"Инстинктивный труд" - 2. Ригведа

Jan 31, 2014 01:46

Намёки на то, что даже земледелие изначально было комплексом рефлекторных действий, восходящим к первобытному собирательству, можно найти в Ригведе.

Сочетания существительных - названий поля-луга-пастбища в РВ с глаголами свидетельствуют о том, что поля и прочее завоевывали, захватывали, добывали, находили (боги для адептов), но ничего нельзя сказать на основании этих сочетаний, что поля вспахивали, засевали и т.п. (хотя об этом есть прямые свидетельства иного рода - гимн божествам поля IV,57). [Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999, стр. 150]
Т.е. можно предположить, что сам по себе труд, как гарант "обмена веществ между человеком и природой" (Маркс), даже во времена слагания ранних ведических гимнов ещё оставался в значительной части вне сознания, носил в себе черты "первых животнообразных инстинктивных форм труда", которые Маркс вывел из-под рассмотрения в 5-й главе 1-го тома "Капитала".

Теперь заглянем в упомянутый гимн божествам поля. Вот он:

IV, 57. <К божествам поля>

1    Благодаря господину поля,
      Как с помощью доброго (друга) мы покоряем (поле),
      Кормящее скотину (и) коней.
      Да смилуется он над такими, как мы!

2    О господин поля, подоись у нас
      Медовой волной, словно корова - молоком,
      (Волной,) сочащейся медом, прекрасно очищенной, словно жир.
      Да смилуются над нами господа закона!

3    Да будут нам медовыми растения,
      Небеса, воды, медовым - воздух!
      Господин поля да будет нам медовым!
      Невредимые хотим мы двигаться за ним вслед!

4    На счастье (пусть будут) тягловые животные, на счастье - мужи!
      На счастье пусть пашет плуг!
      На счастье пусть завязываются ремни!
      На счастье помахивай стрекалом!

5    О Шуна и Сира, наслаждайтесь этой речью!
      Та влага, которую вы создали на небе, -
      Оросите ею эту (землю)!

6    Приблизься к нам, о борозда,
      Приносящая счастье! Мы хотим славить тебя,
      Чтобы была для нас приносящей счастье,
      Чтобы была ты для нас очень плодородной!

7    Индра пусть вдавит борозду!
      Пушан пусть направит ее!
      Богатая молоком, пусть доится она для нас
      Каждый следующий год!

8    На счастье наши лемехи пусть врезаются в землю!
      На счастье пусть выйдут пахари с тягловыми животными!
      На счастье Парджанья (пусть оросит) медом (и) молоком!
      О Шуна и Сира, дайте нам счастье!

[Ригведа. Мандалы I-IV, М.: «Наука», 1999, c. 420-421]
Как видим, этот гимн совсем не похож на воспевание с/х труда в советских песнях. И хотя тут явно упоминаются предмет труда и средства труда, самого труда как целенаправленной деятельности здесь нет, т.е. процесс труда (по Марксу) ещё не сложился: из трёх его "простых моментов" один (центральный) отсутствует. "Мужи" упоминаются в ряду средств труда, но "пашет плуг", а не они. Нет субъекта трудовой деятельности, задающего ей цель. Вернее, такой субъект есть, но он есть объективно, а не субъективно, он выведен за рамки сознания, потому что он - это суггестия, первобытное "мы". Труд подчинен ритуалу, и поэтому - не труд.

Можно предположить такую схему возникновения земледелия (из собирательства, конечно): сперва люди собирали - где вершки, где корешки, в т.ч. используя палки-копалки и прочую экзосоматическую утварь, снося всё найденное в кучу и совместно поедая; потом обозначились места, в которых дикорастущей еды периодически было много, землю ещё не обрабатывали, но для сбора урожая применяли серпы (таковы неолитические города); наконец, был изобретён плуг и с/х в целом приобрело тот вид, в котором просуществовало тысячелетия. Однако, ключевым изобретением для становления с/х, по-видимому, следует признать не плуг и не серп, а обжиг глины, позволивший создавать ёмкости для хранения продукции (как в виде сосудов, так и в виде кирпичных строений-зернохранилищ).

Если так обстояло дело с земледелием, то со скотоводством, было ещё проще. Впрочем, об этом я уже как-то писал: сперва люди просто сопровождали кочующие без их участия стада, временами устраивая охоту и выбивая часть животных себе в пищу (на этой стадии белые переселенцы застали сиу); это создавало определённые неудобства в том плане, что стада меняли пастбища без предупреждения и их приходилось вечно догонять; позже люди стали уже сами перегонять стада с места на место. Ключевым техническим изобретением на этом пути, по-видимому, была верёвка, без которой приручение животных затруднительно.

Маркс, политэкономия, докапиталистические способы производства, исторический материализм, "Капитал", палеопсихология, Поршнев, марксизм

Previous post Next post
Up