В детстве, мы все играем в игры, вне зависимости от расовой, гендерной, половой или конфессиональной принадлежности. Кое-кто, продолжает играть и будучи взрослым, впрочем, здесь часто имеют место цели простого «убийства времени» или удовлетворения азарта.
Детские игры - совсем другое. Детвора играет во взрослую жизнь, играет вполне осознанно, играет - буквально моделируя некоторые события или профессиональные сферы взрослой жизни. В процессе игры дети обучаются некоторым практическим навыкам, подсмотренным у взрослых или почерпнутых из книг, телепередач и кинофильмов. Играя, дети как бы моделируют отдельные аспекты будущей взрослой жизни, развивая в себе некоторые качества, которые будут активно востребованы в будущем.
Навык игры имеется у каждого человека.
Итак, игра - один из методов моделирования ситуаций, причем, метод достаточно универсальный, особенно в тех случаях, когда иные виды моделирования (например, математическое и т.п.) сложны, громоздки и/или дорогостоящи.
В коммерческой разведке игровой метод моделирования является одним из важнейших методов выявления (определения) целей специального изучения (объектов разведывательной разработки) как на тактическом, так и на стратегическом уровнях.
Избитая аксиома - «Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она дает фору во времени» - предполагает работу разведки на УПРЕЖДЕНИЕ событий.
Эффективная разведывательная деятельность обязана представить прогнозные данные высокой степени достоверности ДО начала реализации негативных/позитивных событий, в противном случае мы имеем дело не с разведкой, а с результатами расследований прошедших событий.
Но как? разведывать события, которые еще НЕ произошли?
Напомню, что составными видами коммерческой разведки выступают:
- тактическая коммерческая разведка (исследующая события (объекты) текущей деятельности);
- оперативная коммерческая разведка (рассматривающая незапланированные и внезапные события);
- стратегическая коммерческая разведка (изучающая цели и объекты, влияющие на достижение стратегических целей бизнеса компании).
Только тактическая и стратегическая разведка способны работать на УПРЕЖДЕНИЕ событий, буквально заглядывая за горизонт текущих событий.
Оперативная же, как раз и является, в изначальном варианте, специальным видом расследований, ведь события, которых мы не ожидали и/или не смогли смоделировать (спрогнозировать) заблаговременно, уже развернулись и оказали свое негативное воздействие на бизнес-деятельность компании. В этих условиях разведывательная структура обязана направить все имеющиеся силы и резервы на расследование происходящего с целью выявления новой (не известной доселе) группы рисков и отнесения ее к действующим тактическим или стратегическим рискам, а также идентификации разведпризнаков проявления активности этой группы рисков в рыночной сфере деятельности компании.
Вернемся, однако, к нашим играм для взрослых.
Что необходимо, для того, чтобы в превентивно-упреждающем порядке распознать надвигающийся риск или представляющуюся возможность и подготовиться к их нейтрализации/использованию ?
Во-первых, наша разведывательная структура должна хорошо представлять себе сам риск/возможность и последующие последствия.
Во-вторых, аналитики разведки должны обладать видением того, как данный риск/возможность будет реализовываться фактически, т.е. какие факторы или активность рынка (рыночного окружения) будут свидетельствовать о том, что реализуется именно этот - конкретный позитивный/негативный сценарий событий. Иными словами, ваши разведчики должны идентифицировать индикаторы или разведпризнаки реализации планируемого сценария событий.
В-третьих, необходимо учитывать ВОЗМОЖНОСТИ возникновения данного риска - т.е. факты, события и обстоятельства - способствующие проявлению такого риска и его последующей реализации. Знание и выявление таких обстоятельств уже является косвенными разведпризнаками развития событий по угрожающему/благоприятному варианту развития.
Наконец, в-четвертых, представляя себе вероятные риски/возможности (с учетом разных сценариев развития) и потенциал их последствий - необходимо выработать варианты реагирования на изменение ситуации в зависимости от сценария ее развития и реализации.
Весь комплекс работ по поиску ответов на эти вопросы осуществляется заблаговременно - ДО НАСТУПЛЕНИЯ этих, пока еще вероятных (но НЕ наступивших) событий.
Главная цель - выявление (определение) комплекса ключевых индикаторов - разведпризнаков, свидетельствующих о начале реализации тех или иных событий, значительно влияющих на деятельность компании или реализуемых ею стратегий по достижению целей бизнеса. Именно эти разведпризнаки и ставятся на постоянный мониторинг разведывательной структурой компании, позволяя, в случае их выявления, получать информацию превентивного характера и, соответственно, максимально быстро адаптировать деятельность компании к наступающим изменениям обстановки, имея для этого реальный запас времени.
Основным методом проведения комплекса предварительных работ по выявлению рисков/возможностей и сопутствующих им разведпризнаков является - ИГРА, реализуемая по методикам активного мозгового штурма.
Если быть более точным, то решение круга задач, связанных с предварительным выявлением рисков и поиском вероятных решений по их преодолению реализуется методом проведения «военной» игры, осуществляемой, исходя из различных вариантов ее проведения, с разными участниками компании.
Цели игры: выявление наиболее опасных рисков в (для) деятельности компании и поиск решений по их преодолению, либо, минимизации негативных последствий, с выработкой резервных планов конкретных шагов и действий по преодолению (минимизации) рисков, в случае их практической реализации.
Исходя их специфики сферы деятельности конкретной организации, в рамках прогнозирования рисков и оперативного реагирования на них предлагается два возможных варианта «военной» игры «День-Д»:
1.
Оперативно-стратегическая игра «День-Д» - предполагает вовлечение в игровой процесс высшего руководства компании, менеджеров среднего уровня и конкретных специалистов, непосредственно участвующих в мероприятиях по минимизации рисков.
«Военная» игра «День-Д» рассматривает риски/возможности долгосрочного и среднесрочного характера, а также, в некоторых случаях, служит уточнению параметров и сферы рисков/возможностей текущего характера.
Риски тактического (текущего) характера «обыгрываются» оперативно-тактической игрой «Час - Х»:
2.
Оперативно-тактическая игра «Час - Х» - предполагает вовлечение в игровой процесс только конкретных специалистов, непосредственно участвующих в мероприятиях по минимизации рисков.
Оперативно-стратегическая игра позволяет компании решать проблемы по идентификации рисков и методам реагирования на них комплексно, с выработкой детальных шагов по реагированию на негативные ситуации, разработкой планов преодоления кризисных ситуаций и созданием антикризисных «штабных» команд, включающих профильных специалистов.
Участники оперативно-стратегической игры:
1) Топ-менеджеры компании;
2) Мидл-менеджеры компании (подразделений, сталкивающихся с внешними рисками);
3) Профильные специалисты (непосредственно задействованные в мероприятиях по реагированию на возникающие риски).
В отличие от оперативно-стратегической игры, игра оперативно-тактического характера обладает более усеченными возможностями.
Эффективное проведение
оперативно-тактических игр различного назначения с конкретными специалистами, возможно только в том случае, когда основные риски более или мене определены, а у руководства компании имеются уже разработанные планы по минимизации их последствий.
Содержание игры оперативно-тактического характера предполагает обучение и подготовку специалистов не только в вопросах эффективного выявления наступающих рисков/возможностей, но и конкретным действиям по реагированию на развивающиеся события, направленным на их результативное использование и адаптацию к ним с учетом минимизации последствий.
Участники оперативно-тактической игры:
1) Профильные специалисты (непосредственно задействованные в мероприятиях по выявлению и реагированию на возникающие риски).
Первичная идентификация рисков осуществляется игрой оперативно-стратегического характера. «Военные» игры, как правило, проводятся целенаправленно в течении нескольких дней и состоят из нескольких раундов.
Учитывая высокую изменчивость рыночной и конкурентной среды, вполне естественно, что некоторый блок рисков/возможностей останется ВНЕ рамок игрового моделирования - именно эти события (зачастую внезапные и просто НЕ прогнозируемые (появление, например, новых законов, технологий, тенденций и т.п.)) входят в перечень объектов разработки - оперативной коммерческой разведки.
Впрочем, имея опыт поиска решений, а также методик противодействия/адаптации, выработанный в процессе реализации «военных» игр - ранее НЕ прогнозируемые риски/возможности оперативного характера могут быть использованы/адаптированы гораздо эффективнее и в более короткие сроки, по сравнению с теми участниками рынка, кто вообще НЕ рассматривал подобных возможностей и вероятностей возникновения событий.
Результаты «военных» игр имеют еще две и весьма важных составляющих:
Во-первых, они активно вовлекают в разведывательный процесс топ-менеджмент и руководство компании, показывая всю важность специальных исследований для деятельности компании. Руководство ясно понимает, какими результатами и о чем, оно будет располагать, и как это отразится бизнесе компании в целом.
Во-вторых, проведение «военных» игр вовсе НЕ раскрывает факта наличия в компании разведывательных возможностей. Ведь, на самом деле, такие игры проводятся в рамках антикризисных мероприятий, способствующих более безрисковой бизнес-деятельности компании.
Наконец, именно результаты «военных» игр позволяют реализовать главное требование к деятельности разведки - работать НА УПРЕЖДЕНИЕ событий, ибо…
«Всякая разведка лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она дает фору во времени»