40 дней назад нас покинула Майя Плисецкая, самая яркая звезда балета ХХ века. К этой дате в Российской государственной библиотеке подготовили обзор книг, посвящённых балерине.
Плисецкая, Майя Михайловна (1925-2015). Читая жизнь свою... Москва: АСТ, 2011. 543 с., 104 л. ил., цв. ил. : ил., портр.; 25 см.; ISBN 978-5-17-072855-8.
Заказать в РГБ из дома Начать обзор следует именно с этой книги, поскольку никто не поведал о Майе Михайловне выразительнее, чем она сама. Книга создавалась в три этапа: в 1994 году были выпущены мемуары «Я, Майя Плисецкая», выдержавшие десяток переизданий. Затем в 2007 году отдельным изданием напечатана вторая часть под названием «Тринадцать лет спустя: сердитые заметки в тринадцати главах». В 2010 году оба текста были сведены воедино и вышли под одной обложкой с новым названием. В окончательный вариант включены два новых небольших текста: «Занятная история, приключившаяся со мной последними днями» и «P.P.S. Заключительный аккорд», добавлено около трети фотографий, ранее не публиковавшихся, воспроизводятся неизвестные архивные документы. Мемуары проиллюстрированы рисунками тушью, которые принадлежат Владимиру Шахмейстеру: за много лет он сделал более тысячи зарисовок гениальной танцовщицы. Именно эта книга в мае 2015 года лежала на прилавках магазинов - и
мгновенно была раскуплена, когда пришло известие о смерти Плисецкой. Издатели готовят дополнительный тираж в 40 тыс. экземпляров. Легальные электронные издания любых книг Майи Плисецкой в продаже отсутствуют.
Содержание книги «Я, Майя Плисецкая»: Вместо предисловия. - Дача и Сретенка. - Какой я была в пять лет. - Родственники. - Шпицберген. - Я учусь балету. - Опять в школе и арест отца. - Исчезновение матери. -Чимкент. -Концерт в ЧК. - «Экспромт» Чайковского. - Война. - Первый год в театре. - Квартира на Щепкинском. - Постигаю азбуку театра. - «Раймонда». - «Лебединое озеро». - Фестивали молодежи. - Мои травмы. мои врачеватели. - Кто кого. - День рождения Сталина. - Танцую «Дон кихот», танцую в операх Голованова. - Жизнь на перекладных и конец эры Сталина. - Поездка в Индию. - Как я не выехала в Лондон. - Пока шли гастроли в Лондоне. - Что человеку надо. - Щедрин. - Житие на Кутузовском проспекте. - Я еду в Америку. - Семьдесят три дня. - Как нам платили. - Парижские встречи. - Почему я не осталась на западе. - Меня рисует Марк Шагал. - Двадцатое ноября. - Как рождался «Кармен-балет». - Работа с Роланом Пети и Бежаром. - Лирическое отступление. - Мои балеты. - Мои балеты (продолжение). - «Хочу справедливости». - Работа в Италии. - Работа в Испании. - Глава без названия. - Годы странствий. - Комендантский час.
Содержание книги «Тринадцать лет спустя, или Сердитые заметки в тринадцати главах»: Петербургский балетный конкурс «Майя». - Бежар дарит мне «Курозуку». -Лебединые мистерии. - Разрыв собственной связки надколенника. - «Незаконнорождённая дочь». - Забавные и не совсем забавные неожиданности. - Моя Кармен, мои Кармен. - Куда причалим завтра.... - 11 сентября 2001 года лечу в Америку. - Цена улыбки, или Обаяшка. - Лечебный крем «Майя Плисецкая». - Мой праздник. - Как я погубила Сталина и о чём хочу ещё рассказать. - Эпилог.
Цитаты: Пришла эпоха Ельцина. Разрыв этот достиг гомерических размеров. На отважные взывания совестливой части прессы правительство и ухом не вело.
Пиши, Емеля, - твоя неделя. Реакции - ноль! Мятущимся, загнанным, взмыленным людям стало не до Искусства. Надо было судорожно спешить разбогатеть, урвать выгодный кредит в банке. Уловчить с акциями, кто посмысшлёнее... Развлекательные вульгарные шоу, шумливые попсовые тусовки словно цунами затопили телевизионные вещания и огромные концертные площадки. Лишь канал «Культура» держался подобно утёсу в бушующем море пустозвонной развлекательности. Искусство, которому я всю жизнь принадлежала, отодвинулось в дальнюю тень. Теперь «Лебединое озеро» сгодилось лишь на затычку телеэфира в дни путча.
Балетные танцоры с тонущего корабля устремились в «райские кущи» западных компаний. Там платили зарплаты, на которые можно было существовать. Это «русское бегство» здорово подвинуло уровень профессионализма в балетных труппах Запада. Зазря там денег не платили. Надо было вкалывать и вкалывать, делиться опытом. Он вправду был очень полезен.
Это стало как бы второй волной русской «балетной
эмиграции». Первые отъезды были после «дягилевских» триумфов. Тогда русские фамилии в балете были в большой цене. И многие иностранные танцовщики брали себе русские псевдонимы. Они ощутимо помогали им в продвижении карьеры. Антон Долин, Тамара Туманова, Алиса Маркова, Лидия Соколова, Вера Зорина...
<...>
По второй волне поначалу всё шло гладко. «Беглецов» принимали с распростёртыми объятиями. Но позднее спрос превысил предложение. И на мои рекомендации молодых танцовщиков в солидные западные театры я нередко слышала в ответ: у нас уже слишком много русских.
И ещё сцена Большого , нечеловечески прекрасная сцена Большого тоже была одной из причин, почему я не осталась на Западе.
Перетанцевала я во всех престижных театрах мира. Но такой удобной, самой удобной во всей Солнечной системе, во всем мироздании сцены, как в Большом, не было нигде!..
Когда перед выходом, стоя в кулисе, я каждый раз с ознобом радости ожидала свою музыку, своё антре, чувство ни с чем не сравнимого счастья разливалось по всему моему телу. Ещё три такта. Ещё два. Ещё один. Вот. Моя музыка. Ступаю на свою сцену…
Она была для меня родным существом. Одушевлённым партнёром. Я разговаривала с ней. Благодарила её. Каждая дощечка, каждая щербинка была мной освоена, обтанцована. Сцена Большого вселяла в меня чувство защищённости, домашнего очага.
Я, словно футболист, лучше играла и любила играть на своём поле…
Ответила ли я вам на вынесенный в название главы вопрос? Себе - нет…
Рославлева Наталья Петровна. Майя Плисецкая / Художник Ф.Б.Збарский. М.: Искусство, 1968. 164 с.; ил., фот. Шифры РГБ: Б 68-46/155; Б 68-46/156. Заказ возможен только из здания РГБ.
Почти полвека назад Плисецкая уже была на вершине славы, ей посвящали фотоальбомы и исследования, создавали летопись её партий. Эта давняя книга так и осталась вторым по значимости изданием, с которым стоит знакомиться помимо мемуаров Плисецкой. Разумеется, эпоха наложила на текст отчётливый идеологический отпечаток, который может показаться нашему непривычному современнику чрезмерным. Ведь в годы холодной войны в балерине видели не пух от уст Эола, а живое идеологическое оружие, доказательство превосходства одного строя над другим. Тем не менее книга, написанная известным театральным критиком и историком балета, обходит молчанием скандалы или конфликтные эпизоды биографии и концентрирует внимание читателя прежде всего на уникальном творческом почерке Плисецкой, её танцевальных достижениях и работе над ролью. В книге содержится большое количество чёрно-белых фотографий. Приведены основные даты жизни и творчества М.М.Плисецкой до 1967 года. Книга будет включена
в планы оцифровки РГБ. Содержание: Танцует Плисецкая. - Начало. - Балерина Лебедь. - «Умирающий лебедь». - В классике. - В новых балетах. - На экране. - Гастроли. - Спасибо! - Примечания. - Основные даты жизни и творчества М.М.Плисецкой.
Цитата: Потухли огни огромной люстры, окружённой хороводом муз. Замер красный с золотом нарядный зрительный зал Большого театра. Дирижёр балета Файер занял своё место. Полились звуки призывной лебединой песни. Сегодня идёт «Лебединое озеро». Танцует Майя Плисецкая.
Много ярких образов создала народная артистка СССР Майя Михайловна Плисецкая, признанная после гастролей в Париже, Милане и Нью-Йорке лучшей современной балериной мира. Творческий диапазон её редкого и такого многостороннего таланта необычайно широк. Надменная, холодная Раймонда и бурная, вихревая Осень; изящная, поэтичная Аврора и неумолимая Мирта; напоминающая античные барельефы трагическая Фригия и словно сошедшая с полотен мастеров Возрождения Джульетта, смело бросающая вызов своему времени; задорная, искромётная Китри и героическая Лауренсия; гибкая ящерка - Хозяйка Медной горы и величавая Царь-Девица - все они удивительно разнолики и поражают сочетанием контрастов, напоминающих, по выражению балетмейстера К.Я.Голейзовского, то пылающую корону закатного солнца, то мерцание вечерней звезды.
Но среди этого многообразия особо стоит самый яркий сценический образ Плисецкой - Одетта - Одиллия «Лебединого озера». В этом двуликом сложном портрете, чаще всего удающемся лишь наполовину, в равной мере проявились обе стороны дарования балерины - пластически певучее «легато» и бурно-динамичное, яркое «брио».
Эти музыкальные термины очень точно характеризуют особенности танца Майи Плисецкой, потому что танец её рождается из музыки, музыкальность присуща ей органически.
Чутко прислушиваясь к Чайковскому, следуя тончайшим нюансам партитуры, Плисецкая создает образ Одетты, королевы лебедей, в развитии, ведя его от исключительной по чистоте и возвышенности лирики к глубокому трагизму. Каждое её адажио - поэма в танце. Она как бы собирает всю музыку руками и передает её внутренний эмоциональный смысл в одном изумительном по выразительности жесте.
В противопоставлении образов Одетты и Одиллии Плисецкая находит увлекательную актёрскую задачу: показать противоположные душевные качества. Её Одиллия врывается на сцену, как пламя. Изменяется сам характер движений - они становятся резкими, акцентированными, плавность сменяется страстностью злобного исступления.
В этом проникновении в суть роли, в этом полном перевоплощении - самое главное, решающее и интересное для артистки. Она не просто большая классическая балерина, хотя и владеет в высшей степени виртуозности техникой классического танца. Её техническое мастерство с каждым годом всё больше подчинялось содержанию образа. Обладая исключительно «певучим» телом, танцовщица поначалу увлекалась только пластической образностью, «говорила», хотя и очень красноречиво, но только своими линиями. В период творческой зрелости - это уже танцующая актриса, умеющая одними и теми же движениями классического танца рассказать о самом разном, как бы изменяя своё телесное естество изнутри, живя в роли и перевоплощаясь...
Баганова Мария. Майя Плисецкая. Москва : АСТ, 2014. 287 с.; 21 см. (Достояние республики). ISBN 978-5-17-082379-6.
Заказать в РГБ из дома Единственная на сегодняшний день популярно написанная биография Плисецкой. Очень небольшой по объёму, но полный исчерпывающий пересказ ключевых фактов и самых ярких подробностей творческого бытия и повседневного быта примы. Как и все книги нашего списка, издана при жизни Майи Плисецкой, поэтому вы не найдёте здесь рассказа о её последних днях. Книга доступна в продаже, в магазинах электронных ресурсов предлагаются две легальные электронные версии: текстовая и аудиокнига (последняя называется «Адская искра»).
Содержание: Пролог. - Короткое детство. - Конец детства. - Путь на сцену. - Первые роли. - Снова учёба. - К вершине! - Оттепель? - Опальное «Лебединое». - Любовь. - Новые балеты. - Кармен! - Новые балеты. -Удивительные встречи. - Киноактриса. - Эпилог. Секрет её молодости.
Цитата: Она делала балетные па, арабески, аттитюды. Пьер Карден лично следил, чтобы балерине было удобно. Карден приподнял боковые сборки платьев той эпохи с бедер к талии и, таким образом, высвободил ноги, при этом сохранив общий силуэт. А вместо турнюров обошёлся широченными, но полувоздушными бантами с ветвистой тесьмой в пол. Так любое движение стало возможным.
Он создал для «Анны» десять костюмов - один лучше другого. Майя Михайловна считала и считает их настоящими шедеврами. Особенно её поразило последнее платье - саван. Серое - на чёрном, как паровозный дым.
К премьере Карден прислал в Москву несколько фирменных коробок с готовыми платьями-сокровищами. И прилетел сам из Парижа в Москву специально на спектакль. Так сильно он хотел увидеть свои костюмы в действии. Плисецкая очень робела: как отреагирует Карден, когда узнает, что имени его в программке не будет?.. В министерстве по политическим соображениям категорически запретили эту «буржуазную пропаганду». Но французский кутюрье только рукой махнул: кому надо - тот его творения узнает, а со временем - и остальные.
Майя Плисецкая: Комплект открыток. Москва : Советский художник, 1966. 10 л. в обложке; офсетная печать; 21х15,5 см. Шифры РГБ: ИЗО Ио/Бф.
Эти прекрасные фотоработы можно
сразу получить в отделе изоизданий РГБ. Приглашаем полюбоваться самыми выразительными снимками.
1:
2:
3:
4:
5:
6:
7:
Жданов Леонид Тимофеевич. Майя Плисецкая: Фотоальбом / Предисловие В.Комиссаржевского. Москва: Искусство, 1965. 198 с.: ил.; 27 см. Шифры РГБ: Изо 132/4.50; Б 66-24/60; МК; 801-91/10864-5; Арх. В РГБ книгу можно
сразу получить в отделе изоизданий или
заказать из дома. Леонид Жданов дважды публиковал альбомы фотографий, посвящённые Плисецкой. Снимки чёрно-белые, качество печати высокое, альбом с удовольствием можно взять в руки. В альбоме последовательно представлены балетные постановки, в которых танцевала Плисецкая до 1967 года. Помимо фотографий в книгу включены автографы и рисунки.
Из предисловия В.Комиссаржевского: Автор альбома - известный танцовщик Леонид Жданов - рассказывает о Плисецкой, показывая. Он не раз бывал на сцене её партнёром. Он отлично чувствует особенности её искусства, он влюблён в балет, в его праздники и его нелёгкие, полные напряжённого труда будни, и он умеет воплотить в своих подлинно художественных фотографиях душу танца.
200 кадров ждановского альбома - это своеобразный маленький фильм о Плисецкой. В нём есть своя драматургия и своя музыка. Монтируя эти кадры, Леонид Жданов умеет передать не только атмосферу каждого балета и подсказать его сюжетное развитие. Он даёт нам возможность проследить за эволюцией танца, почувствовать характер и динамику движений, заглянуть на крупных планах в глаза балерины. Сталкивая фотографию с живописью и скульптурой, он помогает нам проникнуть в ассоциативный ход художественного мышления актрисы. Соединяя танец героини с хором кордебалета, он воссоздает в своем альбоме тот сложный симфонический контрапункт балетных композиций, который так свойствен нашей хореографии. Он пробует - и ему это удаётся - раскрыть «внутренние монологи» героя: глядя на принца, окружённого со всех сторон видениями Одетты, мы лучше понимаем его смятение. Словом, альбом Жданова - это рассказ художника о своём товарище по сцене, о поэзии советского балета.
Майя Плисецкая: Фотоальбом / Съёмка и фотокомпозиция Л.Жданова; Текст В.Комиссаржевского. Москва: Планета, 1980. 37 с. ил., портр., 81 л. ил. факс. 27 см. Шифры РГБ: Изо 24/427; 24/428, книгу можно
сразу получить в отделе изоизданий. Это не переиздание предыдущего альбома, а продолжение. Формат фотографий больше, но полиграфическое исполнение менее качественное, чем у первого альбома. В первой части размещены биографические фотографии, далее запечатлены балеты от «Лебединого озера» до «Айседоры».
Кадры из альбомов Леонида Жданова: 1:
2:
3:
4:
Маковецкая Светлана (1948-2012). Тайна стиля. Майя Плисецкая & Пьер Карден = Le mystère du style. Maya Plissetskaïa & Pierre Cardin: Фотоальбом. Москва: РА Арсис-Дизайн, 2012. 86 с.; портр., цв. ил.; 33 см. ISBN 978-5-904155-28-5. Можно
заказать в РГБ из дома или
сразу получить в отделе изоизданий (шифры Изо 162/4.181, 162/4.182).
Две трети этого альбома увеличенного формата занимает серия «туманных» пикториальных фотографий, цветных и чёрно-белых, снятых фотохудожником Светланой Маковецкой в 2005 году в Мюнхене с использованием монокля - мягкорисующего объектива. Некоторые фотографии объединены в серию под названием «Прогулки по Мюнхену». Ещё треть - каталог легендарных костюмов, созданных для Плисецкой Пьером Карденом. Посвящённые костюмам «фотонатюрморты» того же фотографа сопровождаются подробными описаниями этих шедевров портновского искусства. Альбом в настоящее время доступен в продаже в сетевых магазинах.
Майя Плисецкая: Поэтический портрет: Сборник / Сост. В. Шахмейстер. Москва: Росинтерфест, [1995?]. 43 с. : ил., цв. ил.; 16х30 см.
Заказать в РГБ из дома Вопреки подзаголовку, это издание на глянцевой бумаге содержит только одно стихотворение (Андрея Вознесенского), посвящённое Плисецкой, и отрывки из его же эссе о ней. В остальном книга-приношение, книга-дифирамб состоит из фотографий Плисецкой и высказываний Анатолия Эфроса, Дмитрия Шостаковича, Сергея Лифаря, Пьера Кардена. Позднее этот принцип составления был повторён Светланой Маковецкой, которая поместила на фотографиях слова Кардена о Плисецкой. Несколько цветных рекламных вклеек в конце и в середине - своеобразное указание на год выпуска. Составителем издания выступил художник Владимир Шахмейстер.
Дайняк Анжелика Алексеевна. Майя Плисецкая. Минск : Лит., 1998. 222 с.; 20 см. (Жизнь знаменитых людей : ЖЗЛ). ISBN 985-437-611-7.
Заказать в РГБ из дома А этот пересказ мемуаров Плисецкой от третьего лица перенял её резкий, пристрастный и нелицеприятный тон, позволительный самой героине повествования, но не составителю биографии. Текст даже ещё более заострён, чем высказывания Плисецкой, политизирован, написан в обличительном ключе, что никак не пошло на пользу материалу. В каком-то смысле эту книгу следует противопоставить работе Н.П.Рославлевой и по уровню изложения, и по подходу. Складывается впечатление, что автора интересует не столько балет сам по себе, сколько противостояние творческой личности и власти. Текст изобилует стилистическими ошибками и опечатками. В приложении содержатся «Основные даты жизни и творчества М.М.Плисецкой», их список доведён до 1995 г. Не следует путать эту «ЖЗЛ» с авторитетной серией «Жизнь замечательных людей», для которой биография Плисецкой пока не написана, хотя это безусловно дело ближайшего будущего.
Содержание: Семья. - Детство, отрочество, юность. - Большой театр. - «Невыездная». - Любовь. - Покорение мира: «Кармен-сюита», «Болеро». - Хореограф Майя Плисецкая: «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой». - О Майе. - Майя Плисецкая на экране. - Плисецкая - почётный профессор МГУ.
Цитата: Обратите внимание: посол С.Червоненко в своём трактате именует товарищами только Демичева П.Н. и Бутрову. Майю Плисецкую же сей радетель за Отчизну своим товарищем не считает. Это звучит как комплимент, как высшая проба! Он очень чётко проводит грань между себе подобными никчёмными, никому не известными безликими служаками-товарищами и людьми непокорными, яркими, живущими не по шаблону. Пытаясь унизить, изобличить, растоптать, сам того не осознавая, своим презрением он возвышает на ещё более высокий пьедестал человека отличного ему.
Кигим Татьяна Владимировна. Майя Плисецкая и все звёзды. Секреты долголетия в лицах. Москва: Эксмо, 2012. 215 с.: ил., портр.; 27 х 27 см. (50 + здоровье. Подарочные издания); ISBN 978-5-699-60532-3.
Заказать в РГБ из дома Имя Майи Плисецкой вынесено на обложку исключительно ради привлечения внимания, ведь с её творческим долголетием и прекрасной физической формой мог потягаться мало кто из знаменитостей. На самом деле всего шесть страниц (объём и уровень глянцевых журналов) здесь посвящёны рассказу Майи Михайловны о её образе жизни и кулинарных предпочтениях в сопровождении фотографий. На остальных страницах о своих диетах рассказывают другие известные люди, дожившие до 80 и более лет. В 2013 году книга переиздана под названием «Энциклопедия российских долгожителей». Есть легальная электронная версия.
Цитата: «Аппетит у меня всю жизнь был зверский», - вспоминает балерина. Рассказывает, как в детстве ходила в театр через магазин, где покупала сосиски и томатный сок с солью. С тех пор и осталась у нее любовь к сосискам. Под пиво - идут просто отлично. От таких откровений у большинства людей, привыкших читать о жесточайших диетах балерин, наступает, как говорится, разрыв шаблона. Неужели секрет отличной формы и долголетия - сосиски с пивом?
Нет, секрет - в умеренности и вечной занятости. Например, овощной суп «Минестроне», равиоли со шпинатом и бокал пива. Один кусок свежего хлеба, а не пять. «В жизни можно всё, но понемногу», - вот кредо Майи Плисецкой. Если балерине нужно было немного сбавить вес, она просто ела меньше, чем обычно.
Не забудьте подружиться с Ленинкой взаимно!