Труби - Анатомия рассказа 0034
Джон Труби John Truby
«Анатомия рассказа» The Anatomy of Story
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЖЕЙ В СЕТИ
Расставив основных персонажей на противоположные позиции в сети, дальше следуюет превратить функции и архетипы в настоящих людей. Как уже говорилось раньше, их личности не стоит создавать раздельно, как будто в одной истории они оказались по воле случая.
Вы создаете уникального героя, противника и дополнительных персонажей, находя между ними различия. В этот раз, в основном вы будете работать с темой и с оппозицией (противоположностью). Подробно о теме мы будем говорить в главе 5, «Нравственный довод». Но взглянуть на несколько ключевых моментов можно уже сейчас.
Тема - ваша точка зрения на то, как следует действовать в окружающем мире, выраженная через действия персонажей. Тема не ограничивается одним словом, вроде «расизм» или «свобода». Тема - ваш нравственный посыл, ваша оценка, что хорошо, а что плохо, и в каждой созданной вами истории она уникальна.
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: вы начинаете развивать индивидуальность персонажей с того, что раходите нравственную проблему в задумке, затем разыгрываете различные проявления этой нравственной проблемы в сюжете.
Эти проявления вы разыгрываете при помощи оппозиции, противоположности. Если конкретнее, вы создаете группу противников (или союзников), которая заставляет героя столкнуться с центральной нравственной проблемой. Каждый из противников представляет свой вариант темы; каждый по-своему взаимодействует с той же нравственной проблемой.
Давайте посмотрим, как использовать эту методику.
1. Для начала запишите то, что вы считаете центральной нравственной проблемой истории. Если вы освоили методику работы над задумкой, то уже знаете, как это делается.
2. Сравните главного героя и других персонажей по следующим критериям:
¦ слабости
¦ потребность, как психологическая, так и нравственная
¦ желания
¦ ценности
¦ сила, власть, положение, возможности
¦ как он сталкивается с центральной нравственной проблемой истории
3. Проводя эти сравнения, начните с наиболее важных отношений в истории - отношений между героем и его главным противником. Во множестве случаев противник - ключ к написанию истории, потому что он не только дает наиболее эффективную возможность определить героя, но так же позволяет построить хорошую сеть персонажей.
4. Сравнив героя с главным противником, сравните его с остальными противниками и союзниками. Наконец, сравните противников и союзников между собой.
Помните, что каждый из персонажей должен показывать нам свой взгляд на центральную моральную проблему героя (вариацию темы).
Давайте посмотрим на примерах, как эта методика работает.
«Тутси»
Отличная история для начала, потому что по ней видно, как сильный замысел позволяет создать органичную историю. Это классический пример комедии, в которой герой внезапно обнаруживает себя на чужом месте, превращается в кого-то. Было написано множество таких историй, ими занимался еще Марк Твен, бывший мастером этой техники.
Большинство комедий перемен не имели успеха. Это произошло из-за того, что их авторы не знали о изъяне сильного замысла: он дает вам всего две или три сцены. Авторы «Тутси», напротив, были знакомы с искусством написания историй, знали, как создать прочную сеть персонажей и наделить каждого из них индивидуальностью при помощи сравнения. Подобно всем историям с сильным замыслом, в «Тутси» две или три смешных сцены, в которых герой Дастина Хоффмана, Майкл, переодевается женщиной, играет свою роль, триумфально встречается с агентом в ресторане. Но авторы не остановились на том, что создали три смешные сцены, а пошли дальше. Работая над сценарием, они сначала дали Майклу центральную нравственную проблему - как мужчина должен обращаться с женщиной. Нравственная потребность героя - научиться правильно вести себя с женщинами, особенно с той, которую любит. Затем авторы создали ряд противников, каждый из которых демонстрирует вариант того, как мужчины обращаются с женщинами, либо того, какое обращение с собой женщины допускают. Например:
¦ Рон, режиссер, лжет Джулии, изменяет ей, а затем оправдывает это тем, что правда только сделала бы ей больно.
¦ Джулия, актриса, в которую влюбляется Майкл. Она красива и талантлива, но позволяет мужчинам (особенно Рону) руководить собой, использовать себя.
¦ Джон, играющий в шоу роль доктора, распутник, пользующийся своим положением, чтобы приставать к актрисам.
¦ Сэнди, подруга Майкла, которая так себя не уважает, что извиняется после того, как он лжёт ей.
¦ Лес, отец Джулии, который влюбляется в Майкла (переодевшегося Дороти), относится к Дороти-Майклу максимально обходительно, задействовав все романтические уловки, цветы и танцы.
¦ Рита Маршалл, продюсер шоу, старательно скрывает свою женственность и отношение к другим женщинам, чтобы занять высокое положение.
¦ Майкл, который выдает себя за Дороти, помогая другим женщинам на шоу постоять за себя и получить заслуженные уважение и любовь. Но стоит Майклу вернуться в мужской образ, как он тут же начинает флиртовать со всеми вокруг, притворяясь, что интересуется Сэнди, и одновременно пытаясь увести Джулию у Рона.
«Большие надежды» (Чарльз Диккенс, 1861)
Дикенс стал знаменитым рассказчиком благодаря своим сетям персонажей. Одним из лучших примеров является роман «Большие надежды», в котором сеть развита особенно хорошо.
Отличительная черта «Больших надежд» - то, что Дикенс там использует две пары персонажей: Мэгвич и Пип, мисс Хэвишем и Эстелла. В каждой паре, по сути, одни и те же отношения - учитель и ученик, но есть и важная разница. Мэгвич, беглый каторжник, тайком дарит Пипу деньги и свободу, не наделяя его при этом чувством ответственности. Мисс Хэвишем, напротив, строго контролирует Эстеллу, передавая ей свое разочарование в мужчинах и превращая девочку в женщину, которая слишком холодна, чтобы кого-то любить.
«Ярмарка тщеславия» (Уильям Мейкпис Теккерей, 1847)
Теккерей называл «Ярмарку тщеславия» романом без героя, то есть, без героического персонажа, достойного подражания. Все персонажи там подобны хищным животным, сражающимся с другими ради денег, власти и положения. Это делает сеть персонажей «Ярмарки тщеславия» уникальной. Обратите внимание, что здесь именно построение сети персонажей - главный способ автора передать нравственное послание, показать свой уникальный взгляд на мир.
Внутри сети персонажей наиболее явный контраст заметен между Бекки и Эмилией. Они совершенно по-разному относятся к тому, как женщина должна искать мужчину. Эмилия безнравственна и глупа, Бекки - безнравственна и расчетлива.
«История Тома Джонса, найдёныша» (Генри Филдинг, 1749)
На примере этого произведения хорошо видно, как сильно влияет выбранная автором сеть персонажей на героя. В этом плутовском романе много персонажей; масштабное социальное полотно означает, что одновременных действий будет много, а внимание к деталям - поверхностным. Когда такое происходит в комедии, по-настоящему характер героя становится виден через то, что множество персонажей действует глупо или плохо (включая самого героя).
Сделав Тома невинным дурачком и построив сюжет вокруг того, что все заблуждаются насчет героя, Филдинг оказался весьма ограничен в том, сколько самоосознания и глубины он может придать Тому. Том, тем не менее, показывает центральную нравственную проблему: он безответственен, и при этом должен сохранить верность своей любимой.