В. Овчинников. Дождь прошёл. 1961
Тема дождя занимает в ленинградской живописи особое место. Само существование пейзажа настроения без неё было бы немыслимо. Она вмещает все оттенки душевных переживаний, столь важных и притягательных для русских художников во все времена. Оказывается, и на эту тему можно взглянуть сквозь замочную скважину. Недавно прочитал в НЛО у известного британского филолога-русиста Катрионы Келли поразившие меня рассуждения о связи «не совсем хорошей погоды» в советской живописи и поэзии (и, в частности, в ленинградских пейзажах А. М. Семёнова) с ... «новой художественной свободой» и её противопоставлением требованиям канонов соцреализма изображать лишь хорошую погоду - голубое небо, яркое солнце и т. п. (Катриона Келли. Сорок сороков дождей. Как делали "петербургскую погоду" / НЛО, 2009, № 99).
А. Семёнов. На Кировском проспекте. 1965
П. Литвинский. Дождь на Невском. 1964
В. Овчинников. Вид на Андреевский собор. 1974
А. Семёнов. После дождя. 1976
Б. Корнеев. Мокрое утро. 1962
В. Назина. Девочка с зонтиком. 1962
А. Семёнов. Малая Садовая. 1979
В. Овчинников. Перед дождём. 1954
А. Семёнов. На Дворцовой площади. 1965
С. Невельштейн. Перед грозой. 1948
А. Семёнов. Дождливый день в Летнем саду. 1961
С. Осипов. Дождливый день. 1980
А. Семёнов. Дождливый день. 1977