Размышление о ностальгии - почему нас привлекает прошлое?

Aug 10, 2018 20:17

Недавно известный в левом ЖЖ блогер anlazz затронул тему ностальгии связанную с восхищением Belle Époque - периода в истории западноевропейской культуры, ограниченная 1871 и 1914 годами (замечу что иногда сей товарищ ошибочно называет таким образом "Большой XIX век" - эпоху между французской революцией и началом Первой Мировой Войны). В контексте текстов товарища anlazz акцентируется внимание на своеобразной ностальгии по "России которую мы потеряли" (то есть с Россией до 1917 года). При этом он связывает сей феномен с распространением высокой культуры - то есть произведений Толстого и Александра Дюма-старшего. Тут уже можно поспорить - дело в том что ностальгия (или точнее тоска по прошлому) пронизывает не только "классические произведение", но и поп-культуру, даже являясь составляющей китча. Ностальгия коммерциализируется и приватизируется, превращается в ассортимент сувениров, персонализированных на любой вкус. Даже пресловутая супергероика от Марвел несёт в себе элементы ностальгии - "Тор:Рагнарок" оформлен в стиле фантастических фильмов 80-х, Питер Квилл постоянно слушает музыку 70-х, а Стив Роджерс... чуть-ли не буквально пришёл из 40-вых. И это касается даже главного символа "Эры Блокбастеров" - Звёздных Войн, которое живут за счёт ностальгии, являясь при этом продуктом ностальгии по Pulp Sci-Fi 40-х и 50-х. Иными словами ностальгия как таковая, как очарование неким прошлым в принципе характерна для культуры. Однако сама ностальгия многогранна - она может принимать формы воспоминания о большом плюшевом слонёнке который был у некоего лица когда ему было семь, до требования восстановить монархию Романовых. Как такое вообще происходит, и какие выводы надо из этого сделать? Попробуем в этом разобраться.

Прежде всего поговорим о формах ностальгии. Американский филолог Светлана Бойм выделяет две формы ностальгии - реставрирующая и рефлексирующая. Реставрирующая ностальгия ставит своей целью восстановление прошлого, возвращение символов и ритуалов прошедшей эпохи - нечто вроде "Make America Great Again". Рефексирующая ностальгия носит во многом эскапистский характер, и скорее является тоской по чему-то утраченному, и акцентируют внимание на эмоциональных аспектах воспоминаний. Также думаю что для сегодняшних размышлений важно разделить пос следующему типу - на ностальгию основанную на памяти, то есть связанной с тем личным опытом субъекта, и ностальгию по более далёкому прошлому, которое уже недоступно непосредственному восприятию. Первый тип распространён и освещаем гораздо больше, и понятен окружающим - все склонны идеализировать некоторые аспекты нашего прошлого. С другой стороны повышенной интерес и восхищение тем прошлым, которое нам недоступно также имеет широкое место быть - существует много медиа апеллирующих к Викторианской Англии. Поскольку мы разобрались с классификацией, то предлагаю ответить на вопрос - почему мы вообще вспоминаем прошлое?

Начнём с банального - почему люди вообще склонны идеализировать своё детство и юность? Чем помнится детство ? Мир большой, яркий, светлый. День длится долго, многое случается и всё интересно. Следующий день будет новым, отличным от предыдущего. Время вливает в нас силу: мы научаемся, мы можем всё больше и больше. Кажется, что скоро мы сможем исполнить любое своё желание. Мир податлив и благорасположен к нам. Нас любят и охотно прощают. У нас есть друзья, с которыми нас объединяют школа и двор, а это уже полмира. Мы верим людям и верим в себя. В детстве это просто - мы сами просты и не сильно запачканы грязью. Чем нам запоминается юность? Первой любовью, первой машиной, ощущением свободы человека только-что покинувшего гнёздышка. Задором и оптимизмом... и как говориться в одном пошлом анекдоте "тем что стоит". Тут в голову приходит самое простое объяснение - мы склонны идеализировать периоды своей молодости, и поэтому склонны мечтать о тех моментах, зачастую привязываясь к предметам и символам той эпохи, распространяя свою ностальгию на весь период. Однако сразу встаёт вопрос - почему мы ностальгируем по эпохам которые застать не могли? Легко понять пенсионера гордящегося своим пионерским галстуком, но как понять юношу который целыми днями слушает Элвиса Пресли или The Beatles? Как понять девушку которая любит устраивать викторианские чаепития? Думаю корень ностальгии всегда один - "найти то что мы потеряли". Это может быть просто любовь к чёрно-белому кино, или стремление сделать "Возродить державу". Некто skuzn заявил что " поэтому ностальгия по прошлому - это ностальгия по утраченной простоте и безыскусности". Я скажу иначе - мы все ностальгируем по утраченной целостности, и не видя возможности преодолеть его в настоящем, обращаемся к опыту прошлого - иногда обращаясь к временам детской непосредственности, а иногда используем артефакты неведомого прошлого как символ "иной жизни".

Стоит сказать о тоске по "России которую мы потеряли", которая широко распространилась к 1980 году. Начнём с того что поколение "детей XX съезда" изначально было ориентировано на ностальгию - ностальгию по революции и первым годам революции. Во многом это поколение было сформировано книгами Гайдара и Островского. С точки зрения политического контекста это очень важно, так как обращение к этим образом символизировало "возвращение к ленинским нормам", и в купе с Третьей Программой КПСС создавало образ СССР как "паровоза несущегося в будущее". Что пошло не так - к 70-м многие недостатки советского строя становились всё более заметными а коммунизм так и не приближался. И здесь подворачивается имперское прошлое, которое в течении продолжительного времени описывалось отрицательными эпитетами. Здесь "Россия до 17 года" становилась тем-же, чем было средневековье для западноевропейских романтиков. Формирование "России которую мы потеряли" носило протестный характер - мол если советская власть не способна выполнить наших требований, то мы обратимся к Империи, как символу чему-то, что ближе к европейской культуре. Если ностальгия принимает массовый характер, то это означает общество в кризисе - как в случае с "имперской ностальгии", ностальгией по СССР, или американской ностальгией по 80-м (хотя в политической форме она выразился лишь среди правящего класса).

Искусство, Ностальгия, История, Философская Антропология

Previous post Next post
Up