Журнал «Обсерватория культуры» порадовал с утра:
Спасибо за ссылку,
shikate! Интересно, сам-то
tema эту статью видел?
Архетипом трикстера является некий мобильный набор черт, восходящих к мифологическому трикстеру (божеству, духу, человеку или антропоморфному животному, совершающему противоправные действия или не подчиняющемуся общим правилам поведения) и произвольно проявляющихся в некоторых культурных типах. Однако стоит отметить, что изначально А.Лебедев осознанно выстраивает дистанцию между собой и всеми остальными и пребывает в постоянной борьбе с установившимся порядком. В рамках мифа, сконструированного в лучших традициях титанизма, выстраивается грамотная пиар-кампания, формирующая резонансный образ в дизайнерской среде.
<...>
М.Липовецкий выделяет четыре основные характеристики данного архетипа: амбивалентность, лиминальность, художественный жест и связь с сакральным контекстом.
<...>
Лиминальность, позиционируемая как представление трикстера «человеком дороги», выражена в особой склонности А.Лебедева к путешествиям. Именно эти этнографические экспедиции, как он их называет, являются одновременно и способом демонстрации другого типа лиминальности: «создание лиминальных зон внутри иерархий», «подрыв структуры путем обнажения и обыгрывания её внутренних противоречий».
<...>
Несмотря на то что, с одной стороны, происхождение А.Лебедева отнюдь не туманно (мать Лебедева - писательница Татьяна Толстая, прадед по материнской линии - писатель А.Н.Толстой), а это, по М.Липовецкому, свойственно трикстеру, с другой (во всех смыслах) стороны, во всех вариантах его виртуальной биографии отсутствует отец. Более того, Татьяна Толстая после появления в интернет-пространстве говорящего отчества «Татьяныч» фактически превращается в «отца». Прослеживается идея андрогинности, описанная Платоном и развитая позднее Н.Бердяевым в работе «Смысл творчества».
(Для доступа к статье целиком надо купить бумажный журнал, или платную подписку на электронную версию... или прийти в библиотеку. Вот те, кто сидит в нашей библиотеке сейчас, могут посмотреть полные тексты журнала через East View. У кого нет доступа, тем достанется только список литературы.)
P.S. Уважаемые читатели, не ругайтесь в комментариях небиблиотечными словами, пожалуйста! Ругань скрываю, при этом содержательных комментариев жалко.