May 29, 2013 20:43
В последнее время повсюду проводится огромное количество всякого рода тренингов, среди которых большой популярностью пользуются так называемые «женские» тренинги - их засилье может уступать, пожалуй, только рекламе фирм по установке металло-пластиковых окон, владельцы коих уже не знают, что придумать, дабы привлечь внимание клиентов. Но бог с ними с окнами - навязчивый сервис хоть и раздражает, но окна все-таки вещь полезная, в отличие от всякого рода абстрактных тренингов по вырабатыванию непонятно чего. На эту тему впору бы писать не заметку, а как минимум объемную журнальную статью, но я возьму на себя смелость высказать некоторые соображения лишь в общих чертах.
Человеческое общество уже давно не представляет собой однородную структуру с жесткой иерархией и четко определенными социальными ролями. Каждый человек, независимо от пола, может выполнять в нем разные функции и играть одновременно разные роли, и грани между этими ролями уже давно стерты. Однако окружающая действительность меняется быстрее, чем человеческий мозг и человеческая психика, поэтому поведение и представления человека, живущего в современных условиях, во многом определяются социальными стереотипами, сформировавшимися у него бог знает сколько столетий, а может быть, и тысячелетий назад. Это значит, что современный человек и современное общество существуют в условиях, в которых старые схемы уже не работают, и реализовывать их в полном объеме в современных условиях нелепо и невозможно, а новые четкие формы взаимодействия еще не выработались. Это существенно усложняет процесс взаимодействия между людьми, однако дает им возможность вырабатывать свои, индивидуальные способы выстраивания отношений. Разумеется, это требует усилий и не гарантирует результата. Поэтому периодически возникают разговоры (и не только разговоры, но и вполне целенаправленные действия) о возвращении к так называемым «вечным ценностям», о вырождении, об ужасах вседозволенности, которые нас всех якобы ждут, и т.п. Поэтому вместо того, чтобы смотреть вперед, ошибаться, искать, думать и пробовать, нам предлагается вернуться назад, к четко определенным схемам отношений и к четко определенным (а значит, ограниченным) социальным ролям.
Почему в традиционном обществе все эти схемы были так четко выстроены? Потому что это было связано с вопросом выживания. Люди жили в небольшой общине и редко покидали ее пределы. Ограниченный опыт предполагал ограниченный набор ролей. Каждый член общины должен был четко знать, что ему полагается делать, и четко выполнять свои функции, иначе жизнь общины окажется под угрозой. Каждый мужчина знал, что ему полагается делать. Каждая женщина знала, что ей полагается делать. И каждый понимал, что он получит в результате.
Современный человек вполне способен решать материальные и бытовые проблемы самостоятельно - у него нет необходимости вступать для этого в личные отношения с другим человеком, создавать с ним семью и жить под одной крышей. Проще говоря, сегодня нет необходимости жить с кем-то, для того чтобы этот кто-то ходил на охоту, чинил крышу, готовил еду или шил одежду. Но, разумеется, у человека сохранилась психологическая потребность в общении с себе подобным. У кого-то она сильнее, у кого-то слабее, кто-то проявляет большую, кто-то меньшую активность в поисках возможностей ее реализации, но такая потребность есть у всех, и в нынешних условиях как раз и есть возможность сделать приоритетным именно это - выбирать спутника, партнера исходя не из того, насколько он подходит для выполнения какой-либо работы или для социальной роли (вспомним, по каким признакам и для каких целей выбирали будущего мужа или жену в традиционном обществе), а основываясь на том, для чего мне нужен этот человек, насколько мне лично комфортно с ним и насколько он подходит мне (а не обществу) для реализации моих целей (а не целей общества).
Но общество этого не любит. С точки зрения общества можно делать почти все что угодно, главное, чтобы эти действия не были продиктованы личным выбором и решением самого человека, и чтобы, даже поступая не очень правильно, он при этом продолжал говорить правильные вещи. Поэтому нам всем внушают, что все хотят одного и того же, и что есть некая единая правильная форма поведения, а все остальные - неправильные.
Однако, вернемся к нашим баранам, то есть к женским тренингам. Причин, по которым я считаю женские тренинги вредным явлением, много; перечислю только некоторые из них: во-первых, это вредит самим женщинам, которые их посещают, во-вторых, это отрицательно влияет на репутацию хороших профессионалов, и наконец, это создает ложные представления о реальности и вызывает нехороший резонанс в обществе.
Мы все от рождения принадлежим к мужскому или женскому полу - то есть, мы все мужчины или женщины. На всякого рода тренингах женщине внушают, что ей следует научиться быть женщиной, то есть, что для того, чтобы стать женщиной, нужно что-то сделать. При этом ей одновременно объясняют, что все женщины обладают соответствующими качествами от природы. (Опять противоречие!) По сути, под видом биологических признаков ей преподносят все те же социальные роли. То есть, речь идет уже не о половых признаках, а о гендерных стереотипах, которые пытаются преподнести как врожденные качества, продиктованные природой. (Природа заботится о сохранении вида, поэтому ей все равно, что должен или не должен делать отдельный его представитель, что он при этом чувствует и чего он лично хочет. С точки зрения природы, о которой нынче так любят говорить, женщина проявляет себя как женщина в том, что она хочет сексуального контакта с мужчиной и хочет, чтобы это ее желание находило ответ у некоторого количества мужчин, из которых у нее была бы возможность выбрать того, кто покажется ей привлекательным; все остальное - это социальная роль, предписанная обществом).
При этом под видом обещаний освобождения и получения новых возможностей, человека все больше загоняют во власть стереотипов. Ему (то есть, ей) объясняют, как правильно выстраивать отношения с его / ее близкими, как правильно выбирать партнера, как правильно любить (!) другого человека, как правильно быть женщиной и т.п. (ключевое слово «правильно», которое, разумеется, при этом чаще всего не употребляется, однако суть-то от этого не меняется).
Одновременно с этим активно культивируется теория о том, что мужчины и женщины - это принципиально разные существа (чуть ли не разные биологические виды), поэтому понять друг друга они не способны в принципе. Абсурдность ситуации состоит еще и в том, что в обществе, где нет явных запретов на действия, выходящие за пределы социальных ролей и стереотипов, где люди обладают равными юридическими правами, не зависимо от половой принадлежности, где люди обоего пола работают, учатся, пользуются всеми достижениями науки и техники, мужчинам и женщинам продолжают внушать, что выстраивание отношений в виде военных действий, направленных против друг друга, есть норма, что взаимопонимание между мужчиной и женщиной невозможно, что люди, живущие вместе, - не партнеры, а противники; и никто не говорит им о том, что самое главное, что мешает им понять друг друга, - это те самые стереотипы, засевшие у них в голове, и что это взаимонепонимание намеренно поддерживается обществом.
Именно из-за этих стереотипов и возникают столь трудно устранимые противоречия. Именно поэтому мужчина, вместо того, чтобы проявить сексуальный интерес к женщине, начинает вести с ней философские беседы; именно поэтому женщина, навязчиво демонстрируя мужчине свою сексуальность, обижается, что он не оценил ее как личность, и т.п. Именно из-за социальных стереотипов мужчина женится на альпинистке или театральной актрисе и делает из нее кухарку и няню для себя и для их детей (потому что у него в голове «записано», что «жена должна варить борщи, вытирать детям сопли, и подавать мужу тапочки, т. е. быть хранительницей домашнего очага»). Именно из-за этих стереотипов женщина выбирает тонко чувствующего художника, или талантливого ученого, или простого парня-душу компании, а потом жалуется, что он не в состоянии принимать жесткие решения и не способен «заработать миллион» (потому что у нее в голове «записано», что «муж должен пахать, пахать и еще раз пахать, т. е. быть добытчиком, защитником, и она должна быть за ним как за каменной стеной», что все проблемы должен решать он, а ее функция исчерпывается существованием «за ним» и «при нем»). (То есть, выбрав человека, который нам нравится на самом деле, мы начинаем автоматически его подгонять под социальные стереотипы, которые уже давно не работают, а потом обижаемся на него за то, что он им не соответствует). Большинство людей живет в стандартных современных квартирах с современными удобствами, в которых они все-таки проводят меньшую часть своего времени- о каком хранении очага тут можно говорить? Большинство людей просто ходят на какую-нибудь стандартную работу, на которой выполняют совершенно стандартные функции и решают стандартные задачи - о каком добывании пищи и заваливании мамонтов тут можно говорить?
Если на женский тренинг приходит дама, страдающая так называемым «синдромом директорской жены», - от скуки или оттого, что ей некуда девать деньги, и, в силу своей ограниченности, она не способна придумать для себя что-нибудь более интересное, то это, как говорится, ее личное горе; если она посещает такие мероприятия в надежде на то, что там она получит некую информацию и некие навыки, позволяющие ей манипулировать своим окружением и получать от этого практическую выгоду, - подход совершенно глупый, потому что никаких особых знаний или навыков, позволяющих это проделывать, она там не получит, - но, если человек преследует подобные цели, то я считаю, что вся ответственность за полученный (или не полученный) результат должна лежать на нем, поэтому ни в первом, ни во втором случае я такой даме сочувствовать не стану.
Однако существует другая категория посетительниц таких тренингов - вернее, отнести их к какой-либо одной категории не представляется возможным именно в силу их индивидуальных особенностей, тем не менее, нечто общее между ними все же есть, а именно: это думающие женщины с ярко выраженной индивидуальностью, очень часто добившиеся высоких результатов в какой-либо деятельности и имеющие разносторонние интересы, но в силу каких-то причин потерявшие ориентиры и не видящие перспективы в себе, в своей личной жизни и дальнейшей деятельности. Они пытаются найти выход из сложившего положения и, поскольку они находятся не в лучшем состоянии, то очень часто оказываются неспособными адекватно оценить информацию, которую им преподносят. Они хватаются за соломинку и начинают всерьез верить, что кто-то очень знающий научит их быть счастливыми. Однако что происходит в реальности?
Во время тренинга женщине одновременно внушают взаимоисключающие вещи: то, что она сама по себе такая замечательная и уникальная и то, что она все делает неправильно: неправильно живет, неправильно выстраивает отношения, и вообще она «недостаточно женщина», отсюда все ее проблемы.
Ей внушают, что она должна одновременно быть самостоятельной, реализовавшейся, красивой, интересной и т.п. и при этом зависеть от мужчины, жить его интересами, «растворяться в нем» и подчиняться ему только на том основании, что он мужчина (в отдельных случаях - делать вид, что подчиняется, но об этом дальше).
Ей внушают, что она должна одновременно искренне любить и уважать мужчину и манипулировать им.
Ей внушают, что все, чего она добилась, не представляет ценности и что она должна отказаться от того образа жизни, который вела до нынешнего момента, и тогда она станет «нормальной», и у нее все начнет получаться.
(Вопрос о том, что делать, если в результате таких действий она потеряет то, что у нее уже есть, и не получит того, что ей обещают, а также о том, кто будет нести ответственность, если по этой причине она впадет в депрессию, разумеется, остается открытым. Открытым остается также и вопрос о том, почему человек выбрал именно такой образ жизни, - с трудностями, с самостоятельными и нестандартными решениями,- если для того, чтобы все получалось, нужно всего лишь следовать стандартной схеме и играть стандартную роль? Может быть, как раз потому, что эти схемы уже давно не работают?).
Наконец, женщине внушают, что стремление одновременно добиваться взаимоисключающих целей - это нормально, и что вообще быть успешным одновременно во всех областях (руководителем фирмы, безупречной матерью, великолепной любовницей, идеальной хозяйкой, владельцем прибыльного бизнеса, женой миллионера и т.п.) очень просто, и что если лично у нее это не получается, то причина в ней самой и в ее неправильных действиях.
(Все это мне напоминает популярный в последнее время бытовой подход ко всякого рода эзотерическим и псевдоэзотерическим учениям, которые преподносятся как тайные знания, доступные только посвященным и просветленным, но которыми при этом в два притопа и в три прихлопа может овладеть любая домохозяйка и начать с их помощью менять устройство Вселенной).
Не нужно забывать, что большинство женщин, о которых идет речь, воспитывались в советских семьях и учились в советских школах, где им успели внушить, что, если у них есть проблемы, то в этом виноваты они сами. За много лет работы над собой они смогли справиться с этими ощущениями и научились эффективно решать многие свои проблемы, но на таких тренингах их снова возвращают в такое состояние, еще и предварительно накручивая модный нынче «позитифф», обещая достижения немыслимых высот и совершенно не заботясь о том, как будет себя чувствовать человек, которому в искусственно созданных условиях внушили, что он - «пуп земли», а реальность снова "умакнет" его в ощущение, что он «нуль без палочки». Разумеется, и то, и то, - крайности, но с этими крайностями можно справиться, находясь в нормальном состоянии, а если человек «потерял равновесие», если он находится на грани депрессии и не может самостоятельно справиться со своими проблемами, как ему прикажете из этого выбираться? Посещать очередной тренинг? Увы, во многих случаях так и происходит: отчаявшаяся женщина начинает ходить на тренинги, как на работу, и попадает в замкнутый круг, продолжая «кормить» свой комплекс неполноценности и сомнительных тренеров).
Надо сказать, что зачастую эти тренинги проводят люди, не имеющие соответствующего образования и уровня общей культуры, или прикрывающиеся дипломами и сертификатами, лишь для того, чтобы реализовать собственные комплексы (например, потребность «учить кого-то жить», потребность ощущать себя «великим гуру» и чуть ли не господом богом и т.п.) или попросту выкачивать деньги из отчаявшихся людей. Помимо того, что они вредят своим клиентам и своей аудитории, они вредят также и достойным представителям некоторых профессий - например, профессиональным психологам, которые в своей работе опираются на современные требования и достижения профессии, на этический кодекс и на здравый смысл (потому что ни один профессионал, уважающий себя, своих коллег и своих клиентов, не будет обещать клиенту решения всех его проблем, еще не имея представления, в чем они заключаются, не будет давать ему советов и обещать чудес).
Если посмотреть, какая из этого складывается, картина, то получается, что взрослые люди, многому научившиеся и многого добившиеся, приложив для этого собственные мозги и собственные усилия, позволяют другим людям, имеющим весьма сомнительные представления о вещах, учить их, оценивать их действия и их образ жизни, и толкать их назад, вместо того, чтобы помогать увидеть какие-то перспективы и двигаться к ним.
По сравнению с профессионалами у меня, конечно, статистика небольшая, но даже при этом страшно подумать, от какого количества женщин мне приходилось слышать примерно следующее: «Но ведь я не этого хочу!», «Но ведь если я выстрою свою жизнь так, мне это будет мешать», «Я просто перестану быть собой!», «Я как-то неправильно счастлива, но я не хочу ничего менять, наверное, я какая-то неполноценная!» Неполноценная! Человек, способный принимать самостоятельные решения и самостоятельно добиваться их реализации, а также способный анализировать свои действия, и не желающий превращать себя в функцию, чувствует себя неполноценным только потому, что его жизнь отличается то того, чего он якобы должен хотеть! Если мы и дальше будем так относиться к этому вопросу, будем продолжать посещать сомнительные мероприятия и позволять сомнительным гражданам учить мужчин, как стать мужчинами, а женщин как стать женщинами, то в ближайшем будущем нас ожидает не прогресс двадцать первого века, а средневековое мракобесие или что-то похуже.