Вспоминая Екатерину Васильевну Балебину

Jan 02, 2013 22:48



Л. Русов. Портрет Екатерины Балебиной. 1956

В этом году исполняется 80 лет со дня рождения Екатерины Балебиной (1933-2002), жены художника Льва Александровича Русова (1926-1987). Пожалуй, трудно найти живописца, в особенности портретиста, который бы не писал свою жену. Но так же редки среди них портреты, которые по своим художественным свойствам выходили бы за рамки интереса к творчеству автора, становясь явлением общехудожественным, вобравшим некие важные обобщающие черты своего времени, современников, эпохи. А иногда и не только своей эпохи. Потому что в лучших образцах портретной живописи мы ощущаем не только своебразие эпохи, но и те качества национального характера, которыми никогда не перестаём любоваться и гордиться.


Л. Русов познакомился с Екатериной Балебиной (род. 29 декабря 1933 года, дочь В. А. Балебина, прославленного летчика-торпедоносца, Героя Советского Союза) в 1955 году, за год до написания портрета. Вскоре она станет его женой, матерью сына и главной музой. Очаровательная и живая, отчаянно смелая и полная самопожертвования, она будет позировать Русову в качестве модели для многих картин и портретов, создавать и оберегать тот мир, в котором во всю силу проявился и засверкал творческий дар художника.

В портрете Е. Балебиной художник возводит на пьедестал лукавый образец женской красоты и очарования. Кажется, Русов не преследует никаких иных целей, кроме как канонизировать, воспеть этот идеальный образ. И делает это сообразно всем законам жанра. Удачно найденный нейтральный фон в сочетании с тёмно-синим закрытым платьем позволили всё внимание сосредоточить на лице, эффектно оттенённом каштановой гривой волос. В полную силу написаны выразительные глаза. Живой открытый взгляд молодой женщины устремлён в сторону, в уголках чувственных губ притаилась улыбка. В контрасте со статичной позой они говорят о пылком и независимом характере. Последнее свойство читается и в общем выражении лица.



Л. Русов. Портрет Е. Балебиной // Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб. НП-Принт, 2007. С.65.
В портрете нет деталей, указывающих на его принадлежность к определённому времени или месту. И, тем не менее, мы без колебаний узнаём в героине молодую современницу середины - второй половины 1950-х. Пожалуй, никогда ранее в нашей живописи женские образы не были такими открытыми, задорными, живыми, без тени манерности и жеманности, никогда не несли в себе такого сочетания душевной и физической красоты с глубокой гражданственностью и независимостью взглядов.

Отдавая дань уважения и признательности, Wikipedia отметила год 80-летия со дня рождения Е. В. Балебиной статьёй, посвящённой её портрету.

См. также о портрете: С. Иванов. Загадки ранних портретов Льва Русова
См. также Wikipedia: Portrait of Catherine Balebina

женский портрет, Русов, советское искусство, живопись, Ленинградская школа живописи

Previous post Next post
Up