Продолжение, предыдущие части, а также про Великую Отечественную войну и Сталинград - все по тегу
"мамины воспоминания".
Ленинград, 1952 год
***
Нас учили очень хорошо,приучили много работать с литературой, с исходными материалами, приучали думать и анализировать, без этого не будет инженера-океанолога (гидролога, метеоролога).
Со школьной скамьи я любила физику.
Лекции у нас читал Яков Григорьевич Дорфман.
Году в 1962м или в 1964м я купила книгу из серии ЖЗЛ "Курчатов".
Там рассказывалось, как приехал в конце 20х в Ленинград молодой человек Игорь Курчатов чтобы работать в НИИ у академика А.Ф.Иоффе.
Его экзаменовал молодой аспирант Я.Г.Дорфман.
Когда Дорфман учил нас, он заведовал кафедрой физики в нашем институте и продолжал работать у Иоффе.
Я.Г.Дорфман вёл практические занятия в нашей подгруппе.
Мы делали расчёты,собирали сложные электрические схемы, что мне особенно нравилось.
Это заметил Я.Г.Д. и предложил мне помогать тем, у кого были затруднения.
Он требовал, чтобы свои отчёты по практическим работам мы сдавали в черновиках и не принимал написанное начисто.
Считал, что это отчёт, списанный у кого-то.
Я.Г.Д. говорил, что на черновике с зачёркиваниями он видит поиски решения, работу мысли.
Задания не были лёгкими.
По совместительству у нас преподавали известные учёные, специалисты из различных НИИ.
Когда я поступала в институт, работало в океанах только одно специальное исследовательское судно - "Витязь", бывший "Марс", полученный по репарации от Германии.
Он принадлежал институту океанологии, но был приписан к порту Владивосток.
Сейчас в составе Музея Мирового океана стоит на реке Преголя в Калининграде.
Исследованиями в морях, омывающих берега СССР, занимались небольшие суда, переделанные из рыбопромысловых или какого-то другого первоначального назначения.
Прибрежные воды исследовали небольшие судёнышки.
Нередко штурманский состав на этих судах был плохо подготовлен, подучился из матросов на краткосрочных курсах.
В конце 40х-50е годы стали открывать, расширять средние мореходки и высшие.
Быстро строился рыбопромысловый и коммерческий флот, образованных штурманов не хватало.
В океанологических наблюдениях нужны точные координаты места измерений физического состояния моря : температура воды на разных горизонтах, солёность, содержание кислорода, цвет и прозрачность, направление и скорость течения, зарождающийся лёд, состояние атмосферы в этой точке.
В отдельных случаях - биологический мир, от планктона до рыб и других обитателей.
Поэтому океанологи весь третий курс изучали основы кораблевождения с мореходной астрономией, завершающийся месячной практикой.
Я застала ещё то время, когда перед домами на улицах Ленинграда сидели дворники в белых фартуках с бляхами, где указывались какие-то сведения.
Город был чистым, за брошенный мусор, билет или окурок был штраф 1 рубль.
Замусоривание тут же осуждали окружающие граждане, заставляли поднять.
Улицы и проезжую часть не посыпали песко-соляной смесью, разъедающей обувь.
Даже представить себе не могу, чтоб кто-то на это решился, облегчая себе труд, попортить людям обувь.
Ещё раз хочу сказать, что люди жили очень скромно в большинстве своём, кто-то совсем бедно.
Перелицовывали одежду, шили комбинированные из разных кусков ткани куртки, платья и даже блузки.
Вспоминаю ещё вот что.
7 ноября 1952 года мы впервые участвовали в демонстрации.
Она длилась до 17 часов.
Знакомые курсанты-первокурсники военно-морских училищ,стоявшие в оцеплении, говорили, что достаивали на пределе сил (с раннего утра).
Постепенно время демонстраций сократили.
И сидящие перед домами дворники как-то постепенно исчезли.
***
Продолжение следует
=================================
ВНИМАНИЕ : Лисоредакция набирает добровольцев-помощников ))Подписка на ЛисоБлог Фейсбук,
ВКонтакте,
Твиттер