Музей Петра Великого "Кунсткамера" известен во всем мире. Его первым зданием были "Кикины палаты" - дворец одного из приближенных Петра. Александр Кикин был казнен по подозрению за участие в заговоре царевича Алексея против Петра.
Петр под влиянием европейской моды натащил в "Кунсткамеру" всякой жути, был даже подписан указ "О принесении родившихся уродов". Также царь увлекся сбором древностей, всего что "зело старо и необыкновенно".
Здание Кикиных палат сильно пострадало после войны, было отреставрировано. Сейчас здесь детская музыкальная школа.
Горожане боялись "Кунсткамеры", говорили, что призрак казненного Кикина бродит там по ночам, а жуткие экспонаты оживают.
Дабы заинтересовать суеверную публику "придумано было, чтобы каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес: кто туда заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или венгерского вина. А на закуску давали цукерброд".
Первоначальный вид "Кикиных палат", постепенно здание увеличили во всей красе барокко.
Служащие новомодного музея продолжали жаловаться на привидение. По ночам слышались шаги владельца дворца, гасли свечи и плавился воск. На стене появлялась кровавая надпись "Государь Алексей I". Если кто-то из живых видел призрак, это означало его скорую смерть.
Также в этом здании был городской театр Натальи Алексеевны - сестры Петра, и театр тоже пользовался "бесовской" славой.
Александр Кикин, став одним из приближенных Петра, не был доволен своим положением, желал большего. По легенде, Кикин пытался совершить покушение на царя, но пистолет трижды дал осечку. Перепуганный заговорщик сам во всем сознался Петру и был помилован.
Эту историю описывает писатель Даниил Гранин:
"Денщики неотлучно дежурили при царе, обычно ждали, когда он заснет, и ложились спать в соседней комнате. К очередному дежурству своему Кикин приготовил пистолет, зарядил его, дождался, чтобы Петр заснул, и, направив пистолет в голову царя, спустил курок. Осечка. Повторяет снова. Опять осечка. Озлясь, он сменил кремень, попробовал курок, убедился, что все исправно, перезарядил пистолет. Опять осечка. Рассказчики расходятся в подробностях. Одни утверждают, что попыток было две, другие - три.
Неудача поразила Кикина. Столько случайностей быть не могло. Это не осечки - это запрет, божественное вмешательство. Может, сам Всевышний защитил его и сейчас покарает Кикина. В ужасе он разбудил Петра, упал на колени и признался во всем. Показал пистолет, совершенно исправный. Теперь он, Кикин, считает себя “недостойным тяготить землю”.
Подумав, Петр сказал, что раскаянье Кикина еще более подтверждает божье покровительство.
Верил ли он сам в свою чудесную звезду, внушал ли окружающим, трудно сказать. Кикина в тот раз он простил".
Кикин был в дружбе с царевичем Алексеем - сыном Петра, который не принимал политических идей отца. По одной версии Кикин уговорил Алексея бежать в Европу ради безопасности, без претензий на трон. По другой - царевич должен был заручиться поддержкой союзников, чтобы свергнуть отца-тирана и получить корону. Разумеется, Петр заподозрил неладное в отъезде сына и приказал своим агентам вернуть его назад в Россию. Под страхом пыток Алексей все рассказал отцу, выдав своих сообщников.
Петр допрашивает сына Алексея.
Разгневанный Петр приказал арестовать вероломного Кикина и пытать, пока тот не сознается. По записям современников, Кикин объяснил свой заговор "Я побег царевичу делал и место сыскал в такую меру - когда бы царевич был на царстве, чтоб был ко мне милостив". Потом Кикин отрекался от своих слов, но это не спасло ему жизнь. Накануне Кикин был обвинен еще и в казнокрадстве, что не способствовало благосклонности государя.
Петр приказал колесовать предателя, так казнили в Европе государственных преступников. Казнь продолжалась целый день. Осужденному поочередно ломали кости.
Говорили, что Петр спросил заговорщика:
"Александр, ты человек умный. Как же дерзнул на такое дело?"
"Ум любит простор; а от тебя ему тесно" - ответил Кикин.
Колесование в 18 веке
Дворец былого царского сподвижника стал музеем.
“Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…” - издал Петр указ.
За мертвого "человеческого" урода можно было получить 10 рублей, за "скотского и звериного" - 5 рублей, за "птичьего" - 3 рубля. Живого уродца можно было продать за 100 рублей. Утаивание таких "диковин" каралось штрафом в десятикратном размере от их стоимости. Доносчик получал вознаграждение.
Потом на берегу Невы царь увидел сосну, ветка которой вросла в ствол в форме кольца. "Вот так дерево-монстр!" - воскликнул Петр и велел построить на этом месте новое здание Кунсткамеры, но это уже другая история.
Оглавление блога Мой паблик вконтакте Мой facebook,
Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках И еще -
Мои мистико-приключенческие детективы