Необходимое предуведомление
Я писал нижеследующий текст, будучи свято уверенным в том, что всем нам предстоит отметить 120-летия со дня смерти П.И.Чайковского. Но оказалось, что праздноваться будет совершенно другой юбилей - 175-летия со дня рождения. Что, впрочем, не так уж и важно, поскольку результаты празднования могут оказаться одинаковыми и в том, и в другом случае.
Тем не менее, прошу и своих немногочисленных читателей прощения за ротозейство и невнимание к деталям.
АЧ
Этого, к счастью, а может, к сожалению, не избежать. И в следующем году Удмуртия отметит юбилей странного и удивительного для многих свойства - 120-летие со дня кончины Петра Ильича Чайковского. Дата во всех отношениях печальная, но скорбных речей, похоже, никто и не готовит. Как раз наоборот - на официальном уровне говорится именно о праздновании.
Что именно предстоит отпраздновать, не очень-то понятно. Но подобного рода тонкости мало кого волнуют. Отсюда - и опасность того, что скорбный юбилей будет скроен по лекалам незабвенного 1937-го. В том году страна отметила 100-летие со дня смерти Пушкина. Многим понравилось: митинги в рабочих коллективах, переименования в четь юбиляра объектов соцкультбыта, вплоть до общественных бань. И передовица в «Правде»:
«Прошло 100 лет с тех пор, как рукой иноземного аристократического прохвоста, наемника царизма, был застрелен величайший русский поэт. Пушкин целиком наш, советский, ибо советская власть унаследовала все, что есть лучшего в нашем народе. В конечном счете творчество Пушкина слилось с Октябрьской социалистической революцией, как река вливается в океан…»
Как сказал тогда, кажется, Пастернак: «Они сделали Пушкина членом Политбюро». Так оно, в общем, и было. И погодите, сделают и Петра Ильича - если не членом Правительства УР, то почетным гражданином республики. Если вовремя не пресечь, найдутся и у нас товарищи, которые решат, что нечего, мол, заимствовать передовой зарубежный опыт празднования скорбных дат. Воспользуемся имеющимся в наличии арсеналом средств увековечения светлой памяти!
Вот тогда, будьте уверены, начнется… Инициативу всенепременно подхватят «снизу», и получим мы с десяток музыкальных школ имени Петра Ильича, столько же детских садов и училищ, названных в честь великого композитора, и Центральный автовокзал им. Чайковского (а что, оттуда автобусы на его родину ходят, почему бы и нет?) - это в лучшем случае. В худшем, ко всему прочему, - бассейн «Лебединое озеро», сеть зубопротезных кабинетов «Щелкунчик» и гостиницу «Спящая красавица».
Напрасно сомневаетесь. Уже ходят упорные слухи о том, что в честь композитора решено переименовать одну из центральных улиц Ижевска. Какое, дескать, отношение имеет к столице Удмуртии убитый в Лозанне старый большевик Воровский? Никакого! Вот и переименуем, в связи с изменившейся политической ситуацией и грядущим юбилеем…
По-моему, делать это глупо, несмотря на то, что память Чайковского в Ижевске увековечена весьма скромно. Есть уже и улица Чайковского, находящаяся у черта на рогах (рядом - моя любимая - Деревообделочная). Наличествует, если не ошибаюсь, хоровая капелла имени Петра Ильича. Навскидку больше и не вспомню. Хотя в городах, где композитор даже и не думал бывать, имеются учреждения, названные его именем, и даже кратер на Меркурии назван в честь родившегося в Воткинске гения.
Иными словами, как-то увековечивать имя Чайковского в Ижевске все-таки нужно. Но так, чтобы это не выглядело запредельной дуростью. Благо, есть у нас Театр оперы и балета, не носящий чьего-то имени, есть площадь с музыкальным фонтаном, на которой он стоит. Если назвать их в честь композитора - никому обидно не будет, даже и Воровскому, о котором, в отличие от Чайковского, мало кто помнит. И, как мне кажется, стоило бы поставить памятник композитору - а то всяких «ижиков», «крокодилов» и «пельменей» хватает, а про бывавшего в Ижевске композитора отчего-то забыли.
Этим, будь на то моя воля, я бы и ограничивался. Юбилей-то все ж таки - скорбный, и праздновать его с размахом образца 1937 года - совершенно ни к чему. Вряд ли сам Петр Ильич согласился бы пройтись по улице, переименованной в честь годовщины со дня его кончины. Тонкой души человеком был, уважать надо.