Очень напоминает куммулятивный заряд, но об куммулятивном эффекте я бы не сказал - вряд ли в классическом понимании как это происходит с современными ВВ...
Минно-подрывное искусство XVII века
Колоколообразные петарды
Появление пороха в XIV столетии в Европе повлекло за собой не только появление огнестрельного оружия (кулеврины, аркебузы, пушки, пищали, тюфяки, и т.п.). Порох сразу оценили и стали использовать и военные инженеры. Можно предположить, что в первую очередь оценили по достоинству порох и стали его использовать как раз они. Ведь само огнестрельное оружие нужно было еще изобрести, тогда как сами по себе свойства пороха разрушать, метать, были известны изначально.
Впрочем, по другой версии порох и огнестрельное оружие попали в Европу одновременно, как два компонента нового оружия. Историки давно и безуспешно спорят о том, откуда в Европе появился порох и огнестрельное оружие. То ли из Китая, то ли с Ближнего Востока, то ли это было самостоятельное изобретение монаха Бертольда Шварца вне зависимости от изобретения пороха в Азии.
Но нас не особенно это интересует. Мы остановимся на применении пороха инженерными средствами, и сузим рамки исследования Европой XVII века. В большинстве исторических работ, касающихся подрывного дела этого времени, все внимание уделено подземным минам. Об остальных способах и методах либо не говорится совсем, либо только упоминается. Да и то осторожно - то ли было, то ли нет.
Поясним, термин "мина" изначально означал туннель, прокладываемый атакующими под наиболее уязвимое место в крепостной ограде, в который затем укладывается определенное количество пороха (от нескольких пудов до нескольких сотен пудов). В нужный момент мина взрывается, обрушивая крепостную ограду, а то и крепостную башню, давая тем самым возможность атакующим ворваться внутрь крепости.
Этот термин "мина" вплоть до тридцатых годов XX века означал именно и только туннель, заполняемый в его головной части порохом. А то, что мы сегодня называем минами, до середины тридцатых годов XX века обычно назывались фугасами.
Итак, кроме подземных мин инженеры XVII столетия использовали иные взрывные заряды из пороха, которые применялись не под землей, а на земле. Это следует из немецкой книги изданной в Гамбурге в 1672 году. Автор военный инженер полковник Ульрих фон Крайнахс (Ulrich fon Cranachs). Правда, в редких русскоязычных изданиях, упоминающих о взрывном деле далекого прошлого, он обычно упоминается как фон Кранах.
В книге 11 гравюр, из которых последние четыре показывают подрывные инженерные средства XVII столетия, использовавшиеся немецкими военными инженерами, а также очевидно, и другими европейскими. Каждая гравюра сопровождается краткими пояснениями. О том, что какие-либо из них или все применялись российскими "розмыслами" авторам ничего неизвестно.
Изделия, описанные фон Крайнахсом в книге называются петардами (Petarden), а специалисты, занимающиеся их изготовлением и применением, называются петардиерами (Petardieren).
В единственном числе соответственно Petarde и Petardier.
В зависимости от предназначения существовало несколько типов петард.
Колоколообразная петарда (Klocken=Petarde).
Исходя из коллекции петард военного музея в Кобленце в Германии, можно сказать, что по форме петарды этого типа имели колоколообразную форму или близкую к ней размерами от литровой кружки до 12-литрового ведра и крупнее, а пороховой заряд в них от 0.5 до 100 килограмм и более.
К сожалению, фон Крайнахс не указывает ни размеров, петард, и металла, из которого они изготавливались, ни массы пороховых зарядов, ни их боевую эффективность..
Из источника, отправные данные которого неизвестны (в распоряжении авторов имеется лишь фрагмент) следует, что изобретение этой петарды относится к 1574 году и появилась она впервые во Франции.
Известно, что немецкий петардиер Адольф фон Шварценберг взорвал две свои первые петарды 29.3.1598 при осаде турецкой крепости Рааб. Эти петарды были изготовлены специалистом Иоганном Альбрехтом фон Шпринценштайном (Johann Albrecht von Sprinzenstein) в Вене.
По данным этого же источника колоколообразные петарды отливались из бронзы. Петарда весом 40 кг. имела пороховой заряд около 5 кг, а весом 250 кг. заряд пороха 100 кг.
Форма варьировалась от чисто колокольной, до почти цилиндрической. Колокол крепился на толстой прочной деревянной доске, окованной по бокам железными полосами. Для этого по бокам колокол имел крюки, отливаемые вместе с самим колоколом.
Крепление колокола к доске могло быть различным - так как показано на снимке выше или с помощью канатов, как показано на рисунке слева.
Встречается, но очень редко, крепление колокола к доске с помощью болтов, как
показано на снимке справа.
От авторов . Мы полагаем, что этот способ скрепления колокола с доской стал применяться уже в XVIII-XIX веках, поскольку здесь требуется развитое промышленное производство с токарными станками, нарезанием резьбы, изготовлением гаек. Мы не говорим о том, что в XVII веке этого делать не умели, но едва ли в то время было так много заводов, способных выполнять столь сложный и дорогой заказ.
К железной полосе с двух противоположных сторон прикреплялись кольца или крюки, с помощью которых петарда могла крепиться к разрушаемому объекту.
В доске прорезалось отверстие, равное по диаметру внутреннему диаметру низа колокола.
В высшей точке, колокол имел сверление, в которое вставлялась деревянная запальная трубка (2) конусообразной формы, которая изнутри колокола закреплялась деревянной шайбой. Порох в этой трубке должен быть медленно горящий (порядка 5 секунд). Верхний открытый конец до применения петарды затыкался пробкой из просмоленного войлока.
Полость колокола заполнялось порохом (1). Крайнахс особо подчеркивает, что порох должен быть высококачественный и сильный. На доску под колокол укладывалась железная крестовина (3), на которую опирался пыж (4) из просмоленного войлока.
После того, как петарда установлена на объекте, из запальной трубки пробка извлекалась и вместо нее вставлялась запальная свеча (5), которая представляла собой деревянную конусообразную трубку, заполненную медленно горящим порохом. Время горения запальной свечи 15-30 секунд. Если же требовалось большее время замедления, то можно было сделать каскад из двух-трех запальных свечей.
От авторов. Скорость горения пороха можно менять при его изготовлении за счет изменения пропорционального соотношения основных компонентов пороха (селитра, уголь и сера). Конечно, надежность и безопасность такого способа взрывания по сегодняшним меркам не выдерживает никакой критики. Но в XVII веке ничего более надежного просто не существовало. Да и отношение к мерам безопасности было попроще.
Для усиления пробивающего действия петарды, часто вместо пыжа в петарду вкладывали т.н. "поддон" (Spiegel), а на него несколько картечин (Kugel).
Поддон представлял собой металлический диск, нижняя поверхность которого была нарезана в виде призм
.
От авторов. А вот тут нужной найти золотую середину. С одной стороны - чем больше в петарде картечин, тем сильней запреградное поражающее действие. Прежде всего, по солдатам противника. Чем массивнее поддон, тем больше его кинетическое воздействие на преграду.
Но не стоит забывать второй закон Ньютона о том, что кинетическая энергия пропорциональна массе и квадрату скорости. Т.е. выгоднее давать большую скорость поддону и картечи, нежели увеличивать их массу.
Двойные колоколообразные петарды (doppelte Klocken=Petarde)/. Такие петарды перебивали балку не в одном сечении, а в двух. Проще говоря, выбивали кусок балки.
Такая конструкция хотя и была сложнее, однако обеспечивалось одновременное перебивание в двух сечениях поскольку заряд в общем то один и воспламеняется, благодаря наличию одной запальной трубки. Иными способами добиться одновременного взрыва двух зарядов было невозможно.
Для запальной трубке в середине перегиба петарды высверливалось отверстие.
На рисунке слева: двойная петарда (doppelte Klocken=Petarde). Для наглядности не показаны заполнение порохом и способ крепления петарды на балке. Несложно догадаться, что использовались веревки и крючки на корпусе петарды.
Размеры и диаметр петарды определялись толщиной балки или диаметром столба, который требовалось перебить.
От авторов. На наш взгляд, это говорит о том, что серийного производства петард в XVII веке, да очевидно и позднее, не было. Всякий раз петарды делали, как говорится, "под заказ". А это, в свою очередь объясняет почему петард, в отличие от пушек, сохранились считанные экземпляры, и почему о петардах так мало известно.
Как всегда средствам инженерного вооружения, как и самим инженерным войскам, известности достается не густо. Естественно, что за взятие крепости слава достается пехоте. Ну а кто разрушил стены, разбил ворота и тем самым расчистил путь пехоте, так тут все приписывается артиллерии. И это в общем то справедливо. Ведь военные инженеры организационно выделились в самостоятельный род войск значительно позднее, уже в XVIII-XIX веках. А до этого они считались частью артиллерии. Собственно, и полковник фон Крайнахс, создавший эти гравюры, был одновременно инженером и артиллеристом.
Оно, конечно все так. Но нам саперам все же ...обидно.
Выше мы описали как основной способ воспламенения петард с помощью запальных трубок и свечей. Так же воспламенялись пороховые заряды и в пушках того времени. Однако, то, что было вполне приемлемо в артиллерии, не всегда устраивало петардиеров. Дело в том, что не всегда было возможно установить петарду на объект непосредственно перед взрыванием. Например, это возможно сделать только ночью, а взорвать нужно непосредственно перед атакой, а то в входе ее по мере приближения пехоты к объекту. Но
петардиер днем уже не может приблизиться к петарде, поскольку будет просто убит.
Поэтому, наряду с воспламенением петард запальной трубкой существовал метод воспламенения, в котором использовался кремневый замок схожий по типу с ружейным замком..
На рисунке слева показаны два варианта размещения кремневого замка в колоколообразной петарде.
Замки существовали двух типов:
-натяжного действия (срабатывает при рывке натяжной бечевки),
- инерционного действия (срабатывает при ударе петардой о препятствие.
Справа фотография инерционного кремневого замка для петарды.
В основном петарды колоколообразной формы предназначались для перебивания поперечных балок в частоколах, палисадах, шлагбаумных балок, цепей, которыми перегораживались в ночное время городские улицы и входы в гавани. Естественно, что цепями также во время войны преграждали вход в гавань кораблям противника и продвижение по улицам противника (прежде всего, кавалерии и артиллерии), ворвавшегося в город.
От автора. Сегодня нам кажется несерьезным - цепью перегородить вход в гавань или улицу. А задумайтесь, корабль деревянный, идет на парусах. Встреча с прочной металлической цепью весьма чревата тяжелыми повреждениями корпуса. Цепь через улицу не преграда для одиночного лихого конника. А если целому эскадрону нужно побыстрее проскакать к центру города по узким городским улицам? Наткнувшись на цепь, эскадрон смешается, остановится. Развернуть сотню горячих, взволнованных лошадей в узком проходе не так то просто. На это уходит время, самый дорогой ресурс войны.
То же самое и шлагбаум поперек улицы.
Палисад, преграждающий вход в ворота остановит и пехоту.
Также эти петарды использовались для пробивания крепостных ворот. Не думаю, что петарда могла полностью разбить сами ворота, но пробить в воротах отверстие, разрушить замок, перебить балку, которой запираются ворота, она вполне могла.
Примечание. Ворота это самое слабое место крепостной ограды. Дело в том, что обычно ворота находились в готовности к немедленному открытию. Ведь гарнизон не отсиживается, безучастно наблюдая, как враг готовится к штурму. Осажденные делают вылазки, т.е. совершают внезапные короткие, но сильные атаки на позиции осаждающих, нанося им потери, выводя из строя пушки и захватывая пленных. Нередко возникает надобность принять курьеров с почтой, прорвавшиеся к крепости подкрепления, обозы с порохом, продовольствием и т.п.
Петарды к подрываемым объектам могли доставляться и закрепляться вручную, как показано на гравюре слева..
Однако, это возможно далеко не во всех случаях. Например, если ворота отделены от местности крепостным рвом и снабжены подъемным мостом. Крайнакс в своей книге показывает два типа тележек, с помощью которых петарды могли доставляться и удерживаться на воротах.
Большая благодарность Антону Калмыкову из Волгодонска, отыскавшему в недрах сети книги фон Крайнахса, фон Валлхаузена и ряд иллюстраций.
Источники и литература
1.U. fon Cranachs. Deliciae Cranachianae oder rare und kunstreiche Fried-und Krieges-Inventiones, bestehende in XI Kupfferstiche. Hamburg.1672
2.M.Croll. The history of landmines. Leo Cooper. Barnsley. 1998
3.L.Monin, A.Gallimore.The devil`s gardens. History of landmines. Pimlico.Sydney.Australia. 2001
4.W.C. Schneck.The Origins of Military Mines. Engineer Bulletin. 1998
5.А.И.Иволгин. Развитие и применение минно-подрывных средств. Военное издательство. Москва. 1956г.
6. Экспозиция военного музея в Кобленце (Германия).
7.J.J. fon Wallhausen..Manuale Militare oder Kriegs Manual. Auctorius.Frankfurt. 1616
http://www.saper.etel.ru