табличку взяла тут оригинал таблицы был напечатан в газете "Советская Россия", 1992 г., ном. 98, 99, 100) возможно, не следует слишком буквально понимать абсолютные цифры из первой таблицы. расчёт паритета покупательной способности вещь далеко не очевидная, к тому же похоже, что долларовые цифры были получены из рублей простым делением на 0.68. но в данном случае это не имеет значения, поскольку таблицу следует использовать только для сравнения республик СССР между собой (а для них все числа считались по единой методике.
кто с чем согласен или не согласен- излагайте ) ------ АПДЕЙТ (рада была резонансу в каментах, и хоть никто и не потрудился чем-то подкрепить свои точки зрения, но всё-таки это всегда лучше чем просто уход поста в песок, поэтому поискала различные источники сама) :
ВВП в 2000 г. ВВП в 2002 г. в млрд. долл. в млрд. долл.
что мы видим из этой второй таблички ? в 2002 г. Российская Федерация, где живет около половины населения бывшего СССР, производила более, чем в 2 раза больший ВВП, чем все остальные республики б. СССР вместе взятые. Это тоже хорошая иллюстрация на тему, кто кого кормил. [Spoiler (click to open)] хорошо, смотрим дальше в в данные Мирового Банка- ВВП на душу населения в долларах по паритету покупательной способности, раунд международных сопоставлений 2005 года (наиболее свежий). вот такая картинка вырисовывается :
GDP per capita, PPP (constant 2005 international $)
1991 2000 2008 2008 к 1991 Armenia 2 617 2 294 5 611 2,144 Azerbaijan 4 648 2 490 8 101 1,743 Belarus 6 354 5 810 11 340 1,785 Estonia 9 383 11 105 18 885 2,013 Georgia 4 292 2 330 4 586 1,069 Kazakhstan 6 270 5 406 10 458 1,668 Kyrgyz Republic 2 271 1 501 2 025 0,892 Latvia 8 299 8 011 14 638 1,764 Lithuania 11 187 8 936 16 400 1,466 Moldova 2 504 1 657 2 752 1,099 Russian Federation 11 965 8 615 14 706 1,229 Tajikistan 2 785 1 002 1 761 0,632 Turkmenistan 3 474 2 322 6 119 1,761 Ukraine 7 369 3 696 6 721 0,912 Uzbekistan 1 950 1 632 2 455 1,259 прошу прощения, не получается отредактировать вторую и третью таблички. навыков не хватает, поскольку в форме для редакции поста они отображаются правильно и ровно, а на выходе все цифры смещаются и надо вычленять их уже с усилием).
итак, во сколько же обходились межреспубликанские трансферты гражданам каждой из республик в 80-е годы ? фактически каждый россиянин дотировал СССР на 209 рублей, что составляет сумму, превышающую тогдашнюю среднемесячную зарплату. туркмены платили около 11 рублей, остальные же деньги получали. рекордсменом здесь оказалась Литва (почти 1000 рублей на душу), далее следуют Эстония (800 рублей) и Казахстан (400 рублей). украинец находился в минусе на 56 рублей в год, белорус- на 200 рублей.
нельзя сказать, что такой дисбаланс совсем не вызывал противодействия со стороны властей РСФСР. так, председатель Совмина России Михаил Соломенцев (ранее секретарь ЦК по тяжелой промышленности) рассказывал: «Когда... Брежнев рекомендовал меня на должность... я поставил лишь одно условие: перестать затюкивать Россию. Леонид Ильич, помнится, не понял меня, спросил: "Что значит затюкивать?" я объяснил : отраслевые отделы ЦК и союзное правительство напрямую командуют российскими регионами и конкретными предприятиями, руководствуясь больше интересами союзных республик, чем самой России, Госплан также ставит во главу угла интересы союзных республик, оставляя России лишь крохи с общесоюзного стола».
дальше есть ещё есть информация от академиков-экономистов Т.С. Хачатурова и Н.Н. Некрасова - выдержка из их совместного письма министру газовой промышленности СССР С.А. Оруджеву, от 16 ноября 1977 г.: - «РСФСР в последние 10 лет постоянно ущемляется в выделении разнообразных централизованных ресурсов: их всё больший объем выделяется другим республикам, хотя контроль за использованием в тех республиках выделяемых ресурсов ослабевает и становится формальным. Более того: даже из того, что выделяется для РСФСР, затем весьма часто изымается из её фондов. Проявляется также неблагоприятная тенденция замораживания не только капиталовложений, но и разнообразных природных ресурсов на территории РСФСР, в то время как всё больший объем того и другого, соответственно, направляется и осваивается в других республиках. Последние требуют для себя увеличения и капиталовложений, и поставок по импортным линиям (лимитам), что, в отличие от большинства таких же заявок от РСФСР, удовлетворяется. Сохранение такой ситуации повлечёт за собой… необратимые диспропорции в социально-экономическом развитии и ресурсном обеспечении регионов всего СССР…».
продолжим. (ресурс, да, может вызывать отторжение, но давайте руководствоваться не эмоциями, а фактологией. не согласны с изложенными тут данными, пожалуйста, предоставьте другие, я только ЗА )
- В 1950-1980-х годах уровень зарплат и других социальных выплат в большинстве союзных республик был на 30-45% выше, чем в России (РСФСР). Скажем, уборщица в Таллине, в 1970 -1980-х , получала не меньше 100 рублей чистыми, в то время, как «среднестатистический» российский инженер в РСФСР, чистыми, едва набирал 120 руб. А вот уровень розничных цен в РСФСР был выше на 20, а то и на 40% в сравнении с большинством других союзных республик…
- 21 мая 1947 года в «закрытом» постановлении ЦК ВКП (б) предписывалось замедлить темпы коллективизации сельского хозяйства в Прибалтике, Западной Украине, Западной Белоруссии и бывших финляндских районах Карело-Финской ССР. Что и выполнялось вплоть до развала Советского Союза (см. «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам», т. 3, М., 1968). В результате, к концу 1980-х свыше 70% товарной сельхозпродукции в этих регионах, а также 60% - в республиках Закавказья и во многих регионах Средней Азии - производили и сбывали юридически или фактически частные хозяйства. Отметим, в этой связи, что только в РСФСР состоялась повсеместная коллективизация сельского хозяйства. И только РСФСР в середине 1950 - середине 1980-х испытала на себе такие, например, эксцессы, как повсеместная ликвидация религиозных учреждений, причём в основном православных; повсеместное устранение так называемых «неперспективных» деревень; повсеместные насаждение «хрущевской» кукурузы и изъятия скота с домашней птицей из личного пользования колхозников и работников совхозов. Те же РСФСР и Белоруссия, в сравнении с другими союзными республиками, получали меньше всего сельхозтехники и госбюджетных денег на обустройство сельского и городского жилья, как и на развитие других отраслей.
- Квартплата в РСФСР всегда была дороже, чем в большинстве других союзных республик. Даже официальные нормативы жилой площади в РСФСР были меньше, чем для Прибалтики, Закавказья, Западной Украины, столичных городов республик Средней Азии, Северного Кавказа, Татарии, Башкирии… И прежде всего из РСФСР, а также из Белоруссии переводились колхозы и совхозы, вместе с их кадрами, техникой, семенным фондом и животноводческим поголовьем в другие республики. По имеющимся данным, свыше 150 колхозов и совхозов было переведено на казахстанскую целину исключительно русских территорий - т. е. не из автономий РСФСР, а также из Белоруссии и Восточной Украины (см., например, Д.И. Коркоценко, В.И. Куликов «КПСС в борьбе за дальнейшее развитие сельского хозяйства (1946-1958 гг.), М., „Высшая школа“, 1974). Кроме того, почти для всех союзных республик - кроме РСФСР и Белоруссии - гласно и негласно снижались плановые задания.
- Что касается насыщения СССР потребительским импортом, - соответствующие решения политбюро ЦК КПСС и президиума Совмина СССР 1959, 1963, 1978 и 1983 гг. предусматривали строгую очерёдность: импорт потребительских товаров направлять прежде всего в неславянские союзные республики и в Западную Украину; затем в Белоруссию, остальную Украину, автономные республики РСФСР, причем в первую очередь - в северокавказские. Потом - в национально-автономные области и округа РСФСР. Именно в упомянутой последовательности. И лишь после всего этого, т.е. по „остаточному принципу“, - на остальную, официально русскую территорию РСФСР…
- На все товары „союзных“ Прибалтики и Закавказья советским государством всегда назначались самые высокие в РСФСР цены, в том числе госзакупочные... Причем, как и в других отраслях прибалтийских союзных республик, минимум 60% доходов портовой отрасли оставалось в их же собственном распоряжении. На уровне 40-55% был этот показатель для портов и других отраслей Закавказья, Средней Азии, Молдавии и Западной Украины. А вот РСФСР и Белоруссии таких льгот не было, правда, за исключением северокавказских автономий РСФСР. см., например, „Вопросы совершенствования перевозок скоропортящихся продуктов“, М., Институт комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, вып. 28, М., 1972)