В Хельсинки я была несколько раз, но впервые этим городом я прониклась совсем недавно, побродив по его улицам в компании друзей
oksa_sun,
unis,
lenchen.
Прогулка по ночному Гельсингфо́рсу (так в 19 веке назывался Хельсинки) усилила мои впечатления.
Ночной Хельсинки
Часто ночные города навевают мысли об исторических персонажах, будто их тени незримо бродят по улицам. В Гельсингфорсе мне вспомнилась Аврора Карамзина (урожденная Шернваль), которая провела в этом городе свою юность, а потом вернулась в последние годы жизни. Трагичная история судьбы принесла Авроре славу роковой красавицы - все, кого она любила, вскоре умирали.
Хочу совместить фото-прогулку по ночному Гельсингфорсу с печально-мистической историей Авроры.
Аврора Карловна Карамзина (урожденная Шеренваль)
По семейной легенде Шернваль, Аврора была проклята при рождении.
Отец Авроры - Карл Шернваль опасался, что городской доктор не успеет приехать к родам его жены Евы и велел поскорей привести бабку-повитуху из ближайших окрестностей. Ему привели старуху, которая оказалась такой неприятной внешности, что Ева Шернваль испугалась.
«Уведите - от нее смертью веет!» - закричала госпожа.
Бабка оказалась колдуньей и произнесла свое проклятье:
«Смертью? Так пусть смерть при тебе и останется! Ты родишь на рассвете дочь, будет она красавицей, но всех, кто ее полюбит, ждет могила!»
Утром родилась Аврора, получившая имя античной богини утренней зари.
По другой версии легенды старуха приняла роды, но потом плюнула на младенца и произнесла: «Так пусть же твоя красота будет достойна тех несчастий, которые она принесет!» Слуги так испугались старухи, что не посмели ее задержать. Шептались, что к ним явилась сама злая троллиха.
Конечно, проклятье ведьмы от Авроры старательно скрывали.
С юных лет Аврора начала пользоваться вниманием высшего света Гельсингфорса. В 1825 году поэт Евгений Баратынский, служивший в Финляндии, посвятил 17-летней Авроре стихи.
Выдь, дохни нам упоеньем,
Соименница зари;
Всех румяным появленьем
Оживи и озари!
Пылкий юноша не сводит
Взоров с милой и порой
Мыслит, с тихою тоской:
«Для кого она выводит
Солнце счастья за собой?»
В 20 лет Аврора дала согласие на брак со шведским аристократом, но ее избранник внезапно умер накануне свадьбы. После смерти жениха Аврора покинула родной край и отправилась в Москву к сестре Эмилии, которая тогда была замужем за графом Мусиным-Пушкиным. В 1831 году сестры переехали в Петербург, высший свет которого принял прекрасных дам весьма радушно.
Граф Соллогуб писал о сестрах: «трудно решить, кому из обеих сестер следовало отдать пальму первенства; графиня Пушкина была, быть может, еще обаятельнее своей сестры, но красота Авроры Карловны была пластичнее и строже».
Эмилия Мусина-Пушкина, сестра Авроры
Ее семейная жизнь сложилась счастливо, но Эмилия умерла молодой в возрасте 36 лет.
Как писал Владимир Соллогуб «Графиня Мусина-Пушкина умерла еще молодою - точно старость не посмела коснуться ее лучезарной красоты»
В 26 лет Аврору судьба свела с офицером Александром Мухановым, который записал в своем дневнике «Она хороша, как бог!». Муханов и Аврора уже были знакомы ранее, когда ей было 18 лет. Офицер стал одним из самых настойчивых поклонников барышни, но жениться не собирался. Однако встретив Аврору спустя годы, Муханов переменил мнение.
Поэт Баратынский, узнав об этом романе, написал стихи "письмо Муханову"
Что скажет другу своему
Любовник пламенный Авроры?
Сияли ль счастием ему
Ее застенчивые взоры?
Любви заботою полна,
Огнем очей, ланит пыланьем
И персей томных волнованьем,
Была ль прямой зарей она
Иль только северным сияньем?
Но свадьбе не суждено было случиться, Муханов умер в 1834 году в возрасте 32 лет.
Безутешная невеста покинула Петербург, но через год вернулась по приказу императора Николая I и была назначена придворной дамой императрицы Александры Федоровны.
Александра Смирнова-Россет, статс-дама императрицы вспоминала об Авроре и ее сестре:
«Тут явилась в свет Аврора в полном цвете красоты. Особенно у нее был необыкновенный цвет лица и зубы как жемчуг. Сестра ее Эмилия была хороша и еще милее Авроры».
Петр Вяземский, посвятивший Авроре романс, писал Александру Тургеневу: «Здесь проезжала финляндская красавица Аврора, воспетая и Боратынским. Дурная погода и хорошенькое лицо ее, к тому же имя, которое ей по шерсти, так в рот и влагали стихи».
Для своей верной фрейлины императрица быстро нашла богатого знатного жениха - Павла Демидова.
Царская дочь, великая княгиня Ольга, рассказывала, что Аврора долго отказывалась от замужества:
«Поль Демидов, богатый, но несимпатичный человек, хотел на ней жениться. Два раза она отказала ему, но это не смущало его, и он продолжал добиваться ее руки. Только после того, как «maman» поговорила с ней, она сдалась...»
В 1836 году (в 28 лет) Аврора вышла замуж за Павла Демидова (жениху было 38 лет), через три года у них родился сын.
Есть еще одна загадочная история о бриллианте "Санси", который Демидов подарил Авроре, но об этом я расскажу отдельно.
Молодой Павел Демидов
Брак c Авророй продлился 4 года, в 1840 году Павел скончался (ему было 42 года).
Перед смертью он написал на книге «Моя любимая Аврора!»
После смерти Демидова младший брат Муханова записал в дневнике "Я думаю, что жена его, несмотря на все то, что рассказывалось о чудачествах ее мужа, должна быть удручена этим событием... Это женщина совершенство, она, кажется, обладает всем для счастья: умна, добра, чиста сердцем, красива, богата. Дай Бог ей со всеми этими преимуществами найти человека достойного ее и который сделал бы ее счастливой; она этого вполне заслуживает, и я надеюсь, что, за все выстраданное ею, судьба не замедлит вознаградить ее".
Вдова Демидова покинула высший свет и шесть лет носила траур по умершему мужу.
Аврора Карловна мудро распоряжалась наследством, лично ездила на уральские заводы Демидовых, принимая участие в управлении.
Как большинство промышленников 19 века, она позаботилась о своих работниках, основав школы, больницы, распорядилась выплачивать денежные пособия семьям рабочих, с которыми произошел несчастный случай.
«Это мое пребывание на Урале дало жизни содержание и смысл, так как появилась возможность делать добро и утешать несчастных. Я почувствовала пользу от своего существования. Радостно, что я основала там три больницы и дом для престарелых» - писала она.
Аврора Карловна с сыном Павлом Демидовым
Ей было суждено пережить сына, который умер в 1885 году в Париже, ему было 46 лет
Писатель Мамин-Сибиряк записал воспоминания уральских старожилов об Авроре, которые звали ее по-своему - "Заря Карловна":
«Как никто из владельцев до нее, она умела обращаться с людьми. Она крестила детей, рабочих, бывала посаженной матерью на свадьбах, дарила бедным невестам приданое, по ее инициативе построены богадельня, родильный дом, несколько школ и детский приют, стали выделять пособия при несчастных случаях».
В 1846 году в 38 лет Аврора снова вышла замуж за офицера Андрея Карамзина, сына знаменитого историка Николая Карамзина.
Злые языки шептались: «Как Демидова может решиться сойти с какого-то своего класса при дворе и, будучи тайной советницей, идти в поручицы. Но любовь восторжествует над супротивной силой»
Андрей Карамзин
Но счастье было недолгим, началась Крымская война, и Андрей Карамзин отправился в действующую армию.
Алина, младшая сестра Авроры, писала:
«В Андрее снова проснулся военный с патриотическим пылом, что омрачает мои мысли о будущем. Если начнется настоящая война, он покинет свою службу в качестве адъютанта, чтобы снова поступить в конную артиллерию и не оставаться в гвардии, а командовать батареей. Ты поймешь, как пугают меня эти планы. Но в то же время я понимаю, что источником этих чувств является благородное и мужественное сердце, и я доверяю свое будущее провидению…»
С собой офицер Карамзин всегда носил миниатюрный портрет любимой жены, говоря, что этот предмет у него "могут отобрать лишь с жизнью".
В 1854 году Андрей Карамзин погиб в неравном бою с турками, ему было 40 лет.
Федор Тютчев писал дочери о трагических событиях семьи Карамзиных:
«Последней тенью на этом горестном фоне послужило то обстоятельство, что во всеобщем сожалении, вызванном печальным концом Андрея Николаевича, не все было одним сочувствием и состраданием, но примешивалась также и значительная доля осуждения. И, к несчастью, осуждение было обоснованным. Рассказывают, будто Государь (говоря о покойном) прямо сказал, что поторопился произвести его в полковники, а затем стало известно, что командир корпуса генерал Липранди получил официальный выговор за то, что доверил столь значительную воинскую часть офицеру, которому еще недоставало значительного опыта.
Представить себе только, что испытал этот несчастный А. Карамзин, когда увидел свой отряд погубленным по собственной вине… и как в эту последнюю минуту, на клочке незнакомой земли, посреди отвратительной толпы, готовой его изрубить, в его памяти пронеслась, как молния, мысль о том существовании, которое от него ускользало: жена, сестры, вся эта жизнь, столь сладкая, столь обильная привязанностями и благоденствием».
Накануне похорон Тютчев писал своей жене: «Завтра, 18 июля, мы приглашены на печальную церемонию, похороны бедного Андрея Карамзина, тело которого, однажды уже погребенное и отрытое, только что прибыло в Петербург. А я вижу, словно это было вчера, как он в военной шинели расстается с нами на вокзале и я говорю ему на прощание - воротитесь. И вот как он вернулся!»
По воспоминаниям Федора Тютчева, Карамзин накануне смерти написал письмо Авроре:
«Это одно из таких подавляющих несчастий, что по отношению к тем, на кого они обрушиваются, испытываешь, кроме душераздирающей жалости, еще какую-то неловкость и смущение, словно сам чем-то виноват в случившейся катастрофе... Был понедельник, когда несчастная женщина узнала о смерти своего мужа, а на другой день, во вторник, она получает от него письмо - письмо на нескольких страницах, полное жизни одушевления, веселости. Это письмо помечено 15 мая, а 16-го он был убит...».
Марка с портретом Авроры
Последние годы жизни Аврора провела в Гельсингфорсе. На болтовню злых языков о проклятье отвечала:
"Отчего же? Я была не так уж несчастна. Меня любило на этой Земле четверо мужчин. Они простились с жизнью в уверенности, что и я любила их столь же сильно, как и они меня. Любить стольких и быть ими Любимой - чем не Дар Божий?"
«Просто Судьба! Таков мой удел, определенный Богом, - жить за всех, кого я любила и сейчас люблю. Я будто бы обручена с Жизнью!» - говорила она.
Надгробие Авроры на кладбище Хельсинки. Она умерла в 1902 году, прожив 93 года Это мое фото уже было в посте
Рассвет на кладбище, но я не знала, что это надгробие той самой Авроры. Спасибо френду
v-murza за подсказку (всем кому интересен 19 век и Финляндия, рекомендую его блог)
В начале 20 века поэт Григорий Маслов решил написать поэму об Авроре.
"И на смерть роком обречен
Поцеловавший эти губы…" - писал он.
Говорили, что Маслов был одержим загадочным образом Авроры.
Он умер в 1920 году от болезни, при отступлении белогвардейской армии, ему было 24 года.
Прогулка по ночному Хельсинки
С этим городом связаны судьбы многих великих личностей нашей истории. Хочу снова вернуться, чтобы прогуляться по адресам.
Обновления блога в моем
паблике вконтакте Мой facebook,
Мой instagram