Занимательная социология - о проституции. 1 часть. Устный счёт.

Nov 22, 2015 01:18


«Нет такого преступления, на который бы не пошел капитал ради 300 процентов прибыли»
Карл Маркс
Из всех текстов, которые я писала когда-либо, этот для меня стал самым сложным. Потому что он не являлся творческим всплеском, ёрническим наблюдением или попыткой вас повеселить. А только длительной работой с источниками, которых становилось с каждым днём всё больше и больше, и в какой-то момент я уже не знала, куда их всех деть.

Хотя причиной этого пристального внимания стал, конечно же, гнев. Относительно вот этой статьи, выпущенной Александром Кондаковым с месяц назад. Гнев был вызван тем, что материал рассчитан на читательницу или читателя, ничего не понимающего в данном вопросе, и потому очень сильно может сбить с толку.

И потому, мне показалось необходимым ответить на него.
И написать вот этот пост. Для ленивых. Для ленивых - потому, что я знаю, что людям обычно лень ходить по ссылкам. Поэтому множество цитат и исследований  буду приводить просто в столбик. И поэтому текст пришлось разбить на 7 частей. Так как ЖЖ наотрез отказался вставлять его целиком. Тем не менее, ссылки для любопытных, тут конечно же, есть.

Ну и чтоб вам было веселей, мы будем считать что всё это диалог с двумя Александрами. Настоящим Александром Кондаковым - на тот случай, если он будет читать этот материал, и воображаемым - если не будет. А так же всей научной и художественной общественностью, от имени которой выступает Александр, озвучивая популярный на данный момент мировой тренд. А заодно - и всеми мирными жительницами и жителями, которые, как и я несколько лет назад, считали, что проституция - свободный выбор женщины, и, чтобы всем было здорово, надо сделать только одно: её легализовать.

Занимательная социология - о проституции. 1 часть. Устный счёт.
АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ:
Мы встретились с Союзом художников и секс-работников «Тереза», чтобы вместе организовать сбор интервью. Я предложил идею более глубокого вовлечения в работу самих сексуальных работниц и работников. Дело в том, что в наших исследованиях, помимо собственно тех людей, которые исследуются, всегда присутствует ещё одна фигура - сам исследователь. Его наличие может существенным образом влиять на получаемые данные, ведь каждый из нас вносит что-то своё в личные истории других людей. Более того, исследователь - это источник власти и доминирования. Мы хотели избежать этих эффектов, а потому решили предложить самим как бы объектам изучения стать исследователями. Это также позволило обеспечить доступ к остальным информантам - я не знаю, как бы мы искали сексуальных работниц и работников без помощи их коллег. Таким образом участвовавшие в нашем исследовании секс-работницы и работники стали на какое-то время социологами: разработали путеводитель по интервью, пошли в поле, нашли информантов, провели интервьюирование, получили за свою работу гонорар.

Не могу сказать, как именно наши социологи-секс-работницы рекрутировали своих информантов и насколько это было просто. Думаю, им, как вовлечённым в секс-индустрию, было достаточно легко найти нужного собеседника. Социологами на время стали семь человек: в основном женщины, также были один мужчина и один трансгендерный мужчина.

В общей же сложности в исследовании приняли участие 48 секс-работниц и работников. Причём это были разные секторы сексуальной экономики: классическая секс-работа (гетеросексуальная), БДСМ, трансгендерные услуги, лесбийские секс-услуги, гей-эскорт и так далее. В наших интервью есть истории и о разных более узких областях и специальностях на сексуальном рынке: например, работа на улице, на дому, в салоне, нижним в БДСМ и прочее.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:

Первый вопрос, который возникает после прочтения этого абзаца - методологический. Вернее, вопросов несколько.

1. Допустим, это не научный отчёт, и по этой причине не приводится ни одной цитаты и ни одного результата, а так же и ни одного вопроса, которые в интервью должны были входить. Но даже тема опроса - не озвучивается. Что исследовали? Проституцию «вообще»? Вместо этого нас знакомят с подробностями того как всем было весело. Какое отношение к социологии имеет этот подход? Новый вид социологии - без предмета исследования и цифр?
Выглядит примерно как «Я ихтиолог, и мы поехали с друзьями-бухгалтерами выяснять особенности изменения нереста стерляди и плотвы, о результатах которых я и должен вам рассказать. У всех друзей были модные фирменные куртки, и они первый раз в жизни катались на рыболовецком траулере и много фотографировались. Возможно, захотят поехать ещё. Не могу сказать, где именно и какую они нашли плотву, но считаю, с ней всё окей».

2. Всем известно, что союз "Тереза" занимает изначально про-легалайзерскую позицию, которую активно продвигает в публичном пространстве. Теперь это называется корректным исследованием - привлечь интервьюеров с заранее известными взглядами? Вау. Как вы думаете, чиновники Единой России, проводя исследование об отношении к Единой России, получили бы те же результаты, что и независимые исследователи? Думаю, лучше было бы только если бы чиновники проводили такой опрос среди самих чиновников.

3. Как фраза о том, что исследователь - источник власти и доминирования коррелирует с тем, что одна из интервьюерок являлась администратором борделя? (про остальных ничего неизвестно) Это добавило исследованию горизонтальности? Вот здесь, например, говорится, что заработная плата администратора составляла 25 тысяч рублей в день, в то время, как те, кто обслуживал мужчин, получали по 100 рублей с человека, а в случае невыхода на работу им грозил штраф. Думаю, не надо пояснять, что в обязанности администраторов входит контроль, в том числе и финансовый. Проводили ли администраторы опросы в подконтрольных им борделях, или выезжали на другие точки? Какова будет объективность ответов, если подчинённого опрашивает начальник, или иное вышестоящее должностное лицо? И какие конкретно функции в секс-индустрии выполняют остальные интервьюеры? Занимаются ли они непосредственно сексуальным обслуживанием клиентов, или осуществляют контроль? Сколько из них было уличными проститутками, например?

4. Как фраза о том, что получении широких и разнообразных мнений и суждений соотносится с тем, что администратор салона интим-услуг Ирина, принимавшая участие в круглом столе, посвящённом данному исследованию, который проходил в октябре, сказала, что «девочки отвечали неохотно, односложно, многие врали, говорить согласились только за деньги»?

5. «Глубинное интервью» - это действительно опрос, который проводит непрофессионал, за деньги, в течении 20 минут?

6. Какую долю от общероссийской, или, хотя бы, петербуржской секс-индустрии занимает БДСМ, лесбийский секс, трансгендерный секс, гей-эскорт? Насколько мне известно, гетеросексуальный (классический) секс занимает большую часть рынка, а мужские услуги, скажем, по австрийским данным - и вовсе 1%. Из них подавляющее количество - это услуги мужчин для мужчин. Около 2% от всего рынка представляет собой привилегированная прослойка доминатрикс и сфера БДСМ.
В то время, как, по свидетельствам НКО, уличных проституток в городе - не менее 10%, а по данным углублённого анализа положения работающих уличных детей за 2001 год, 20-25% от количества людей, вовлечённых в проституцию дети. Большая доля юношей, оказывающих гей-эскорт - курсанты, которых принуждают к этому их офицеры.
Попали ли все эти категории в выборку? Если нет, то в каких долях и сегментах проводился опрос? Ведь, если мы проведём опрос, скажем, о среднем российском заработке только среди пилотов и нейрохирургов частных клиник - мы получим далёкий от реальности результат.

7. По мнению Наталии Ходыревой, директорки Кризисного центра для женщин и докторки наук, занимающейся гендерными исследованиями более 20 лет - женщины вовлечённые в проституцию, в момент работы в секс-индурстрии и после выхода из неё, демонстрируют противоположные мнения о своей работе. «Необходимо понимать, что проституция всегда опасна и повреждает женщин, даже если женщины держатся за мысль о добровольности своих занятий. Занимаясь проституцией, женщины применяют тактики совладания с постоянным насилием и унижением, используют метод диссоциации от своих телесных ощущений, пытаясь сохранить свое достоинство». А Мелисса Фарлей, которую мы упомянем позже, сообщает, что 2/3 женщин, вовлечённых в проституцию, испытывают посттравмтический синдром.
Это каким-то образом будет учитываться при обработке данных, и конечных результатах, или Вы используете позитивистский подход? В смысле, когда в сказке «Морозко» Дед Мороз морозит Настеньку, спрашивая «Тепло ли тебе, девица», можно ли будет считать объективным её ответ «Тепло, дедушка, тепло»?

Едем дальше.

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ:
Десять лет назад Центр независимых социологических исследований проводил похожий опрос. Мои первые впечатления от материала, который собрали мы, совпадают с выводами коллег о том, что проституция - это работа.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:
Хотелось бы поинтересоваться у Александра, почему он приводит мнение одних коллег, и не приводит мнение других?
Вот, например, Ерохина Людмила Дмитриевна, профессор кафедры социальных наук, кандидат философских наук, доцент Дальневосточного федеральный университета, утверждает, что «Международная организованная проституция - закономерное следствие бедности, государственной экономической политики, лояльности к торговле людьми и практики патриархальных культурных норм, допускающих превосходство мужчин в сексуальных отношениях. На основе российских и зарубежных социологических и криминологических источников в статье исследуются характерные для Юго-восточных стран способы вовлечения женщин в сети организованной проституции, подкрепленные традициями гендерной дискриминации. Отмечаются усилия международных общественных организаций по противодействию торговле людьми, предпринимающих огромные усилия в борьбе с политикой, законами и практикой поощрения проституции как многонациональной растущей индустрии. Делается вывод о глобальном криминальном характере организованной проституции и необходимости усиления мер по защите ее жертв».

А американский исследователь Кевин Бейлс пишет: «можно быть уверенным, что собственник борделя связан с организованной преступностью, но... организованная преступность включает полицию и правительство. Более того, поддержка современного рабства выглядит не столько как криминальное действие, но скорее как прекрасный пример заинтересованности капитализма»

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ:
Дело в том, что в научной литературе и обыденных представлениях существует мнение, что проституция является преступлением или отклоняющимся от нормы (девиантным) поведением.

МАЛЕНЬКАЯ РЕМАРКА ИЗ ЗАЛА:
Надо уточнить Александру, что, во-первых, за время существования патриархальной культуры, не только проституция, а и всё, что было связано с женщиной, считалось девиантным (как-то женский разум, женские чувства, женское тело, женская сексуальность и т.д.). Это раз.

Два - и в научной литературе, и в обыденных представлениях существуют разные мнения. Например, Энгельс в своей работе «Происхождение семьи и частной собственности» утверждал, что женская проституция и мужской гетеризм - следствие вытеснения женщины из экономической жизни общества, в которой женщины являются одной из форм собственности, получившей распространение вместе с рабовладельческим строем».

Герда Лернер говорит: «Во всех известных нам обществах, первым коллективом рабов всегда были женщины побеждённых племён, тогда как мужчин убивали. Только после того, как мужчины научились порабощать и держать в повиновении женщин человеческих групп, обозначенных как “чужие”, они нашли способ обращать в рабство мужчин из этих групп, а затем - мужчин собственной племенной (этнической, национальной) группы»

Фуко рассматривает проституцию, как один из механизмов государственного контроля.

М.И. Покровская пишет: «Мужчины готовы делиться с женщинами своим заработком, но не как с товарищем-работником, а как с проститутками. Проституция представляется единственной женской профессией, относительно которой мужчины проявляют редкое единодушие. Они все согласны, что эта профессия подходящая для женщин и полезна для мужчин, поэтому всячески содействуют ей и поощряют её»

Не говоря уже о Бебеле.



Интересная получается картина! Автор упоминает и опровергает только один взгляд. Другого научного взгляда как бы и нет.

АЛЕКСАНДР КОНДАКОВ:
Однако наши информанты скорее повествуют о своей работе как об обыденной, обычной, банальной, то есть весьма и весьма нормальной. Это не поступок - стать секс-работницей. Это просто работа, карьера, то есть вполне предсказуемый профессиональный путь.

ВОПРОС ИЗ ЗАЛА:

Давайте немного о карьере поговорим?
"В Амстердаме, от 50% до 90% женщин, вовлечённых в проституцию, на самом деле находятся в сексуальном рабстве - их насилуют каждый день, в то время как полиция закрывает глаза на происходящее. Как ни трудно в это поверить, но их клиентам вовсе не грозит обвинение в изнасиловании - голландские политики заявляют, что нельзя определить, работает ли проститутка добровольно.
Согласно исследованию, опубликованному в журнале «American Journal of Epidemiology», средняя продолжительность жизни проституток - 34 года. В США число проституток, убитых на рабочем месте, в 51 раз превышает число женщин, убитых на следующей по степени опасности работе - в магазинах спиртного".

А американский клинический психолог Мелисса Фарлей в 2003-м году провела обширное исследование, охватившее девять государств, в части из которых проституция легализована. Она и ее коллеги изучили состояние женщин, занятых в сфере проституции, и нашли, что две трети из них страдают посттравматическим синдромом (PTSD) в той же степени, что и жертвы изнасилований и пыток, а также ветераны Вьетнамской войны, признанные инвалидами. Эти показатели оставались почти неизменными, в какой бы стране ни проводилось исследование и каковы бы ни были условия работы проституток. Если этого мало, то, согласно статистическим данным о проституции в Канаде, смертность среди проституток в 40 раз выше, чем в среднем по стране.

И давайте здесь ещё картиночку приведём:



Занимательная социология - о проституции. 2 часть. Хлебокомбинат.

проституция

Previous post Next post
Up