Ночь, но на этот раз не питерская. Сегодня повествование будет о куда более прозаическом месте - Перми, приютившей нас на две ночи - на пути в СПб и обратно.
Полдвенадцатого ночи. Пермь-II. На привокзальную площадь прибывает березниковский автобус, из которого выгружаются
lord_pax и
leksandrych . Несмотря на тяжёлые сумки, через силу
leksandrych достаёт камеру и снимает вокзал.
Для меня традиционно быть здесь в вечернее время суток. В 80е, в самом раннем детстве, я часто бывал в Перми. Приезжая утром, выходили мы, как правило, на Перми-I, а уезжали с главного вокзала, в десять вечера, то есть днём мне на вокзале бывать не приходилось, поэтому я даже не знал, как он, собственно, выглядит при дневном освещении. В нынешнее время, когда я с трудом могу вспомнить, когда последний раз ехал в Пермь на поезде, бывать вечерами здесь получается очень редко. Осень 2010 стала исключением - случилось посетить Пермь-II трижды, и все три раза в ночное время.
Люди, которым случается побывать на главном вокзале Пермского края, отмечают в основном его несолидную для города-миллионника внешность, неудобство и загаженность. Я, пожалуй, не буду на этом останавливаться, а расскажу подробней про станцию Пермь-2. У неё есть любопытная особенность - вокзал расположен между расходящихся парков. Островные вокзалы не редкость, но - как правило, парки сходятся с обеих сторон вокзала, затрудняя к нему доступ, да и сами вокзальные здания небольшие. Пермский вокзал не назовёшь небольшим никак, плюс оба парка по сторонам вокзала являются пассажирскими и содержат в сумме десять путей, по пять штук с каждой стороны.
Такая конфигурация сложилась из-за трудностей подключения к уже существующей дороге Вятка-Пермь-Чусовская прямой линии на Екатеринбург в 1909 году. Подвести линию к старому вокзалу было невозможно, мешал рельеф. Наиболее пологое место было уже занято городской застройкой, оставался небольшой отрезок пути возле моста через Каму - разьезд Заимки. Из-за тесноты пришлось строить раздельные парки для новой и старой дороги, разместив новый городской вокзал между расходящимися парками, этакая «трёхгорловинная» система. Понятное дело, такая организация имеет много минусов, в частности, невозможно просто построить новый вокзал рядом со старым. Поэтому вокзал перенёс только одну реконструкцию - пристройку фасада с туннелями в 60х, так что значительная часть современного вокзала - то же самое здание 1909 года постройки. Станция всё из-за той же тесноты росла не в длину, а в ширину, прирастая путями по краям, количество путей «на срез» здесь довольно велико (станция Березники, кстати, по аналогичным причинам также непотребно раздалась вширь и по площади сравнима с основным парком Перми-2)
На станции есть два пешеходных мостика - «баянный» над главным направлением возле вокзала и деповский. Баянный - потому что в сети фотографий больше всего с него, ближайшего к платформам и легкодоступного. Я, зная что придётся провести на вокзале две ночи, конечно же запланировал посещение дальнего, деповского мостика.
На часах 3:30. В зале ожидания, несмотря на поздний час, много народу. Люди ждут не только питерские поезда, но и утренних электричек. Кто-то спит прямо на полу. Охрана ходит по рядам и расталкивает спящих. Когда сил бороться со сном уже нет, отправляемся на прогулку, освежиться.
Здесь меняют колёсные пары.
Ночная станция. Слева Горнозаводское направление, справа - главное.
«Внезапно» камера выкидывает фортель и разряжается… Так, мостик нам сегодня не покорился, да и время поджимает. Переходим на камеру
lord_pax . Привокзальная площадь.
Платформы главного направления с «баянного» перехода (переход, кстати, очень старый, стальной каркас с деревянным настилом. Больше в крае таких не осталось, везде бетонные).
Впереди нас ждали долгая дорога и незабываемые пять дней в Питере.
* * *
Восемь дней спустя мы опять стоим на перроне ст. Пермь-II. Путешествие почти закончилось, но впереди ещё целая ночь. На этот раз мы решаем оставить сумки в камере хранения и пойти налегке. Правда, пришлось подождать до двух ночи, чтобы не переплачивать за двое суток (камера хранения учитывает смену суток по московскому времени, то бишь с двух ночи местного). Сидя в зале ожидания, замечаю странных товарищей, крутящихся по вокзалу. Воры? С трудом вспоминаю, что это те самые охранники, которых я видел здесь неделю назад. Вокзальная охрана ходит в штатском, так что на первый взгляд и не поймёшь, кто есть кто.
Избавившись от вещей, идём на мостик. Прямого пути от вокзала нет, надо пересечь горнозаводской парк и депо, но в столь поздний час здесь немноголюдно, да и станция не славится отловом посторонних личностей, проходим без проблем. На мосту тоже ни души.
Электродепо ст. Пермь-II. Серовская РА1-0078 здесь гостья, по-видимому, катали какое-то начальство. Вдалеке чуть виднеется круглая морда, это ЭР2К-599, последний кругляк в Пермском отделении, работающий в пассажирском движении (ещё в Перми есть спецэлектропоезд «Путеец-02» на базе кругломордой ЭР, но он пассажиров не развозит).
Пока снимал электродепо, заметил, что объектив-то заляпан. Салфетки нет, от протирки подручными средствами становится только хуже. Приехали… Теперь второго шанса уже не будет. Но съёмку продолжаю, лучше хоть как-то, чем никак. Фотографии получаются с повышенной полосатостью.
Пути горнозаводского парка. Слева стойла для обслуживания ЧС2, всё остальное - парк отстоя и формирования пассажирских составов.
В другую сторону с этого же места. Бесчисленные пути сходятся в западной горловине.
Схождение главного и горнозаводского направлений. В середине снимка за опорами чуть виднеется вокзал. Парк формирования ярко освещён, чего не скажешь про транзитный парк справа. Если приглядеться, можно заметить, что на горнозаводском направлении нет путей под транзит, за пассажирскими платформами сразу же начинается отстойник. Весь грузовой транзит из Березников и Чусовской проходит через КамГЭС на правый берег сразу на Пермь-Сортировочную.
В сторону западной горловины. Состав с цистернами уже поехал…
Погружённый в темноту транзитный парк. Назначение путей с правой стороны мне неизвестно.
Чтобы не рисковать попусту, выходим с мостика на юг и, обойдя всю станцию стороной, идём в город.
Да, центр Перми в три часа ночи это не центр Питера. Людей на улицах почти нет, а те, что попадаются, смотрят на двух припозднившихся граждан с опаской. Проходим мимо драмтеатра.
Улица Попова.
Эспланада и законодательное собрание.
ТРК Колизей
Выходим к Компросу.
Старое и новое. Ул. Сибирская.
Улица Революции
Мост на ул. Революции, так называемая «средняя дамба».
Трасса Старцева-Чкалова
Вот и всё.