Часть первая. Старый провал.
Да, всего пять лет назад его можно было назвать просто провалом, без уточнений "старый", "на третьем калийном". Первый березниковский провал куда старше своих молодых собратьев на промплощадке 1го Березниковского калийного рудника, ему уже двацать пять лет. Образовался он при затоплении 3го Березниковского калийного в июне 1986 года, ровно по тому же сценарию, что и большой провал на 1м - пробой водозащитной толщи, промывание полости, обрушение, разве что процессы были тогда быстротечнее и рудник поменьше. В отличии от троицы в городе, старый провал общедоступен - расположен он в лесу далеко от города, рост давно стабилизировался, упасть в него ещё надо постараться. А ещё старичок довольно красив.
Расположен провал в двенадцати километрах к югу от города, рядом с рудником, его породившим. Схема, иллюстрирующая взаимное расположение всех четырёх провалов.
Спутниковые технологии позволяют показать почти все березниковские провалы в одном масштабе. Слева направо - большой провал (400х320 метров), старый провал на третьем калийном (примерно 200х130 метров), провал Малыш (120х80 метров), в настоящее время засыпан. В коллекции не хватает четвёртого по счёту провала, Крохи. По размеру он превосходит Малыша, но пока не дотягивает до провала-1986 - 130х106 метров.
Итак, в прошлый выходной понедельник мы вместе с
lord_pax решили навестить старого друга. На улице сильный снегопад, но - когда это нас останавливало? Самый простой путь к лесной достопримечательности - по старой пермской дороге. После полутора десятков километров доезжаем до неприметного отворота. Толщина снега уже не позволяет, как летом, доехать почти до цели, придётся идти пешком.
Грунтовка обходит провал по кругу, в принципе, можно подойти в любом месте. Тем не менее, есть некое подобие "парадного" подхода к нему, обычно именно сюда привозят краевых и московских чиновников для наглядной агитации бественного положения в городе. Даже ленточки по бокам есть. Белые.
Овраг, позволяющий спуститься ближе к воде. Хотя провал давно не расширяется, овраги по его краям понемногу растут.
Расстояние от воды до верхних краёв не слишком большое - на глаз метров 20. Но края довольно крутые, спускаться с ровной площадки на них совсем не хочется. Грунтовые воды здесь стоят низко, поэтому провал не залило под макушку, как троицу у города. Подводная глубина не менее ста метров, в момент образования она была ещё больше.
Стволы когда-то упавших в провал деревьев с расстояния выглядят как спички.
Панорамные виды с противоположных точек.
По краям в лесу ещё остались следы заградительной сетки. Свежие запрещающие надписи повесили несколько лет назад перед приездом очередной высокой делегации.
Плотный снег не позволяет как следует заснять достопримечательность, поэтому идём дальше. Выходим к гигантской просеке - здесь пойдёт конвейер со строящегося 5го калийного рудника на 3й.
Все эти годы наземный комплекс затопленного рудника работает с колёс, на привозной руде с 4го калийного, поэтому при строительстве новой калийной шахты решили не разворачивать переработку на месте, а переправить её на соседний незагруженный рудник по семикилометрому конвейеру. Пока готова только просека.
Третий рудник и станция Балахонцы. Когда-то прямо с автобусной остановки можно было пройти прямо через станцию, до самого последнего тупика. Сейчас станция за забором , в охраняемом периметре.
Через лес выходим к солеотвалу. По краю соляной стены протекает ручей.
Вода промыла в соли пещеру.
Наконец снимаю саму соляную гору.
Идем в сторону леса, где есть прямая дорога к провалу, по ней и вернёмся к машине. Отвал входит уже целиком.
На границе леса. Солеотвал в снежном тумане кажется зыбким миражом.
Ниточка сматывается. Замыкаем кольцо вокруг провала, возвращаемся к машине, едем в город.
* * *
Конечно, нынешний поход к провалу был не первым. Расскажу и об остальных, тем более что раньше в жж я эти материалы не выкладывал. Итак, осень 2005 года, одиночный поход
lord_pax
На поиски провала мы ходили и раньше, ещё со школьных лет, в середине 90х. Спросить о точном расположении достопримечательности было не у кого, а карт не было. Очень плохо было тогда с картами. Фактически только с появлением гуглокарт, ещё ландсата низкого разрешения, и стало возможно в конце концов найти искомое.
Провал на рубеже веков был уже старинной диковиной, особенно никого из березниковцев не интересовавшей. Это потом, в ноябре 2006го фото провала будут жадно выпрашивать на берфоруме.
Снимал
lord_pax беззумным олимпусом c170, это, наверное, был самый первый цифровик, которым ему и мне довелось пользоваться.
Окрестности. Тот самый солеотвал - семь лет назад он был заметно ниже.
Вид с железной дороги в сторону отстойника третьего калийного.
Август 2006. Год спустя мы уже вдвоём снова едем к провалу.
Провал в момент образования задел протекающий рядом ручей. С тех пор на северном борту есть небольшой водопад.
Тот самый ручей в лесу.
Каким-то образом мне удалось найти точку, с которой провал входил в кадр фиксомыльника целиком.
На обратном пути проезжаем мимо порта первого калийного.
Работает рудник и порт, по железной дороге ходят поезда. Ещё никто не знает, что до начала затопления рудника остались считанные месяцы.
Перенесёмся ещё на два года вперёд. 2008й. Свежие таблички на остатках ограждения.
Всё тот же вид со "смотровой площадки"
Водопад.
К тому времени я уже заболел панорамной съёмкой.
Вот, собственно, и всё на сегодня.
P.S. Ноябрьский апдейт поста сентябрьской фотографией.