я и бамбук или заметки на полях книги о хайку

Jun 14, 2011 05:35

У многих, кто знаком с хайку и краем уха слышал о дзен на слуху слова Басе о том, что если хочешь написать о бамбуке стань им http://graf-mur.holm.ru/gerb/gerb22.htm . Слова эти передаются из уст в уста и из книги в книгу. Но меня все время что-то смущало в них и только ( Read more... )

хайку, адвайта

Leave a comment

Comments 31

ati_anta_gata June 14 2011, 02:47:45 UTC
У меня еще не заполночь и я еще в состоянии связывать слова. Осознание себя как Я есть отождествление себя с чем-то. Человек отождествляет себя с телом, мыслями и своей жизнью и все остальное это не Я. Опытные йоги говорят, что можно отождествиться с чем угодно, и это единственный способ постичь это. Я думаю, что Басё говорил как раз об этом. Нельзя написать о бамбуке, не став им, то есть не отождествив себя с ним. Пока ты бамбук и пишешь о себе, ты есть одно. Нет двойственности. При многократных практиках отождествления себя с разными вещами постигается единство всего сущего. Про душу и нечто нельзя сказать 1+1. Мне кажется это скорее 0+1.

Reply

leni2263 June 14 2011, 11:33:06 UTC
Ати, с моей т.зрения постичь что-то-это не быть разделенным, не чувствовать себя отличным, иным. ты правильно сказал-отождествиться можно, но не стать, прочувствовав истинную природу. есть так называемые "бесплатные образцы" когда тебе дают на время, на миг почувствовать природу Абсолюта (как я понимаю, йоговское состояние из этого числа и возврат йога в изначальное состояние неизбежен). а есть состояние Понимания (его называют просветлением), когда возврат в прежнее состояние разделения,двойственности невозможно. и конечно я не хочу сказать, что учения недвойственности более правильны чем йога, дзен или буддизм-просто мне они ближе, хотя все они указатели на то что есть, что происходит.
спасибо что ты написал как думаешь-я не знаю дзен и йогу и мне важно что говорят люди, знакомые с этими предметами больше чем я:).

Reply

ati_anta_gata June 14 2011, 12:12:18 UTC
Я верю что и стать тоже можно. В моей картине мира я вижу душу, которая выходит из бесконечного источника, как капля воды из океана, частичка энергии, и проходя определенный путь возвращается к источнику. И путь этот не одна жизнь. Она проходит множество жизней в материальных мирах и изменяя материю познает свою природу и когда это познание достигает наивысшей точки она возвращается обратно в саму себя. И таких капель бесконечное множество на разных уровнях и в камнях и в деревьях и в животных и в людях. То есть Божественное становится этим миром и познает себя таким образом. Я думаю, что на определенном этапе душа узнает, что это она и есть Божественное и она становится этим миром целиком и каждой его частичкой. А отождествление с частичками это один из путей к этому знанию.

Только я даже уже не знаю, что это йога, дзен или что-то еще. Просто на основе разных книжек и немножко личного опыта у меня сложилась такая картина мира и жизни. Наверное в ней отовсюду понемногу получилось. И Адвайте там тоже есть место :)

Reply

leni2263 June 14 2011, 16:16:16 UTC
"То есть Божественное становится этим миром"-вот в этом сомневаюсь, божественное и есть этот мир, нет ничего кроме Божественного-имхо.
а личный опыт-это самое интересное и есть, ведь ты много читал Ауробиндо

Reply


anil_s June 14 2011, 09:33:25 UTC
точно, точно...
это больше похоже на коан: писать по человечески, но "став" бамбуком :)
тут самому самим бы стать, не то что бамбуком :))

кстати, имхо, это не усилие, это неизбежность.
ну, во всяком случает - обреченность им становиться.

Reply

leni2263 June 14 2011, 11:36:46 UTC
Женя, кстати и стихи/хайку написанные из этого состояния отличаются-ощущение, что написано изнутри:)

Reply

anil_s June 14 2011, 12:18:37 UTC
может быть, может быть...
мне не дано понять хайку.
если читаю стихи (сонеты, например(кстати, это антипод хайку, имхо)), то сразу вижу КАК они писаны: от ума, от сердца или "изнутри".

Reply

leni2263 June 14 2011, 16:12:55 UTC
а приведи пример-от ума, от сердца и изнутри в плане сонета:)

Reply


vistar1 June 14 2011, 19:58:45 UTC
Невозможно быть разделенным с чем бы то ни было, но можно ощущать разделенность или не разделенность.
Вполне можно стать бамбуком, почувствовать себя им. Ты ведь не только та, которая написала данный пост, но и иные всевозможные проявления, в том числе и бамбук. Ничто не мешает тебе "вспомнить" сквозь данную тушку ощущение бытия бамбуком. Конечно, это вовсе не означает, что через данную конкретную тушку это обязательно случится. Но оно может случиться через какую-нибудь другую тушку. Why not?:)))))
Стать самим собой невозможно - ты уже то, что есть.
Узнать свою природу - низзяяя, но можно пытаться до посинения или покраснения...
Цель усилий в дзен - достичь безусильности.:)))))))

Reply

leni2263 June 14 2011, 21:38:31 UTC
зато разделенность, двойственность движет миром-и как видим, оставляет свой след и в хайку:) пишу тебе коммент, а ЖЖ дает возможность представиться как Другой пользователь:),вся наша жизнь построена на этом. а последователей дзен можно только поддержать в их усилиях достичь безусильности:)-why not?:)))))

Reply

vistar1 June 15 2011, 14:03:45 UTC
Разделенность и двойственность - всего лишь свойства человеческого восприятия, а не движитель мира.
А безусильность недостижима, поскольку ты и есть безусильность.:)))))
Но никто не мешает пытаться познать себя или достичь безусильности!:)))))))

Reply

leni2263 June 15 2011, 14:20:38 UTC
это не движитель мира,но через ощущение двойственности в этом мире многое происходит-наверное так правильнее

Reply


sergosha June 15 2011, 13:45:03 UTC
Свет, привет ( ... )

Reply

leni2263 June 15 2011, 14:03:29 UTC
Сергош, я сказала, что он обучался,т.е. какое-то время был учеником как минимум, а не что был учителем дзен,хотя есть выдержки из его разговора с Учителем где тот его типа проверял-и ученик обнаружил основательное понимание предмета-у себя в журнале я уже приводила эту историю:)
мне показались его слова очень характерными для последователя дзен вот я и не удержалась от сравнения с другим учением о недвойственности-но это уже лично мои заморочки:)

Reply

sergosha June 16 2011, 00:49:43 UTC
Свет, понимаю (надеюсь:) о чем ты говоришь ( ... )

Reply

sergosha June 16 2011, 01:10:15 UTC
:)да
и истчо необходимо отметить:)
только с 19-20 века появились представления о моделях человеческого поведения, появилась в рамках этих моделей возможность говорить о человеческом поведении, прослеживать формирование и возникновение тех или иных доминант поведения и т.д. и т.п.
а во времена Басё секса не было (зачеркнуто:) подобной возможности не было
и передать то, что ощущалось, но еще не было названо, можно было только указанием на понятные в то время аналогии

Reply


Leave a comment

Up