Яузский бульвар-последний бульвар кольца

Mar 12, 2024 15:40

Об Ивановской горке в последнее время написано много интересных статей и я скорее всего не привнесу ничего нового,но все же постараюсь поделиться своими впечатлениями,оставшимися с детства,и от прогулок,совершенных во взрослые годы,и фотографиями тоже


Итак,территория района
Ивановской горки
очерчена улицами Маросейкой и Покровкой, Покровским и Яузским бульварами, Солянкой и Лубянским проездом,которые соединены пятнадцатью переулками.Сегодня мы прогуляемся по Яузскому бульвару

Яузский бульвар проходит от площади Яузские Ворота до Покровского бульвара ,является частью Бульварного кольца.В детстве мне казалось,что Яузский бульвар какой-то более тихий и уютный по сравнению с остальными.


Бульвар представляет собой 2 проезжие части с односторонним движением автотранспорта (по одной полосе в каждом направлении и трамвайные пути), разделенные широким сквером с пешеходной дорожкой, скамейками, деревьями, кустарниками, газонами, цветниками и декор. оградой.


Повышение внешней части бульвара, разбитого в 1823 г., объясняется наличием здесь остатка вала Белого города.
Белым городом в XVII-XVIII веках называли часть Москвы между Кремлем и Китай-городом с одной стороны и современным Бульварным кольцом - с другой. Названа она была так потому, что в XVI-XVII веках здесь жили главным образом бояре и дворяне, находившиеся на постоянной царской службе, поэтому земля, на которой стояли их дворы, называлась «белой», то есть освобожденной от земельных налогов, которыми были обложены «черные» земли ремесленников, торговцев и землепашцев.
Когда в XII-XIII веках строилась крепость «Москва-град» (будущий Кремль) и образовывался посад близ нее, на месте Белого города простирался еще густой лес, прорезаемый лишь большими дорогами, ведущими из других городов.
После опустошительного в 1571 году набега на Москву крымского хана Девлет-Гирея и пожара, почти истребившего Белый город, в 1586-1593 годах по современному Бульварному кольцу вместо древнего земляного вала была выстроена мощная кирпичная крепостная стена со многими «глухими» и десятью «воротными» башнями, выводящими на главные радиальные улицы. Водяные ворота вели с современной улицы Ленивки на мост (впоследствии Большой Каменный); Чертольские - с Волхонки; Арбатские - с улиц Знаменки и Воздвиженки; Никитские - с Большой Никитской улицы; Тверские - с Тверской улицы; Петровские - с Петровки; Сретенские - с Большой Лубянки; Мясницкие - с Мясницкой улицы; Покровские - с улицы Покровки; Яузские - с Солянки.


Стены Белого города с внешней стороны были окружены рвом, в который были пущены на западе ручей Черторый, на востоке - речка Рачка, на севере - безымянные притоки реки Неглинной с современной Пушкинской площади и от Сретенских ворот. С южной стороны роль рва играла река Москва.
С внутренней стороны стен остался старый или был насыпан новый земляной вал, дававший возможность взбегать на стены. Строил стены Белого города русский мастер Федор Конь.
В 1611 году, во время польской интервенции, весь Белый город был сожжен поляками. Не успел он оправиться от этого пожара, как в 1629 году снова был почти уничтожен большим пожаром. Все же к середине XVII века он отстроился, и вся его территория была занята дворами, садами, улицами и переулками. Среди моря деревянных зданий выделялись каменные церкви и кое-где, за деревянными заборами с воротами, - каменные палаты бояр, богатых купцов, монастырских подворий.


К 19 веку бульвары охватили почти все пространство бывшей стены и рва Белого города.
Улицы, раньше замощенные булыжником, кое-где покрылись асфальтом, гранитной брусчаткой или деревянными торцами, тротуары - гранитными плитами или асфальтом. С 1865 года на улицах Белого города стал гореть вместо конопляного масла керосин, а с 1869 года на главных улицах появилось газовое освещение, с 1896 года замененное на некоторых из них электрическим.
На месте двухэтажных домов появились большие доходные дома в 4-5 этажей.


Общественный транспорт представлен был большей частью извозчиками, «биржи» которых находились на каждом углу. С 1847 года появились на улицах «линейки», с 1872 года - «конка», с 1899 года - трамвай.


Поскольку к моменту устройства Яузского бульвара в 1820-х гг. территория у Яузских ворот уже была частично застроена, аллея дошла только до Петропавловского переулка, а дальше образовался более узкий и неозеленённый Яузский проезд.


Близость к важному транспортному узлу сделала этот район привлекательным для знатных и состоятельных владельцев: в 18 в. здесь существовали усадьбы Колычевых, Юсуповых, Головиных, Лопухиных, князя Г. Потёмкина, княгини Н. Щербатовой (владение, главный дом во дворе, 1757).
Застройка чётной стороны сохранилась с 18 - начала 19 вв. (за исключением участков 2-8, застроенных огромным д. 2/16, 1936-41, архитектор И. Голосов, скульптор А. Лавинский, и д. 14/8 - ЖСК «Квартирохозяин», 1929-39, архитектор Г. Разумов).


Застройка Яузского бульвара в архитектурном отношении представляет собой разнообразие стилей. В самом его начале, на углу с Подолокольным переулком стоит примечательный дом, «дом с фигурами», Военно-инженерной академии В. Куйбышева (1936-1941, арх. И. Голосов).


За его массивом находится усадьба Н. Хитрово первой половины 19 века.


На другой стороне бульвара интересны особняк Ф. Рюхард, перестроенный в конце 19 века; доходный дом И. и Н. Болдыревых (№ 13), построенный в 1908 г. в стиле модерн; и дом № 15, усадьба Филипповых 18-19 веков с постройками начала 20 века.


Особенности рельефа и изогнутость придают Яузскому бульвару особую привлекательность.

С внутренней стороны на бульвар выходит Петропавловский переулок, с внешней - Малый Николоворобинский переулок.

МоскваЯузский бульвар
В 14-15 веках через Яузские ворота проходила большая сухопутная дорога на Коломну и Рязань, севернее её располагались великокняжеские сады.
https://retromap.ru/1016502_55.753906,37.644854
Схема Белого города 1650г
https://retromap.ru/101638_z14_55.755280,37.631540
План Мериана 1638 г
Возле нынешнего бульвара в 17 веке существовала стрелецкая слобода полка Воробина, а у Яузы - слобода серебряников.
https://retromap.ru/1016752_55.75528,37.63154
Схема 1675 г

В 1700 и 1705 годах Петром I были изданы указы о замощении улиц Москвы в пределах Бульварного кольца булыжником; в 1701-1704 годах - о застройке Кремля и Китай-города, а в 1712 году - и Белого города каменными зданиями с запрещением строить здесь деревянные. При этом каменные здания должны были ставиться не во дворах, как прежде, а по улицам, примыкая одно к другому и выравниваясь по прямым линиям, параллельным противоположной стороне.
С тех пор улицы Москвы стали постепенно приобретать современный вид, и к концу XVIII века почти все они в пределах Бульварного кольца были замощены булыжником и застроены каменными домами «в линею», как выражался Петр I в своих указах.


В 1731 году вокруг Москвы была проведена новая таможенная граница - Кампанейский вал, замененный в 1742 году Камер-Коллежским валом с шестнадцатью заставами по главным дорогам.

Яузский бульвар назван в 1823 году по своему направлению к бывшим Яузским воротам Белого города и реке Яузе.

Последний бульвар в Бульварном кольце города.


Площадь Яузские ворота




Поворачиваем направо и выходим на ту часть Яузского бульвара,что неофициально считается Яузским проездом,за трамваем виден
дом 16




Яузский бульвар,14/8
Построен в 1929-1930 гг. Архитектор Г. Разумов.(по другим данным В. Волокишин)
Жилой дом кооператива "Квартирохозяин", конструктивизм
спроектирован с учетом сильного рельефа местности - перепад высот составляет почти целый этаж.




Визуальное восприятие также продумано с учетом этого рельефа. Самый эффектный вид - на закругленные угловые балконы - открывается зрителям, идущим снизу вверх по бульвару.

В пандан к закругленным балконам спроектированы круглые козырьки над подъездами и круглые окна-иллюминаторы над ними, известные атрибуты конструктивистской архитектуры.




Поворот на Петропавловский переулок и дом 7/12с1,относящийся к нему же
Доходный дом (в основе - жилой дом 1820-х годов; 1837; 1887, архитектор В. Ф. Баранов; 1983), позднее - административное здание.

Второй адрес: Яузский бул., 12/7.


Снова дом 7/12с1 и на фото видно место,где начинаются зелёные насаждения Яузского бульвара




Яузская улица, 1/15с7,построен в 1900 г,дом чаеторговца Филиппова


Яузский бульвар,13
13 - Доходный дом И. И. и И. Н. Болдыревых - памятник архитектуры
Это самая значительная работа московского зодчего Н. Евланова. Строение имеет нечетное количество осей, придающих ему определенную динамику, его композиция и декор характерны для раннего столичного модерна и напоминают работы Г. Гельриха, фасад украшен серой и голубой керамической плиткой.

До прихода к власти большевиков здание принадлежало миллионерам Н. И. и И. И. Болдыревым, затем его превратили в обыкновенный жилой дом, а в конце 20 века в нем разместили Центральный музей Федеральной службы российских пограничников.




Вид на Петропавловский переулок





Яузская ул.1/15 c8,усадьба Филипповых



Яузский бульвар,10
Офисное здание (№ 10). Еще недавно был жилым домом.

В этом доме в 1875-1878 гг. жил Валерий Брюсов - поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, один из основоположников русского символизма.




Дом 13
Самое известное творение архитектора Г. Евланова построено в 1908 г., но стилистически относится к раннему московскому модерну. В советское время он был обычным жилым домом. Ранее дом был самым высоким на Бульварном кольце.


Музей в доме 13 Музей основан 8 (21) февраля 1914 года при штабе Отдельного корпуса пограничной стражи в Санкт-Петербурге. С 20 декабря 1932 года музей воссоздан в Москве.
В его фондах, насчитывающих свыше 80 тысяч единиц хранения, собраны материалы по истории пограничной охраны с периода Древней Руси по настоящее время. К ним относятся подлинные документы и фотографии: Боевые Знамена, награды, оружие, произведения живописи, графики, скульптуры, печатные издания, документальные кино- и видеофильмы, предметы контрабанды, приспособления, используемые нарушителями при переходе границы.
Экспозиция музея последовательно и наглядно отображает историю пограничной охраны, развития и совершенствования пограничных войск и пограничной службы. В ней представлены все наиболее значимые события, происходившие на границе, ее герои и подвиги.






Яузский бульвар,11с1,построен в 1857г
Двухэтажный особняк возведен в середине 19 века (год постройки - 1857). Площадь здания составляет 283 кв. м. Используется в качестве коммерческой недвижимости. Фасад отличается высокими узкими окнами, многоступенчатым карнизом и парапетом. Боковая сторона украшена пилястрами. Оконные проемы оформлены простыми наличниками с широкими карнизами. Является самым старым домом на бульваре.
До 1974 г. был жилым (2 коммунальных квартиры - по одной на этаж).


Памятник Расулу Гамзатову
Этот памятник появился на Яузском бульваре в 2013 году: через 10 лет после смерти Гамзатова и к 90-летию со дня его рождения.


Бывшая городская усадьба М. Спиридова - Ф. Рюхардт - лечебница О. фон Шимана (№ 9/6; 19 - начало 20 веков).


Стр. 1 - главный дом; стр. 3 - восточный жилой флигель со службами; стр. 5 - служебный корпус: конюшня, каретный сарай - двухэтажное кирпичное здание в полуразрушенном состоянии; стр. 8 - бывшая сторожка-дворницкая.




16/2 строение 1, 2 - Жилой дом Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева («Дом с фигурами»)
(1936-1941, арх. И. Голосов).





Торец бывшего дома причта храма Николая в Воробине
,рядом видна башня Вулыха


14 этажей (№ 3, стр. 1, 1968 год постройки; здесь жили иностранные слушатели Военно-инженерной академии им. Куйбышева). Кирпичный (серия "Башня Вулыха").

Построен архитектором Г. Разумовым на месте дома, в котором когда-то жил писатель Исаак Бабель.

Самое высокое здание Яузского бульвара, а возможно, и всего Бульварного кольца.


Подстанция № 21 скорой и неотложной медицинской помощи (№ 9/6, стр. 4).

Бывший жилой дом 19 в.

На этой подстанции находилась вторая бригада («двойка») ЦИТО, а также бригады кардиореанимации и токсикологической реанимации.


После пересечения Яузского бульвара с улицей Воронцово Поле ,Полколокольным переулком начинается Покровский бульвар,но об этом уже другая история

Архивные фото взяты с pastvu,остальные мои

Белый город, улицы Москвы, #веснаестьвесна, Яузский бульвар, история города, #10прогулок, Ивановская горка

Previous post Next post
Up