К содержанию
Из эскизов Юрия Волковича к сайту о Программе "Софт Моцарт"
Приблизительно 1000 лет назад до описанных ранее событий монах - бенедиктинец Гвидо Аретинский бежит из монастыря в Помпозе. Его сопровождает правая рука Гвидо - послушник Михаил.
Чем же так непорадовал свою братию монах настолько, что ему угрожала опасность?
Если вы попробуйте найти хоть какую-то информацию о Гвидо Аретинском и вы не музыкант, готовьтесь к тому, что вам начнут пудрить мозги различными музыкальными терминами, продираясь сквозь которые вы поймете, что этот человек придумал называть ноты слогами сольфеджио, располагать ноты на линейках и между и нотные знаки. Это как правило пишут с множеством оговорок, что До и Си он не придумал, что линеек было всего 4, что ноты у него были квадратные, а не круглые и вообще то ли он их придумал, то ли перенял у кого-то еще.
На самом деле Гвидо Аретинский - это "Прометей", который выкрал у "одаренных" огонь: он дал возможность обычным людям 1 на 1 общаться с нотным текстом без посредников.
Кто такие "одаренные"? Это люди от природы наделенные музыкальными сверх способностями. Мы пропитаны духом "одаренных" вольно и невольно, потому что это вроде лотереи, фейсконтроля для перехода в новую касту. На поверхности все кажется достаточно невинным и естественным: ну есть у кого-то особенный музыкальный слух - и что?
Однако разделение людей по этому признаку не такое уж и безобидное, как кажется с первого взгляда. Гвидо был учитель от Бога. Он придумал как развить слух у любого человека. Казалось бы, он улучшил подход в обучении и его надо за это только приветствовать?
Но он получает злобу, жестокость и гонения. Почему? Почему после его смерти музыкальная наука не упоминает о том, что он действительно сделал: создал возможность всем иметь доступ к музыкальной записи, что вылилось в мощнейшее развитие профессиональной музыки впоследствии?
Ниже мой кратенький конспект одного из музыковедов, в котором можно по крупицам собрать то, что пытается скрыть от нас профессиональная музыкальная братия:
Гвидо получил воспитание и образование в этом монастыре в Помпозо. Там же он начал карьеру певца и педагога - весьма успешную. Он внедрял в практику обучения музыке всякого рода новшества. Вместе с Михаилом он полностью переписал существующий музыкальный текст по усовершенствованной им линейной системе.
Благодаря этим новациям обычное время, необходимое для разучивания певческого репертуара - 10 лет, сокращалось до двух, а незнакомая музыка могла исполняться с листа.
Методы Гвидо привлекли внимание быстротой и легкостью, с которой начинающие учились петь по нотам. В Помпозском аббатстве новшества Гвидо вызвали зависть и насмешки.
В Ареццо (расположенном в Тоскане) Гвидо и Михаил были вынуждены перебраться (ок. 1025) в результате происков недоброжелателей. Там Гвидо жил и работал до конца своих дней.
В первой четверти 11 века Гвидо получает аудиенцию у Папы Римского Иоанна XIX. Визит к Папе в Рим - это событие, о котором достоверно известно от самого Гвидо: он с увлечением рассказывает об их встрече в «Письме». Иоанн XIX, прослышав об успехах Гвидо, призвал его и познакомился с усовершенствованным методом передачи нотного текста.
Гвидо так описывает реакцию Папы: «...Папа чрезвычайно обрадовался моему приезду, долго беседовал и о разном расспрашивал; как некое чудо, он всё вертел наш Антифонарий и, непрестанно твердя перечисленные в начале [книги] правила, не отступился, то есть буквально не сошел с места, на котором сидел, пока не выучил незнакомый ему, выбранный им произвольно версикул, и тогда то, чему он едва ли мог поверить [в пересказах] других, внезапно обнаружил в себе самом. Чего же боле?».
После того как Гвидо за одну аудиенцию научил Папу петь с листа по своей системе, разработанная им нотация была рекомендована церковью для всеобщего употребления.
Гвидо сетует на то, что певцы тратят массу времени на разучивание песнопений с учителем (то есть - с его голоса), тогда как самостоятельно вообще не могут освоить ни один антифон, «пусть даже они упражняются денно и нощно хоть сто лет»
Как следствие, вместо того, чтобы славить Бога, они состязаются между собой, что кажется ему «тягчайшей ошибкой в святой церкви и опасным разногласием»
Введенная им нотация позволяла разучивать неизвестную ученикам музыку «самостоятельно, без учителя», то есть прямо «с нот».
Гвидо придает линиям и промежуткам между ними точные высотные значения.
В качестве основы для голоса Гвидо поощряет использование точной высоты звука с помощью музыкального инструмента (монохорда)
Урок Гвидо с учеником Тибальдом за монохордом
Свою систему Гвидо создает, по собственному признанию, ориентируясь на словесно-речевой синтаксис. В трактате изложен новый метод сольмизации - очередное новшество Гвидо по обучению учащихся. Попросту он переводит звуки в удобные для проговаривания слоги. Он развивает слух учеников через речь (слоги) и опору на точную высоту (монохорд)
Длительность нот Гвидо в ритмическом привязывает ноту к тексту стиха.
Он располагает ноты на линейках и между ними, что графически помогает глазам следовать за направлением мелодии.
Источник: Ю.Н. ХОЛОПОВ, Р.Л. ПОСПЕЛОВА Новации Гвидо Аретинского в музыкальной науке и практике Новшества Гвидо ставит под удар касту одаренных не потому ли, что незнакомая музыка могла исполняться с листа, без учителя?
Те, для кого музыка является источником существования, не хотят, чтобы кто-то мог просто читать музыку с листа. Даже если это Папа Римский! Заступничество Папы Римского на время расслабляет челюсти клана, который считал себя по праву единственным в развитии и распространении музыки.
И считает до сих пор!
Избранность, элитарность, клановость с течением веков займет отдельное место в обществе свободных каменщиков, которое поработит весь мир. Великие в музыке имена объединятся в истории в Масонской ложей № 176. Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Моцарт, Людвиг Бетховен, Джозеф Гайдн, Джордж Гершвин, Ян Сибелиус, Ференц Лист займут там почетные места и это далеко не полный список композиторов и музыкантов. Именно поэтому не успеет Гвидо перейти в мир иной, как одаренные постепенно начнут вычеркивать и извращать из учения Гвидо все, что может помочь немузыкальному "плебсу" перевести нотный знак в звук. Причем этотпроцесс замалчивания продолжается по сей день!
Идею Гвидо с рукой, пальцы которой он использовал, чтобы показать линейки и пространства нотного письма сразу после его смерти извратят сразу. Руку разрисуют непонятными символами в виде "знаков для избранных" и назовут "Гвидоновой рукой". Пометки на руке должны будут вернуть учеников "на путь истинный" - назад к запоминанию и воспроизведению мелодий по слуху.
Но идея Гвидо о зрительном восприятии музыки все-равно вырвется из силков и даст жизнь множеству музыкантов, слух которых разовьется с помощью способности читать нотный текст и играть на музыкальном инструменте.
По следам Гвидо поколения избранных постепенно сведут все его усилия на нет. Они напишут множество трактатов и трактовок, уводя последователей подальше от изначального посыла реформатора: наглядности нот. Работы Гвидо в течение 1000 лет будут использоваться только одаренными и их перевод с латыни никогда не станет широко доступен ни на одном языке мира.
Желание Гвидо дать доступ к музыкальному языку любому родившемуся будет осмеяно, забыто и постепенно померкнет перед разрастающейся гордыней одаренных. Они поднимут на пьедестал Моцарта и тем поставят для остальных невидимую планку, отделяющую всех от приближенных к верхам касты.
Но это будет потом, когда все карты перетасуются и все причинно-следственные связи запутаются, потому что все будет в основном восприниматься только на слух, ведь одаренные предпочтут вести матч только на своем поле.
И чем больше музыка занимает все самые важные уголки быта и души, открывает сердца людей к любви и ощущению счастья и восторга, тем сильнее одаренные стремятся встать между музыкальным текстом и человеком. Вольно или невольно их цель - увеличить страдания людей и быть единственной силой управлять эмоциями. Страдания же будут разрастаться в первую очередь за право быть лучшим и отличаться от всех других. Не учиться быть в гармонии, не объединяться как звуки музыки, но повелевать и выделяться над всеми. Это выльется в постоянную борьбу, которая задушит любовь и посеет несчастье и одиночество.
Идея избранности, особого предназначения, "божественного" происхождения будет вспыхивать и исчезать в разных районах планеты в виде эпидемий. «Каждому своё» напишут на воротах концлагеря «Освенцим». Миллиарды людей подвергнутся гонениям, пыткам, вымиранию за то, что не вписались в «элиту»по праву рождения.
Упыри под воздействием хвостатого будут пытать, калечить и издеваться над "плебсом" под звуки божественной музыки Шопена и Вагнера. Они очень хорошо почувствуют фишку и доведут её до абсурда.
И сквозь столетия мало кто будет понимать, что именно музыку, прекрасную и благородную, на самом деле используют для порабощения наших душ те, кто считает себя вправе вмешиваться между нею и каждым из нас. С помощью гордыни "избранных" мир раздирают войны и кризисы. Что самым страшным и самым подлым вирусом в течение веков является музыкальный фашизм, который разлагает души людей, вселяет в них ощущение второстепенности и раздельности с "музыкальным раем".
Музыкальный фашизм, вольно или невольно, продолжает оставаться раковой опухолью, отрезающей каждому человеку возможность прямо общаться с миром музыкальных звуков. Сегодня избранные продолжают разделять и властвовать, хоть сами уже страдают от этого: жрецы высших каст уже играют и вещают о красотах классической музыки при полупустых залах, а низших спиваются и умирают от наркотиков.
С 2002 году мне выпадает судьба пройти путь восстановления замысла Гвидо и понять, насколько еще возможно что-то исправить. Мой проект постепенно приобретает название «Soft Way to Mozart», потому что я еще хоть неосознанно, но понимаю, что именно в эпоху Моцарта что-то окончательно сломалось в системе, получившей могучего пенделя от Гвидо Аретинского. В этих постах я постараюсь вспомнить и описать события последних 15 лет моего пути. Я прошу прощения за вульгаризмы и ненормативную лексику, с помощью которых стараюсь максимально точно передать свои ощущения во время этого долгого и тяжелого опыта.
К содержанию