Турция железнодорожная. Часть 3 - станция Карс, вагон Карсского договора и как мы в Акьяку попали

Oct 16, 2015 11:21

Начну своё повествование в этот раз с третьего пункта - с осмотра станции Карс, так как ранее прибыв из Анкары в тёмное время суток, качественно рассмотреть вокзал не получилось. А далее направимся к известному вагону-музею, где был подписан Карсский договор ( договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией - с другой, заключён при участии РСФСР 13 октября 1921 года в городе Карс) и посетим турецкую приграничную станцию Акьяка (Akyaka).

На заглавном снимке - тот самый вагон, находится он в историческом музее города.




Для лучшего восприятия приложу карту с местонахождением вокзала и музейного вагона, они недалеко друг от друга - 500 метров не более.


Привокзальная площадь и здание станции, вид со стороны города. Ещё ранее утро, пришлось встать пораньше в этот день, так как в два предыдущих так и не удосужился съездить на станцию.


Вид на паровоз-памятник и вокзал со стороны пассажирской платформы.


Паровоз поближе.


Стоит сказать, что первый поезд прибыл в Карс в июне 1899 года, когда была построена железная дорога из Тифлиса (Тбилиси), имеющая огромное экономическое и стратегическое значение. Через какое-то время появились планы строительства железнодой дороги далее на юг, через территорию Турции к Персидскому заливу, для чего надо было добиться концессии от турецкого султана. Планы были поистине громадные и привлекательные, однако Первая мировая война и последовавшие за ней события так и не позволили им осуществиться. Железная дорога была построена лишь до станции Сарыкамыш, где находилась русская крепость.

Скан из атласа 1917 года с линиями Закавказской железной дороги.


В зале ожидания тишина, нарушаемая сопением спящего на лавках турка. Кассы закрыты.


Прогуляюсь вдоль путей на восток.


Ещё один вид на станцию. Интересно, что это за гигантские трубы на вагонах-платформах? Не для прокладки газопровода ли они используются? Недавно в этих местах как раз взорвали газопровод Баку-Эрзурум, а ответственность за взрыв возложили на боевиков Рабочей партии Курдистана. В качестве другой версии предположу, что это могут быть водоотводные трубы, используемые при сооружении железнодорожного полотна. С 2005 года существует проект железнодорожной линий Баку-Тбилиси-Карс, причём на грузинской стороне почти всё готово к запуску, а турки даже не приступали к строительству 75-километровогоо участке к границе с Грузией.


Отошёл чуть подальше и заметил пристанционные домики. Вероятно, были пострены как жильё для железнодорожных служащих в конце 19 века.


Состав поезда Карс-Анкара на путях отстоя.


Вновь вид на восток, в сторону Армении.


Вид в противоположную сторону, слева за оградой находится депо. В Турции европейская ширина железнодорожного пути, 1435 мм. Но интересно, что вплоть до 1962 года участок Карс-Акьяка-Догукапы (пограничная с СССР станция) был на русской колее 1524 мм. Этот момент мне не совсем понятен, так как буквально за год до этого Турция и СССР подписали соглашение о железнодорожном сообщении станция, и объём перевозимых грузов увеличивался год от года. Совмещённую колею могли бы оставить и пользоваться.


Как раз в этот момент в глубине депо затарахтел тепловоз. Через час он отправится с поездом в сторону Анкары. А я тем временем разворачиваюсь обратно, к зданию вокзала. К сожалению, нет так много времени осталось, скоро надо уезжать.


Станция Карс, ранние утренние часы. Свежо и прохладно. Понемногу начинают собираться люди к поезду.


Вид на здание вокзала с торца. Здание, построенное в 1970-ых на месте старого имперского вокзала Карс, используется (как предполагаю) также в качестве корпоративного жилья для работников TCDD.


Напротив вокзала находится небольшой парк, виден также элемент "русской" архитектуры Карса, которую здесь называют "балтийской".


Водонапорная башня дореволюционных времён.


А теперь вернёмся на два дня обратно и посетим музей города, где находится вагон, в котором был подписан Карсский договор.


Вагон после подписания договора был подарен большевиками турецкому военачальнику Кязиму Карабекиру.


Как видим, имеются некоторые ошибки в надписях на вагоне. Я написал на листе бумаги, как правильно, и отдал музейной смотрительнице, которая показывала мне вагон. Хотя сомневаюсь, что исправят. Для турков этот вагон часть их новой истории, когда зарождалось новое, постосманское государство и некоторые ляпсусы, бросающиеся нам в глаза, их совершенно не смущают. Кемалисты в сложнейших условиях сумели отстоять свою территорию в существующих ныне границах, ведь по крайне невыгодному для турков Севрскому мирному договору им доставались области вокруг Анкары и выход к Чёрному морю. В итоге проигравшими остались прежде всего курды, у который до сих пор нет своей страны, и армяне, потерявшие значительную часть своих исторических земель, не говоря уже о жестоком геноциде, устроенном младотурками в 1915 году.


Далее мы немного осмотретили вагон, где выставлены документы и фотографии, касающиеся этого периода турецкой истории. В основном, касающиеся военной и политической деятельности Кязима Карабекира.


Общий вид.


Купе для отдыха.


Здесь находился санитарный узел.


Печка.


Что же касается Карсского договора, то оченьсложно непредвзято разобраться в сложившейся на то время ситуации. Турция в то время переживала сложнейший, критический период своей истории, равно как и Россия, раздираемая гражданской войной. Получилось так, что и кемалисты, и большевики в той ситуации нашли друг друга, заключив в 1921 году Московский договор о дружбе и братства (а Карсский договор являлся лишьдополнением по Закавказью). Но все жё наиболее выгоден был данный договор именно для Турции, в итоге получившей финансовую и военную помощь а также вернувшей земли в Анатолии (Западной Армении).

В этой ситуаии остаётся лишь посочувствовать армянам, но с другой стороны, размышляя об альтернативном развитии событий - смогла бы самостоятельная Армения защитить свои оставшиеся территории от кемалистов в будущем? Или армян бы ожидала печальная участь курдов, которые до сих пор не имеют своей государсвенности а курдский язык до недавнего времени был запрещён? Впрочем, курды в своё принимали участие в истреблении армян в первую очередь как мусульмане, а за участие получили армянские дома и земли.

Что ж, после осмотра вагона мы направились в Ани, о котором будет отдельный рассказ - а далее по локальным просёлочным дорогам я хотел выехать в направлении железнодорожной линии из Карса в Ахурян. В итоге мы слегка заблудились, там расстояние небольшое, километров 30 прямой, но почему-то GPS показывал совсем другое расположение. В общем, ехали всё время прямо, подвезли заодно какого-то местного деда, встретившегося на пути, и указавшего затем нам правильную дорогу.


Изначально у меня существовал план доехать до турецкой станции Догукапы, что в 200 метрах от границы, однако затем решил этого не делать, так как могли бы возникнуть определённые проблемы с турецкими пограничниками. Граница с Арменией закрыта уже 22 года, у стран нет дипломатических отношений, и пограничникам вряд ли понравился разгуливающий фотографирующий турист аккурат напротив их поста. Зато с армянской стороны на станцию Ахурян можно приехать свободно, там до границы целых 2 километра. И в сети достаточно много фотографий, а с Догукапы вот ничего нет практически, пограничная зона.


Зато прогулялись по станции Акьяка, это небольшой городок в турецком восточном приграничье. Вид в сторону Армении, до закрытой границы 8 км.


Посмотрим в сторону станции и городка.


Здание станции, построенное в 1962 году.


В Карс отсюда отправляется один или два пригородных поезда в день.


Станция со стороны путей. Возможно, присутствует малое локальное грузовое движение. До 1993 года через станцию шли вагоны в СССР, грузооборот до 1991 года был весьма приличный и составлял в 1989 году 180 тысяч тонн, а это приблизительно 8-10 гружёных вагонов ежедневно, причём на армянской стороне, в Ахуряне, не было крана для смены колесных пар, поэтому грузы перегружались вручную.


Вокзал.


Напротив вокзала, на площади, какой-то стихийный рынок. Здесь же центр городка, как я понимаю, хотя за ислючением осмотра вокзала делать в Акьяке нечего.


Засим турецкие железнодорожные рассказы заканчиваю и надеюсь, было интересно, особенно для любителей железных дорог и поездов)

Турция, путешествие, железная дорога, Карс

Previous post Next post
Up