Вчера побывала на спектакле "
Юлий Цезарь" в театре Модерн. Честно говоря, немного неожиданно было и увидеть спектакль по пьесе Шекспира, и именно этот спектакль - все же он не ставился в России аж с 1903 года, если не ошибаюсь.
Фото мое
Ну и я еще раз убедилась, что Юрий Грымов если и не Гений, то очень близок к тому,
и поставить может что угодно, с одной стороны, не теряя собственного стиля (но и не штампуя узнаваемые, но похожие один на другой спектакли), с другой - бережно и с пониманием обращаясь с первоисточником (но и запросто расставляя акценты в нужных местах, осовременивая действие или еще что-то в таком роде творя).
Итак, Шекспир остался Шекспиром, но выглядит так актуально, будто бы пьесе и не 4 века. Заговоры, предательство, легко управляемая толпа, знакомые (все те же!) политтехнологии. Благодаря костюмам, созданным Ирэной Белоусовой, происходящее на сцене может, кажется, относиться к любому времени и месту: в первой части спектакля отчетливо "театральные", скорее напоминающие русские (?) кафтаны, чем древнеримские тоги, во второй части и вовсе сменяются модными костюмами с галстуками. Возможно, читается это немного странно, но поверьте - оно и очень красиво, и, главное, очень органично смотрится на сцене. Обоснованно, я бы сказала.
Фото с сайта театра
Кроме костюмов спектакль этот почти полностью - детище Юрия Грымова: он и режиссер-постановщик, и художник-сценограф, и художник по свету (в паре с Антоном Исаевым), и хореограф, и музыку подбирал тоже он. Так что... так что все - на пять с плюсом.
Фото с сайта театра
Для нас играли:
Цезарь - Пётр Ступин
Кассий, заговорщик - Игорь Яцко
Кальпурния Старшая - Надежда Меньшова
Кальпурния Вторая - Валерия Королева
Кальпурния Третья - Мария Орлова
Кальпурния Четвертая - Маина Чижевская
Марк Антоний - Алексей Багдасаров
Марк Брут - Александр Толмачев
Порция, жена Брута - Любовь Новак
Луций, слуга Брута - Динис Громаков
Первый гражданин, плотник - Богдан Щукин
Второй гражданин, сапожник - Денис Игнатов
Третий гражданин - Максим Бранд
Четвёртый гражданин - Роман Зубрилин
Флавий, охранник - Алексей Баранов
Марулл, охранник - Юрий Соколов
Цаска, заговорщик - Юрий Анпилогов
Цинна, заговорщик, прорицатель - Александр Мирлюнди (Жуков)
Метелл Цимб, заговорщик - Евгений Невар
Лигарий, заговорщик, прорицатель - Александр Сериков
Требоний, заговорщик - Александр Колесников
Деций, заговорщик - Константин Конушкин
Цицерон, сенатор - Леонид Трегуб
и другие: наложницы, горожанне.
Вообще очень многолюдная постановка.
Как ни странно, Цезарь тут - отнюдь не главный герой, более того - он скорее лишь символ, образ. Тем не менее не могу не отметить выбор актера на роль. Мне кажется, Пётр Ступин менее всех похож на сохранившиеся описания Цезаря. Но, с другой стороны, как Цезарь уставший, Цезарь, от которого уже ничто не зависит, он, наверное, очень даже понятен и выразителен. И еще - как точно создан костюм! Тапочки - это что-то :)
Фото с сайта театра
Кассий (Игорь Яцко) очень... неприятный заговорщик. И страшный. Такой, от души отдающийся своему делу. Если Брут (Александр Толмачев) тоже участвует в заговоре, но кажется, что он больше переживает за Дело. за страну. за народ и т.д., то Кассий даже не делает вид. Он явно преследует свои цели, и ни перед чем останавливаться не намерен. Но вообще мне показалось, что спектакль вел (по крайней мере, до середины точно) Цаска (Юрий Анпилогов).
Фото с сайта театра
Вот уж кто сумел создать полноценный, глубокий и многогранный образ! Цаска разный, Цаска ищущий, Цаска ведущий. При определенной кинематографичности постановок и довольно небольшой длительности спектаклей многие роли оказываются довольно... поверхностными, им некогда и не во что особо развиваться. Они - роли-иллюстрации (как, мне кажется, здесь жена Цезаря Кальпурния, едина в четырех лицах, да и не одна одна). Наверное, есть определенный соблазн и некоторое облегчение в том, чтобы оставить своего персонажа на уровне "иллюстрации". Но какая же радость для зрителя, когда на сцене - полноценные, яркие, самостоятельные герои, не побоюсь этого слова - личности!
Впрочем. в этом спектакле такая личность не одна, конечно. Кассия и Брута я уже отмечала. Марк Антоний (Алексей Багдасаров) тоже весьма сильный персонаж. А какой монолог! А как он управляется с толпой!
Ну и о вопросах, у меня возникших. Первый, и основной - похоже. с премьеры в 2017 году спектакль здорово подсократился. Нет, я и не ждала пьесу увидеть целиком слово в слово. Но уже при просмотре, даже зная, что спектакль идет 1:40 (как указано на сайте), мне показалось, что он идет в сокращении. Напрашивался антракт, да и некоторые моменты, кажется, должны быть... а их нет как нет. Уже после вчиталась в программку - в 2017 спектакль шел 2:40 с антрактом. Все встало на свои места. Опоздала я, похоже, на полную версию, печаль... Теперь не знаю, то ли непонятные моменты списывать на сокращения, то ли это именно режиссерские решения такие. Во-первых, нет вообще никакого противостояния армий. Во-вторых, у Шекспира, как мы помним, сначала от меча погибает Кассий (но фактически это самоубийство), потом Титиний (ок. его в постановке нет вовсе), и потом только Брут бросается на меч, который держит Стратон (ок. его тоже нет). А тут практически сразу за речью Марка Антония каким-то необъяснимым образом Брут оказывается мертвым и вуаля. Как хорошо и довольно подробно показана первая часть, так смазанно - вторая. Все же грешу на сокращение времени спектакля и думаю, что первоначальная версия была более, ммм... полной и логичной.
Ну, расчетверение жены Цезаря я не понимаю, но оно, по-моему, тут и не особо важно. А вот почему в самом начале вместо Цезаря шел Марк Антоний (или мне показалось? Не могла же я спутать их?!), и разговаривал не с Брутом и Кассием, а с Цаской?... В общем, то ли я сильно ошибаюсь, либо так же сильно не понимаю.
Итого и впечатлений море, и вопросов много. Пожалуй, с радостью бы посмотрела еще разик - для уверенности, теперь знаю. на что обратить внимание :) Однако спектакль прекрасен, если кто-то не прочитает пьесу непосредственно перед спектаклем, то вопросов у него будет на порядок меньше, а удовольствия от просмотра столько же :)
Ну и наши поклоны:
Фото мое