Крокодил-оборотень в Великом Новгороде

Oct 02, 2014 21:00

Когда я написала пост-анонс о Великом Новгороде, многие заинтересовались именно легендой о крокодиле-оборотне, поэтому с нее я и начинаю.
Крокодил-оборотень упоминается в «Сказании о Словене и Русе», которое было написано в 17 веке. По легенде, сын князя Словена - Волхов был колдуном и превращался в крокодила, пожирающего людей.



Трудно представить кровожадных крокодилов в водах реки Волхов. Кстати, крокодила-оборотня тоже звали Волхов.

"Старший же сын этого князя Словена - Волхов, бесоугодник и чародей, ненавидящий людей, с помощью бесовских ухищрений стал колдовать и принял тогда облик лютого зверя, крокодила, и залег он в той реке Волхов, перегородив путь водный, и непокорных себе стал пожирать, а других хватать и топить".

Что-то песня вспомнилась забавная - "по улице ходила большая крокодила... во рту она держала кусочек одеяла".

Но княжич - чернокнижник в итоге не смог договориться с нечистью и был убит.

"...он был жестоко побит и удавлен бесами в Волхове, и бесовскими чарами окаянными его тело было вынесено и выброшено на берег вверх по той реке Волхову, напротив того колдовского городка, что ныне зовется Перыня. И здесь с неразумными многими слезами погребен был окаянный, с великой тризной языческой, и могилу насыпали над ним очень высокую, как это принято у язычников. И по прошествии трех дней там, где совершалась тризна по этому окаянному, провалилась земля и поглотила мерзкое тело крокодила, и могила его стала на дне ада, и до сих пор, как говорят, есть следы этой ямы, ничем не заполняемой…"



Эту историю написал митрополит Киприан в 17 веке, который был сторонником версии, что Великий Новгород основан еще до Рождества Христова - в 3113 году от сотворения мира (1495 год до н.э.). Основали город скифские князя Словен и Рус.



Река Волхов и Озеро Ильмень, там обитал крокодил-оборотень

У крокодильей легенды есть вполне историческое обоснование. Новгородские купцы привозили для своих зверинцев экзотических животных из дальних стран. Один такой любитель фауны привез крокодилов, что привело к печальным последствиям для горожан:
«В лета 7090 (1582). Поставиша город земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша крокодили люгии звери из реки и путь затвориша; людей много поедоша. И ужасошася людие и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша».



Есть легенда и о том, как крокодил-оборотень «при наступлении татаро-монгол выскочил из озера и начал пожирать коней спешившегося там Батыя».



Австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, побывавший в России в 16 веке, подтверждает интерес местных жителей к "змеям на четырех коротких лапах". Также путешественник рассказывает о языческих племенах, которые поклоняются этим животным.

«Эта область изобилует рощами и лесами, в которых и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят в своих домах неких змей на четырех коротких лапках, напоминающих ящериц, с черным жирным телом, не более трех пядей в длину (до 70 см. - С.В.). Называются они GIWOITES, другие зовут их JASTZUKA, иные же SZMYA. У них есть определенное время, когда они кормят своих богов. Посередине дома ставят молоко, а сами располагаются на коленях по лавкам. Тут появляется змея и шипит на людей, как рассерженный гусь, и тогда люди молятся и поклоняются ей со страхом до тех пор, пока та, насытившись, не вернется на свое место. Если с ними случается какое-либо несчастье, они приписывают это тому, что плохо кормили и принимали домашнее божество».

Мне, как стороннику теории працивилизации, хочется порассуждать о совпадении мифов славян, которые нашли отражение в летописи 17 века, с мифами египтян, где был свой крокодил-оборотень - Себек. Хотя согласно известным нам мифам Себек ни с кем из нечисти не ссорился и почитался как владыка реки Нил.
«Себек, зеленый перьями, грозный обликом, широкогрудый, блистательный, выходящий от ног и хвоста Великой, которая есть сияние».
Хотя с египтянами понятнее, крокодилы в Ниле и сейчас водятся.



Себек - владыка Нила в крокодильем обличье

Заметно совпадения в имени Новгородского оборотня и названии реки - Волхов, наверно, неспроста.
Автор сказания был сторонником древнего происхождения Новгорода, как у уже упоминала - в 1495 году до н.э. Возможно, в далекие времена и климат в этих краях был другим.



Вид на Великий Новгород с реки Волхов.
Так город открывался путешественникам, приходившим по реке


Мой паблик вконтакте

Мой facebook,
Мой instagram

Моя группа в Одноклассниках


И еще рекомендую ознакомиться - Мои мистико-приключенческие детективы

Славяне, Мифология, Неопознанное, Городские легенды, Мистика, Мистические истории, Путешествие, Працивилизация, Великий Новгород

Previous post Next post
Up