Сегодня прошел семинар "
Территория игры". Я попыталась вспомнить - какой он по счету - и как-то засомневалась. Наверное, 5й в Москве, а всего - 7й (еще два проходили в Сиэттле).
Каждый раз радуюсь и удивляюсь тому, как неожиданно и по-новому он каждый раз проходит - благодаря разным составам участников. При этом каркас из ключевых тем и общее настроение каждый раз остаются очень похожими.
Мне очень нравится, какие люди приходят на такие семинары. Это и специалисты, которые работают с детьми (психологи, педагоги, логопеды), и родители детей самых разных возрастов. Почти все они - в поиске идей: как играть со своими детьми; что делать, если игра ассоциируется со скукой и монотонностью, и совсем не приносит радости? И их всех объединяет неравнодушие, интерес к детям и игре, готовность учиться новому, включенность и вдумчивость.
Начинаем семинар мы традиционно с воспоминаний: какие игры нам самим нравились в детствте? Почему? И уже с этого момента группа меняется - люди как будто просыпаются, оживают, с горящими глазами рассказывая о том, как любили Казаки-разбойники, строили шалаши или дома из диваных подушек, играли в ножечки или прыгали в резиночку.
Потом мы переходим к обсуждению - что же такое игра? Что отличит ее от НЕ-игры? Почему она нужна детям, и чем будет отличаться в разном возрасте? В этом обсуждении мы обычно касаемся и такого слоя, как диагностика определенных отклонений в развитии у ребенка, которую можно заметить через игру.
Как одна из граней этой темы,мы рассуждали на тему того, ДОЛЖНЫ ли родители играть со своими детьми? Является ли это их обязанностью? Надо ли себя заставлять играть - когда/если играть не хочется?
Важная тема, которую мы обсуждаем на всех семинарах, и обсуждали и сегодня - это место электронных игр в ряде остальных. Надо ли ограничивать время детей с "гаджетом"? Как можно по-разному направлять этот интерес детей? В чем польза и в чем будет заключаться вред, если ребенок много времени будет играть именно таким способом?
Сегодня на семинаре было интересное обсуждение темы "ребенок не любит/не умеет проигрывать" - на более широком уровне, чем просто про игру, а в связке с темой уверенности/неуверенности в себе, потребности в одобрении.
А потом была, как всегда, "практическая" часть, во время которой были демонстрации разных по типу игр, на примере которых мы пробовали менять правила в зависимости от целей и задач, которые перед нами стояли. И "на десерт" - участники группы сами придумывали свои игры из подручных средств. Эта часть - самая удивительная, потому что в группе рождаются совершенно неожиданные идеи о том, как из самых "странных" предметов может родиться увлекательная игра, или специальное упражнение для развития какой-то функции/навыка.
Картинки - именно из этой части.