На Пасхальный викэнд мы впервые выбрались посмотреть Швейцарию поближе.
Нижеследующий текст писался для мам, подробно. Особого интереса не представляет.
Рассказы об этих же местах, с фотографиями, уже имеются в Интернете, например,
здесь
У меня на страничке можно посмотреть некоторые наши
фотографии.
Хотя, конечно, они не идут в сравнение со
скачанной с Инета.
Отчет о поездке. (Лозанна-Шпиц-Интерлакен-Лаутербруннен-Гриндельвальд-Берн-Лозанна)
У нас были заказаны гостиницы на пятницу и на субботу в
двух знаменитых горных долинах, расходящихся под небольшим углом из
одного и того же города Интерлакен. Интерлакен находится к востоку от
Лозанны в 2х с половиной часах езды на поезде, если через Берн, или в
3х с половиной - если по прямой, через горы. Через горы идет
специальный поезд с большими окнами, так называемый "панорамный".
Естественно, на пути туда мы поехали именно на нем, чтобы полюбоваться
пейзажами. Я еще очень хотела остановиться где-нибудь по пути и
погулять, но так и не смогла выбрать, где именно. Поэтому остановку мы
сделали уже совсем близко к Интерлакену, выехав из гор к озеру.
Интерлакен, как это следует из его названия, стоит прямо между двумя
озерами - Тун и Бриенц. Перемычка между ними составляет не больше пяти
километров, их соединяет протекающая через город река Аар.
Так вот, почти в начале первого (западного) озера Тун стоит
очаровательный городок Шпиц. Там мы вылезли из поезда и решили
продолжить поездку на пароходе. Доплата всего в 10 франков, результат
- чудесно проведенный день. Пароход идет намного дольше, чем поезд, но
это скорее круизная поездка - он несколько раз пересекает озеро, на
нем есть ресторан и шезлонги на верхней палубе (куда мы не пошли,
потому что надо доплачивать еще). Нам было и так хорошо - у борта с
зеленой, изумительного цвета водой, которая бурлит и пенится вокруг
парохода, сверкая на ярком солнце, как драгоценности.
Но сперва мы осмотрели замок Шпица. Там довольно милый музей со всякой
старинной утварью. На Олега произвели большое впечатление трех- или
четырех- метровые копья, украшающие не только оружейный зал, но и
некоторые другие.
Пообедали мы на пароходе своими бутербродами и пошли гулять по
Интерлакену. Мы прошлись по главной улице, потом вдоль речки, пришли на вокзал и
обнаружили, что поезд ушел "из под носа". Тогда мы пошли смотреть
церковь и даже наткнулись на пасхальный концерта Баха "Страсти по
Св.Марку", который и послушали с большим удовольствием.
Потом - поезд в Лаутербруннен. Гостиницу нашли довольно легко,
поселились и пошли искать ресторан. Темнело и народу на улицах почти
не было (9? вечера). В первом ресторане мест не оказалось - все
занято. Но второй нам понравился не меньше. Вообще, все три дня мы ели
в изумительно приятных местах. Конечно, по-хорошему надо было
заказывать мясное фондю на двоих - у меня просто слюнки текли, когда я
видела его на других столах: пара десятков соусов и тоненькие листки
мяса, которые надо макать в кипящее масло и с этими соусами есть. Это
не считая салатов и овощей, которые подаются тоже. Но мы побоялись
того, как может на мне отразиться почти сырое мясо, и взяли себе
всякое другое - и тоже не пожалели...
Суббота.
Наш маленький двухместный номер был очень уютен и пах деревом (вся
гостиница построена как старый деревянный дом). Качество удобств в
Швейцарии поражает воображение. От такого душа я бы не отказалась и
домой. Вот только завтрака нам не дали. Я так и не вспомнила, заказала
я его или нет, но в любом случае, на двоих никто готовить не
собирался.
Мы не слишком огорчились - у нас проподали остатки бутербродов, и мы
их "приговорили" и были сыты.
Сама по себе деревушка Лаутербруннен не выглядит чрезмерно романтично
(хотя, по обрывам со всех сторон текут водопады, а в конце долины
сияет снежный массив Юнгфрау), - она есть прежде всего транспортная
развязка, перевалочный пункт на несколько лыжных станций, которые
расположены выше в горах, со всех трех сторон (одна сторона - это
выход из долины на Интерлакен). Более того, к моему разочарованию,
оказалось, что местность настолько популярна, что по всем местам, где
я хотела бы погулять, можно проехать на поезде или на подъемнике -
сплошная цивилизация. Справедливости ради, следует отметить, что от
вершины подъемника всегда можно идти еще дальше - НО, во-первых, на
такую высоту мне уже не рекомендовано ходить по причине беременности и
недостатка кислорода, а во-вторых, там еще вовсю лежит снег, и гулять
технически сложно.
Поэтому практически три четверти нашего времени составили поездки на
поезде/автобусе/подъемнике или прогулки по деревням.
Сначала мы поднялись на подъемнике на правый обрыв над долиной и
поехали на поезде вдоль него к концу долины. Там я планировала маршрут
со спуском до конца долины и возвращение на автобусе по ее дну.
Однако, в конце последней верхней деревни мы увидели объявление о том,
что дорога закрыта, спуск запрещен, и вообще, "полный облом". Мы
поискали другую тропинку, но на другой был такой же знак.
Сфотографировавшись вместе на крайней точки нашего "похода", мы
повернули обратно. Спустились на дно долины на другом подъемнике и
увидели объявление: "10 водопадов, 2км под землей!" Эти водопады были
у меня выписаны из путеводителя. Недаром я не могла найти их на карте
-подземные :)
Мы очень мило прогулялись вдоль речки до водопадов. Там, конечно,
платный вход, и вообще, это одна из самых известных местных
достопримечательностей. Не то, чтобы я была в полном и безграничном
восторге.., но, конечно, замечательно романтично - вода пробила в
горах почти вертикальную пещеру и по всем ее уровням сделаны смотровые
площадки для туристов. Правда, до самого верха дойти невозможно, но та
уже видно солнце и деревья. Очень здорово!
В этот момент я довольно сильно переживала о том, успеем ли мы
завершить полностью намеченную на день программу и переехать в нашу
следующую долину не через Интерлакен, а черед перевал 2060 м - на
поезде. Поэтому, выбравшись из водопадов, мы пообедали прямо на
автобусной остановке (еду мы купили в магазине утром - на всякий
случай), и поехали обратно в Лаутербруннен. Там, на станции,
оставались наши рюкзаки.
И вот, мы уже поднимаемся на левый обрыв над долиной, на этот раз на
поезде, чтобы спуститься с другой стороны в деревеньку Гриндельвальд,
где нас ждет вторая гостиница.
Итак, мы поехали на перевал, который называется Kleine Scheidegg. Если
бы я знала, сколько стоит билет, я бы, возможно, и передумала. Но
покупал Олег, так что мне не пришлось стоять перед этим сложным
выбором. В принципе, объехать через место слияния двух долин занимает
не дольше. Однако, так мы проехали часть дороги, которой ходит
знаменитый поезд на Юнгфрау - самая высокогорная дорога в Швейцарии (и
в Европе). Вершина Юнгфрау - 4158 м, а станция железной дороги - 3454
м. Туда мы, конечно, не поднимались - дорого, и мне нельзя. Высота
Kleine Scheidegg - 2061 м. С него видно и Юнгфрау, и станцию на ее
плече, и еще одну знаменитую гору - Айгер, которая входит в тот же
массив Юнгфрау. У Айгера знаменитый крутой северный склон, история
покорения которого - одна из страниц истории Швейцарии. (Вообще,
история Швейцарии довольно скучная, так что вместо битв и королей
рассказывают о восхождениях и альпинистах :)).
На перевале лежал снег, и гулять было сложно. Я присмотрела
стилизованную беседку на небольшой скале, и мы поднялись туда,
заказали в ресторанчике горячий шоколад, и выпили его "с видом на
Юнгфрау". На последнем поезде мы спустились на другую сторону - в долину
Гриндельвальд, не менее знаменитую, чем Лаутербруннен. Горы постепенно
заволакивало облаками, и во время спуска мы уже почти ничего не
видели.
Поселились в хостеле, напомнившем мне карельские пионерлагеря. Однако,
там было вполне пристойно и полагался завтрак, хотя за него и надо
было доплатить.
Мы спросили совета, в какой ресторан пойти, и опять весьма неплохо
поужинали - хотя и без местной экзотики на этот раз.
Воскресенье.
С утра мы собирались на ледник. Судя по карте, он был в полукилометре
от автобусной остановки, но нас уже предупредили в отеле, что карты
старые, а ледник тает, и сейчас к нему особо не подобраться.
Но мы пошли проверить. Действительно, с долины ледника не видно, есть
лестница наверх, но на ней написано, что проход закрыт. Я уговорила
Олежка забраться немного вверх, чтобы выяснить, по какой причине. Сама
осталась ждать внизу. Мой храбрый муж забрался до половины подъема на
скалу, но обнаружил, что дальше действительно опасно - лестница
завалена снегом и можно подскользнуться. Он позвонил мне сверху, и мы
решили, что если бы не моя беременность, мы бы, может, и попробовали
туда подняться, но так лучше не рисковать, и он спустился.
Потом мы просто сидели в открытом кафе и любовались горами, поедая
мороженное. Я немного устала, и мне не хотелось идти куда-либо гулять,
тем более, что виды обещались все те же самые. Я люблю, чтобы прогулка
приводила к какому-то замечательному виду в конце пути. А тут и так
все прорезано дорогами, идешь, идешь, а придешь на станцию ж/д.
В общем, решили поехать в Интерлакен и еще раз покататься на
пароходике - уже по второму озеру.
Вернулись в гостиницу, забрали вещи, уехали. Времени на озеро у нас
было немного, так как до ночи надо было доехать домой. В общем, ничего
особенного мы там не посмотрели. Просто доехали до одной из станций
посреди озера с длинным полуостровом, посидели там на бережку, поели,
дождались обратного пароходика и поехали домой.
Правда, домой мы на этот раз ехали другой дорогой - через Берн. Там мы
гуляли по старому городу и ужинали в шикарном ресторане (правда, мне в
нем больше понравился интерьер, чем еда). Огромный зал, переделанный
из зернохранилища в начале 20го века и расписанный в стиле модерн.
В старом городе довольно мило, но слишком "прилизано" на мой взгляд -
все-таки столица! Нет романтики. Правда, собор замечательный - весь в
забавных фигурках зверей и других персонажей. Одни портал содержит
более 200 фигур, колоритно изображающих Страшный суд - во всех
подробностях, с немецкой точностью.
В целом, Берн мне понравился.
Домой вернулись к полуночи, "усталые, но довольные".
Вот такая поездка.