Игры… в которые играют взрослые…

Mar 18, 2011 16:16


В детстве, мы все играем в игры, вне зависимости от расовой, гендерной, половой или конфессиональной принадлежности. Кое-кто, продолжает играть и будучи взрослым, впрочем, здесь часто имеют место цели простого «убийства времени» или удовлетворения азарта.


Детские игры - совсем другое. Детвора играет во взрослую жизнь, играет вполне осознанно, играет - буквально моделируя некоторые события или профессиональные сферы взрослой жизни. В процессе игры дети обучаются некоторым практическим навыкам, подсмотренным у взрослых или почерпнутых из книг, телепередач и кинофильмов. Играя, дети как бы моделируют отдельные аспекты будущей взрослой жизни, развивая в себе некоторые качества, которые будут активно востребованы в будущем.

Навык игры имеется у каждого человека.

Итак, игра - один из методов моделирования ситуаций, причем, метод достаточно универсальный, особенно в тех случаях, когда иные виды моделирования (например, математическое и т.п.) сложны, громоздки и/или дорогостоящи.

В коммерческой разведке игровой метод моделирования является одним из важнейших методов выявления (определения) целей специального изучения (объектов разведывательной разработки) как на тактическом, так и на стратегическом уровнях.

Избитая аксиома - «Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она дает фору во времени» - предполагает работу разведки на УПРЕЖДЕНИЕ событий.

Эффективная разведывательная деятельность обязана представить прогнозные данные высокой степени достоверности ДО начала реализации негативных/позитивных событий, в противном случае мы имеем дело не с разведкой, а с результатами расследований прошедших событий.

Но как? разведывать события, которые еще НЕ произошли?

Напомню, что составными видами коммерческой разведки выступают:

-      тактическая коммерческая разведка (исследующая события (объекты) текущей деятельности);

-      оперативная коммерческая разведка (рассматривающая незапланированные и внезапные события);

-      стратегическая коммерческая разведка (изучающая цели и объекты, влияющие на достижение стратегических целей бизнеса компании).

Только тактическая и стратегическая разведка способны работать на УПРЕЖДЕНИЕ событий, буквально заглядывая за горизонт текущих событий.

Оперативная же, как раз и является, в изначальном варианте, специальным видом расследований, ведь события, которых мы не ожидали и/или не смогли смоделировать (спрогнозировать) заблаговременно, уже развернулись и оказали свое негативное воздействие на бизнес-деятельность компании. В этих условиях разведывательная структура обязана направить все имеющиеся силы и резервы на расследование происходящего с целью выявления новой (не известной доселе) группы рисков и отнесения ее к действующим тактическим или стратегическим рискам, а также идентификации разведпризнаков проявления активности этой группы рисков в рыночной сфере деятельности компании.

Вернемся, однако, к нашим играм для взрослых.

Что необходимо, для того, чтобы в превентивно-упреждающем порядке распознать надвигающийся риск или представляющуюся возможность и подготовиться к их нейтрализации/использованию ?

Во-первых, наша разведывательная структура должна хорошо представлять себе сам риск/возможность и последующие последствия.

Во-вторых, аналитики разведки должны обладать видением того, как данный риск/возможность будет реализовываться фактически, т.е. какие факторы или активность рынка (рыночного окружения) будут свидетельствовать о том, что реализуется именно этот - конкретный позитивный/негативный сценарий событий. Иными словами, ваши разведчики должны идентифицировать индикаторы или разведпризнаки реализации планируемого сценария событий.

В-третьих, необходимо учитывать ВОЗМОЖНОСТИ возникновения данного риска - т.е. факты, события и обстоятельства - способствующие проявлению такого риска и его последующей реализации. Знание и выявление таких обстоятельств уже является косвенными разведпризнаками развития событий по угрожающему/благоприятному варианту развития.

Наконец, в-четвертых, представляя себе вероятные риски/возможности (с учетом разных сценариев развития) и потенциал их последствий - необходимо выработать варианты реагирования на изменение ситуации в зависимости от сценария ее развития и реализации.

Весь комплекс работ по поиску ответов на эти вопросы осуществляется заблаговременно - ДО НАСТУПЛЕНИЯ этих, пока еще вероятных (но НЕ наступивших) событий.

Главная цель - выявление (определение) комплекса ключевых индикаторов - разведпризнаков, свидетельствующих о начале реализации тех или иных событий, значительно влияющих на деятельность компании или реализуемых ею стратегий по достижению целей бизнеса. Именно эти разведпризнаки и ставятся на постоянный мониторинг разведывательной структурой компании, позволяя, в случае их выявления, получать информацию превентивного характера и, соответственно, максимально быстро адаптировать деятельность компании к наступающим изменениям обстановки, имея для этого реальный запас времени.

Основным методом проведения комплекса предварительных работ по выявлению рисков/возможностей и сопутствующих им разведпризнаков является - ИГРА, реализуемая по методикам активного мозгового штурма.

Если быть более точным, то решение круга задач, связанных с предварительным выявлением рисков и поиском вероятных решений по их преодолению реализуется методом проведения «военной» игры, осуществляемой, исходя из различных вариантов ее проведения, с разными участниками компании.

Цели игры: выявление наиболее опасных рисков в (для) деятельности компании и поиск решений по их преодолению, либо, минимизации негативных последствий, с выработкой резервных планов конкретных шагов и действий по преодолению (минимизации) рисков, в случае их практической реализации.

Исходя их специфики сферы деятельности конкретной организации, в рамках прогнозирования рисков и оперативного реагирования на них предлагается два возможных варианта «военной» игры «День-Д»:

1.             Оперативно-стратегическая игра «День-Д» - предполагает вовлечение в игровой процесс высшего руководства компании, менеджеров среднего уровня и конкретных специалистов, непосредственно участвующих в мероприятиях по минимизации рисков.

«Военная» игра «День-Д» рассматривает риски/возможности долгосрочного и среднесрочного характера, а также, в некоторых случаях, служит уточнению параметров и сферы рисков/возможностей текущего характера.

Риски тактического (текущего) характера «обыгрываются» оперативно-тактической игрой «Час - Х»:

2.             Оперативно-тактическая игра «Час - Х» - предполагает вовлечение в игровой процесс только конкретных специалистов, непосредственно участвующих в мероприятиях по минимизации рисков.

Оперативно-стратегическая игра позволяет компании решать проблемы по идентификации рисков и методам реагирования на них комплексно, с выработкой детальных шагов по реагированию на негативные ситуации, разработкой планов преодоления кризисных ситуаций и созданием антикризисных «штабных» команд, включающих профильных специалистов.

Участники оперативно-стратегической игры:

1)             Топ-менеджеры компании;

2)             Мидл-менеджеры компании (подразделений, сталкивающихся с внешними рисками);

3)             Профильные специалисты (непосредственно задействованные в мероприятиях по реагированию на возникающие риски).

В отличие от оперативно-стратегической игры, игра оперативно-тактического характера обладает более усеченными возможностями.

Эффективное проведение оперативно-тактических игр различного назначения с конкретными специалистами, возможно только в том случае, когда основные риски более или мене определены, а у руководства компании имеются уже разработанные планы по минимизации их последствий.

Содержание игры оперативно-тактического характера предполагает обучение и подготовку специалистов не только в вопросах эффективного выявления наступающих рисков/возможностей, но и конкретным действиям по реагированию на развивающиеся события, направленным на их результативное использование и адаптацию к ним с учетом минимизации последствий.

Участники оперативно-тактической игры:

1)             Профильные специалисты (непосредственно задействованные в мероприятиях по выявлению и реагированию на возникающие риски).

Первичная идентификация рисков осуществляется игрой оперативно-стратегического характера. «Военные» игры, как правило, проводятся целенаправленно в течении нескольких дней и состоят из нескольких раундов.

Учитывая высокую изменчивость рыночной и конкурентной среды, вполне естественно, что некоторый блок рисков/возможностей останется ВНЕ рамок игрового моделирования - именно эти события (зачастую внезапные и просто НЕ прогнозируемые (появление, например, новых законов, технологий, тенденций и т.п.)) входят в перечень объектов разработки - оперативной коммерческой разведки.

Впрочем, имея опыт поиска решений, а также методик противодействия/адаптации, выработанный в процессе реализации «военных» игр - ранее НЕ прогнозируемые риски/возможности оперативного характера могут быть использованы/адаптированы гораздо эффективнее и в более короткие сроки, по сравнению с теми участниками рынка, кто вообще НЕ рассматривал подобных возможностей и вероятностей возникновения событий.

Результаты «военных» игр имеют еще две и весьма важных составляющих:

Во-первых, они активно вовлекают в разведывательный процесс топ-менеджмент и руководство компании, показывая всю важность специальных исследований для деятельности компании. Руководство ясно понимает, какими результатами и о чем, оно будет располагать, и как это отразится бизнесе компании в целом.

Во-вторых, проведение «военных» игр вовсе НЕ раскрывает факта наличия в компании разведывательных возможностей. Ведь, на самом деле, такие игры проводятся в рамках антикризисных мероприятий, способствующих более безрисковой бизнес-деятельности компании.

Наконец, именно результаты «военных» игр позволяют реализовать главное требование к деятельности разведки - работать НА УПРЕЖДЕНИЕ событий, ибо…
«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она дает фору во времени»

исследования рынка, анализ рынка, кригшпиль, бенчмаркинг, военная игра, аналитика, стратегия, технологии, обсуждение, разведка, гаджет, СПКР, коммерческая разведка, нелинейный менеджмент, Генрих Лемке

Previous post Next post
Up