согласно которым в большинстве стран мира, обладающих ботаническими садами, их рост опережает увеличение численности населения. У нас ботанический сад приходится отвоевывать от строительства, он расположен городе. В отличие от заповедников, окруженных тайгой, и национальных парков, ботсад - это ООПТ, прорастающий в город, и он доступен для населения.
С основным докладом на слушаниях выступил председатель Совета ботанических садов, директор ГБС РАН Александр Демидов. Он напомнил, что ботсады имеют большую историю, некоторые были созданы двести лет назад некоторые - сразу после 17-го года. Сейчас местные власти требуют переподтверждения статуса, хотя не отменено и до сих пор действует Положение о ботанических садах и дендрологических парках от 27.04.1981 Госплана и Госкомитета по науке и технике. А.Демидов готов представитель проект нового положения и считает, что положения 33-го закона об ООПТ о ботсадах и дендропарках должны быть усилены нормой о том, созданные доя 14.03.95 ботсады относятся к ООПТ федерального уровня, это культурное наследие нации.
Директор Ботанического сада Уральского отделения РАН Сергей Шавнин рассказал, как в 2006 году областным законом исключили ботсад из ООПТ и у него пытались изъять часть земель. Мы слышали, что произошло с Вавиловской коллекцией в Павловске, то же самое происходит со Свердловской станцией садоводства, у которой Фонд содействия жилстрою забирает землю. Станция сейчас на пике активности, у них десятки сортов - груши, яблоки, смородина, они районированы. В наших генетических ресурсах заинтересованы за рубежом, они становятся все дороже, причем это не ГМО, а сорта, прошедшие естественную эволюцию. Нужно приостановить деятельность против селекционных станций. Если ботсадам придадут статус памятников природы, мы не сможем сохранять живые растения.
Зампред комитета ТПП по природопользованию Юрий Шуваев отметил такие редкие объекты, как Шиповская роща. Он считает необходимым создать единую систему управления ботаническими садами в подчинении академии наук. Необходимо стабильное, а инее остаточное финансирование.
Начальник отдела учебных баз практики Южного федерального университета Александр Водяник отметил в своем выступлении рост интереса населения к экологии. Наша страна обладает растительными ресурсами, сравнимыми с Китаем и Бразилией, но только ботсады обладают информацией о ценности того, что, где и как растет. Ботанические сады - это не просто ООПТ, Международная ассоциация музеев отнесла их к музеям особого рода. В отношении ботсадов 33-й ФЗ противоречив, относя охрану федеральных объектов к полномочиям МСУ. По мнению Водяника, надо приступать к разработке закона о растительном мире. С 1995 года МПР внесло много поправок в закон об ООПТ, но положения о БС и ДП так и не появилось. Главным врагом ботсадов Водяник считает Минобрнауки Андрея Фурсенко, т.к. большинство ботсадов находятся в ведении вузов, будучи расположены на дорогой городской земле. Т.о., 65 ботанических садов принадлежат Минобразования, 12 Академии наук, есть ботсады МПР, МСХ и при медицинских вузах Минздрава.
В книге «История русской сирени» есть глава «Сад памяти» с черно-белыми фотографиями утраченных сортов селекции Колесникова, сообщил директор ГУ «Волгоградский ботанический сад» Олег Коротков. Держателем коллекции Колесникова является ГБС РАН. Держателем уникальной коллекции клематисов является Волгоградский ботанический сад, безвозвратно утрачено более 30% сортов Клематиса. О.Коротков предлагает дать определение статуса «национальное достояние» ботсадам, в Белоруссии и на Украине это сделано законом, также придать правовой статус низкотемпературным банкам редких и исчезающих растений с сохранением семян при минус 20 градусов, возможна и криоконсервация. Крупнейший такой банк Que Millennium находится в Лондоне.
Замдиректора Удмуртского ботанического сада Ольга Баранова сказала о необходимости создать реестр ботанических садов. Она работает в ООПТ, но не может доказать руководству республики, что ботсалд - это ООПТ.
Руководитель секции по сохранению генетических ресурсов Международного фонда культуры мира Александр Баранов сообщил об истинных причинах уничтожения искусственного генофонда России, который сокращается быстрее естественного генофонда дикой природы и это угрожает национальной продовольственной безопасности. Очень многое вывозится из страны, взамен нас заставляют покупать на десятки миллиардов долларов не районированные и непригодные в условиях России сорта и породы, 60% поголовья дохнет в первые годы. Американцы прижали и вывезли все оставшееся поголовье знаменитой романовской овцы, вывезли якутскую породу, подбираются к серому степному скоту - его осталось 65 голов в питомнике ИЦИГ СО РАН, который создал в прошлом директор Института, академик Дмитрий Беляев. Скупают спермодозы скота и семенной материал растений, в частности, натуральной сои Дальнего востока без генной модификации, а наши коррумпированные чиновники рады продавать. Растениям, как считает Баранов, еще повезло - на уровне СНГ принят рамочный закон, готовится закон о микроорганизмах. Докладчик предупредил, что ботанические сады и дендропарки - это наш страховой полис, они станут Ноевым ковчегом, который их сохранить во время мировых катастроф.

Уточняющие комментарии Александра Баранова
Якутский скот не скуплен, а скуплены по дешевке спермодозы этой уникальной породы, а также некоторых других российской селекции пород крупного рогатого скота, находящегося по вине нашего Минсельхоза на грани полного исчезновения. По серому степному скоту (их всего 65 голов осталось в пос. Черга на Алтае и 1000 голов на Украине и все!) и другим породам КРС, Вам лучше поговорить с Юрием Анатольевичем Столповским из Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН.
А в Суздале полностью разрушен «Птичий Двор» при НИИ сельского хозяйства, где хранилась уникальная коллекция 21 породы гусей и другой птицы, в том числе таких редких как псковской, владимирский, лысой, холмогорской и многих других пород гусей. Человек, который занимался поддержанием в генетической чистоте этих пород и заведовал этим Двором - отправлен на пенсию, но продолжает поддерживать в генетической чистоте только две-три породы, которые он вывез на дачу. И делает он это на свои пенсионные отчисления. Вот они патриоты своего Отечества! А не те, кто светится на экранах наших телевизоров, бьет себя в грудь и вещает о своей любви к земле Русской, на деле принимая законы и делая все в направлении распродажи всего и вся от недвижущегося и движущегося имущества на ее территории.
А мы оказывается еще и соседи. Живу я рядом с Чепаевским переулком, на Песчаной улице, в доме <Физиков-ядерщиков>, что напротив Всехсвятской церкви. И я помню сирень Колесникова, поскольку он подарил и высадил в нашем дворе много разных сортов своей сирени. Кое что от его наследи осталось и сейчас. Растет, цветет и пахнет!
Решил переслать Вам тезисы своего краткого выступления. Основной меседж - надо переводить ботсады и дендропарки в другой статус, а именно ГЕНОФОНДНЫЕ БАНКИ (международный термин и статус), уходя от слова ТЕРРИТОРИЯ (Особо Охраняемая Территория). Если есть такое слово, то трактовки будут вполне определенные и не мне Вам объяснять какие. А вот БАНКИ никто трогать не будет, поскольку к ним со стороны чиновников уважительное отношение и в кризисной ситуации, они кинулись в первую очередь спасать именно Банки, выделяя немереные деньги.
Ваш Александр

К докладу о Ботсадах и Дендропарках
А.С. Баранов,
Руководитель секции сохранения генетических ресурсов Международного Фонда Культуры Мира ст. н.с. Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН
Дорогие друзья и коллеги! Считаю, что надо всем нам попытаться как-то повлиять на ситуацию складывающуюся в отношении Ботсадов и Дендропарков.
Твориться просто форменный беспредел, под предлогом территориальных притязаний происходит пересмотр собственности на землю в пределах города, а практически идет атака на генетические ресурсы страны. Складывается такое впечатление, что идет целенаправленное уничтожение национального, уникального генофонда не только растительных объектов культурной и дикой природы, но и животных организмов. Хотелось бы, что бы Вы посмотрели на эти объекты (Ботсады и Дендропарки) не как на земельные площади городских территорий, а как пространства по сути своей являющиеся ГЕНОФОНДНЫМИ БАНКАМИ нашей страны, в которых ведется целенаправленная работа по сохранению Нашего Национального Достояния, а люди, работающие там работают на благополучие будущих поколений, поддерживая и сохраняя, пока еще существующее биоразнообразие.
Получается довольно забавно, в тот момент, когда все человечество 29 октября этого года, на конференции ООН, проходившей в японском г. Нагоя. по проблеме защиты биоразнообразия Земли, принимает международный план действий по сохранению природы на срок до 2020 года, согласно которому, к моменту его завершения под защитой природоохранных организаций должны будут находиться уже 17 процентов суши земли и десять процентов мирового океана, в нашей стране делается все наоборот - территории пытаются отчекрыжить, а сохраняемое Ботсадами и Дендропарками биоразнообразие - сократить или уничтожить.
Недавние скандалы с попыткой переселения Питерского Института растениеводства РАСХН находящегося в центре города, где хранится уникальная коллекция семян заложенная еще отечественным гением генетики Н.И. Вавиловым, в другое здание и история с селекционной станцией в Павловске, когда территориальные притязания могли привести к потере уникальных образцов семян и растений нигде в мире более не существующих, говорят уже о тенденции в устремлениях определенной группы лиц покушающихся на здания и землю, и абсолютно равнодушных к практическому уничтожению каких-то национальных генетических ресурсов. На наш взгляд необходимо постараться прекратить это наступления монетизированного сознание наших чиновников, пытающихся облечь его в законодательную форму и лишить будущие поколения наших сограждан того наследия по биоразнообразию живой природы, в котором мы с Вами пребываем сейчас.
Российские Ботсады и Дендропарки - это живые хранилища деревьев и кустарников, располагающие одной из самых обширных коллекцией в Европе и Азии, а биоразнообразие представленных в них видов и сортов - просто уникально. Бесценность представленных там коллекций объясняется тем, что при их создании и формировании принимали участие наши выдающиеся ученые-биологи, кропотливо собравшие образцы по всей стране и всему миру, в областях, которые являлись центрами происхождения культурных растений, ныне известных, как Вавиловские центры. Глубочайшее понимание наших ученых предшественников о важности сохранения генетического многообразия растений, в особенности сельскохозяйственных культур, очень важно сегодня, когда над биоразнообразием планеты нависли угрозы, исходящие от индустриализированного агропромышленного комплекса, в котором доминируют монокультуры, появление генетически модифицированных растений, климатических изменений, а также от разрушения центров происхождения и естественного обитания растений.
Поддержание и сохранение в Ботсадах и Дендропарках видов растений дикой природы и старых (исходных) сортов культурных растений - все еще необходимо. Эти коллекции служат и еще могут послужить источником генов для защиты коммерческих сортов от новых угроз в диапазоне от вредителей до изменения климата, а также для выработки новых хозяйственно важных характеристик растений. В международной практике, такие исходные виды и более ранние сорта хранятся, главным образом, государственными, коммерческими и международными организациями, либо в виде семян в холодильниках, либо на плантациях, подобных тем, какими являются Ботанические Сады, Дендропарки и Селекционные станции.
К нашему глубокому сожалению, всевозможные движения за охрану окружающей среды всегда уделяют внимание представителям дикой природы и слишком мало внимания сохранению биологического разнообразия сельскохозяйственных культур - даже при том, что сотни тысяч сортов различных культур, выведенных земледельцами и учеными за несколько тысячелетий, представляют собой чрезвычайно важный национальный ресурс, являющийся основой продовольственного суверенитета любой страны и залогом ее продовольственной безопасности.
Хочется присоединится к мнению Общественной Палаты России, высказанном ее членом Надеждой Школкиной:»для того, чтобы впредь обезопасить все научные коллекции на территории страны, нужно законодательно определить и закрепить понятия коллекции, коллекции растений, определить критерии их оценки, стоимость растительных коллекций, критерии эффективности использования так называемых научных земель и прочее».
Необходимо донести до сознания наших государственных деятелей принимающих решение простую мысль: уникальные деревья и растения в коллекции Ботсадов и Дендропарков представляют из себя нечто вроде страхового полиса человечества в свете возможных стихийных бедствий и других техногенных катастроф. Подобно другим банкам семян или коллекциям растительных культур, они является своего рода «Ноевым ковчегом», где находится неприкосновенный запас различных растений на случай всемирных катастроф и планетарных изменений.
Считаем необходимым перевести ботсады и дендропарки в статус НАЦИОНАЛЬНЫХ ГЕНОФОНДНЫХ БАНКОВ РОССИИ и считать сохраняемый там растительные генетический ресурс НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОСТОЯНИЕМ СТРАНЫ
Не надо лишать наших потомков права на биоразнообразие!
Previous post Next post
Up