Полшага до неба // опыт рецензии

Oct 23, 2011 16:42

Вообще, рецензия была написана еще до рождения Лиски - тогда я прочитала черновик. На тот момент я не знала авторов (вернее, знала, но не знала, кто они - так тоже бывает :)). И это, наверное, неплохо. Вряд ли бы я осталась объективной с такими знаниями. :) Копирую тот текст сюда и кое-что добавлю от себя теперешней.
К самиздату я отношусь крайне настороженно - примерно так же, как к авторской песне. :) Пять лет филфака, где каждый второй считает себя писателем/поэтом, а каждый третий непризнанным гением,  научили очень острожному отношению к любому  пока еще не изданному произведению. Просторы ЖЖ слегка изменили отношение к явлению самиздата, но не скажу, что я с радостью кидаюсь читать любое произведение,  написанное кем-то из моих френдов. :) И тем более уж я никогда не жду попадания в "яблочко", случая, когда текст режет по живому, когда ты видишь персонажей, слышишь их голос, дружишь с ними, сочувствуешь - словом, когда ты живешь в книге.  Тем приятнее получается погружение. :)
Роман Анны и Олега Семироль "Полшага до неба" не издан (уже издан - Аня, спасибо за это!) на данный момент. Но я уверена, что у ребят и у их героев все впереди. И говорю об этом,  даже не боясь сглазить. Потому что если не это издавать - то что тогда? Дальше - попытка небольшой рецензии. Хотя рецензировать книжку,  в которой было хорошо,  как в гостях у близкого друга - дело такое... если собьюсь на эмоции - не бейте тапком. :)
О чем?
О любви? Да, конечно. О том, что необходимо о ком-то заботиться, кого-то защищать, для кого-то жить. О том,  что совершенно неважно, как выглядит твой любимый человек и кто он на самом деле, если любишь.  О безоговорочном приятии...  когда "приму любого", и это не жертва - это радость желанная - принять.  А еще о том, как сложно научиться доверять и падать в родные колени. Особенно когда за плечами опыт падений с  трагическим исходом...
История обвиненной в убийстве отца девочки Тильды и "дракона" Маарда была бы банальной до жути и абсолютно мэрисьюшной, если бы не было жуткого, неотступного ощущения - авторы хорошо представляют себе то, о чем они пишут .  Ситуации, в которых оказались  герои,  - не попытка вышибить слезу из читателя и "развести" его на жалость. Это жизнь.
Да, это жизнь. Наверное, именно сейчас для меня это очевиднее. И еще - не замеченное так четко в прошлый раз: когда любишь (принимаешь), действительно не важно, как человек выглядит. Для меня теперешней общение Маарда-дракона и Тильды - в чем-то метафора близкого сетевого общения. "Я сейчас здесь и с тобой такой. Зачем нужно тебе знать, какой я в реальности?"  А знать - нужно. Если без этого человека нет твоей жизни. Я понимаю Тильду, которая вопреки запрету Маарда прорвалась к нему. Но возможно, я бы поступила  (и поступала - в отношении друзей) иначе. Это тоже право - остаться в тени, образом-драконом.
Композиция
Не исключено, что кому-то ретроспектива покажется скучной. Мне не показалась. Повествование идет двумя потоками, как бы навстречу друг другу. Прошлое Игоря Маарда: встреча с Элен, участие в проекте, Ингрид, работа оператором дракона (потому что другого не остается) - и его настоящее:  забота о рыжей никому не нужной девчонке, попавшей в безвыходную ситуацию, распустившееся вдруг чувство совпадения-резонанса душ, "спасти во что бы то ни стало" и уберечь от разочарования от встречи с собой-"развалиной" (Хех... Все-таки мужики иногда такие дураки... ). Почему оправдана такая композиция? Да потому что сюжет тут не в экшене (хотя экшна тоже достаточно),  а в психологическом раскрытии образа, как выразились бы литературоведы. :) Прием старый, использованный еще Михаилом Юрьевичем в "Герое нашего времени", но от того не менее эффективный. По сути, ответ на вопрос "как же ты дошел до жизни такой?" (то есть как оказался в шкуре дракона, причем именно таким, какой есть). Кстати, с этой точки зрения, главный герой романа не Тильда, а именно Маард: это в его внутренний мир, в его прошлое и в его жизнь погружается читатель.
Финал
Вот тут могу только аплодировать авторам. Финал-эпилог идеален. Это не хэппи-энд, которого так жаждет читательская душа, но и не "все умерли". (Первый был бы нечестным, второй - не гуманным по отношению к чувствительному читателю (кстати, ни за что не простила бы смерти любого из главных героев!) и опять нечестным). Авторы, отказываясь от двух традиционных выходов из сюжета, дают надежду. И героям, и читателям, и  - кажется - себе. Надежду на то, что любовь всегда сильнее...  болезни, горя, недоразумений и дрязг...  Если она действительно любовь. И даже не представляете, как хочется им верить.

И к авторам. :)
Ребята! Будут пинать - не сдавайтесь. Роман читабелен. Мало того - он читабелен с удовольствием и увлечением. Знаете, какое это классное  ощущение - просыпаться утром с улыбкой, потому что тебя ждет хорошая и увлекательная книжка? Вот за это ощущение (оно почти родом из детства - нечасто меня нынче книжки так увлекают) - огромное спасибо! :)
С момента написания той рецензии прошло много времени . Я хочу сказать огромное спасибо Ане - что не сдалась и сделал роман таким, что его издали (хотя мое мнение было, что ничего менять не надо, ты ж знаешь). Олегу - за то, что научил многому. И этой книгой и своей дружбой. И за синее осеннее небо - до которого - протянутая рука или полшага.
Previous post Next post
Up