Софья Толстая "Любовь и бунт: Дневник 1910 года": очень стыдно, но мне больше понравилось вступление Михновец о жизни Толстых, готовящее читателя к дневнику, чем сам дневник, охватывающий короткий период, он подробный и неспешный. Тяжело отодвинуть дела и перестроиться на такой темп, хочется включить перемотку. Наверное, вернусь к этой книге позже.
***
Майкл Каннингем "Снежная королева": главный герой (если он, действительно, главный из этих двух братьев) в конце романа напоминает себе, что он не герой Достоевского, а мне уже хотелось так его назвать. Потому что рядом рак, смерть, наркотики, а из хорошего только свет, увиденный однажды над Центральным парком. Каннингем снова играет со временем, но в "Часах" хотя бы покупались цветы и пекся торт, а тут совсем безрадостно. Может, книга не вовремя мне попалась, конечно. Поддержать восторги совсем не могу. А еще в рецензиях часто про Нью-Йорк ("ода городу") - но я совсем не заметила.
**
Кароли Эрикссон "Елизавета II. Биография": это не новая книга, поэтому она о двадцатом веке королевы, последние главы о смерти Дианы, младшей сестры и королевы-матери. Получается грустный финал, но он ведь не финал совсем, впереди глава про Кейт. Местами не хватало иллюстраций (их тут ноль, не считая обложки), особенно, когда описывались популярные снимки маленькой Лилибет, которые были во всех газетах и на марках. Но, с другой стороны, книга самодостаточнее вот так, без картинок. Повествование и эмоциональное (должно быть тяжело подбирать эпитеты к людям, которые могут прочитать о себе), и насыщенное фактами (в конце множество ссылок на источники, там книга гувернантки, интервью премьер-министров, прислуги и многое другое). Я мало читала о королеве, меня было легко удивить, самое удивительное: (1) как будущая королева наперекор родителям добивалась свадьбы с Филиппом (который пренебрегал манерами, а позже не пытался скрывать измены), (2) человек, с легкостью везунчика, не планируя ни шага, дважды пробравшийся в Букингемский дворец и в спальню к спящей королеве во второй раз (где кино об этом?); (3) королева-мать (жена Георга, который "Король говорит"), дожившая до 101 года и принимавшая активное участие в жизни семьи до самого конца, именно она улаживала конфликты с прессой, когда были обнаружены разговоры Чарльза с Камиллой.
Елизавета II кажется бесконечно одинокой из-за неудачного брака, который сохраняли только ради приличия, и из-за отдаленности с детьми.
*****
Добавлю сюда фотографию королевы-матери и пойду искать про нее книги.