Труби - Анатомия рассказа 0010
Джон Труби || John Truby
«Анатомия рассказа» || The Anatomy of Story
Предыдущая глава:
Шаг 3: вызовы и проблемы, связанные с идеей Шаг 4: поиски принципа сборки
Взглянув на проблемы и возможности, содержащиеся в идее, нужно продумать общую стратегию, как вы будете рассказывать историю. Эту стратегию, выраженную в одном предложении, мы будемт называть принципом сборки. Принцип поможет вам развить замысел до сложной структуры.
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: принцип сборки организует всю историю в целом.
Принцип сборки - это внутренняя логика истории, он объединяет разрозненные детали так, чтобы собранная история стала чем-то большим, чем сумма ее частей. Он же делает историю оригинальной.
Вкратце, принцип сборки - семя истории. Это самый важный фактор, делающий вашу историю оригинальной и сильной. Иногда этот принцип - символ или метафора (центральный символ, главная метафора, корневая), но на практике часто оказывается чем-то покрупнее. Принцип сборки вторит фундаментальному процессу, который идет на протяжении всей истории.
Увидеть принцип сборки нелегко. Более того, у большинства историй его нет, они стандартные и рассказаны традиционным образом. В этом его отличие от замысла,который есть у любой истории. Принцип сборки имеется только у хороших историй. Замысел конкретен, это пересказ событий истории. Принцип сборки абстрактен, это глубинный, неявный процесс в истории, расказанной оригинальным образом.
Попробуем сформулировать кратко:
Принцип сборки = процесс повествования + оригинальное исполнение
Давайте представим, что вы писатель и хотите показать изнутри деятельность мафии в Америке, что уже делали сотни сценаристов и писателей. Если постараетесь, то сможете придумать следующий принцип сборки (Крестный отец): «используем классическую сказочную схему, младший из трех сыновей становится новым королем».
Важно понимать, что принцип сборки - это идея, кристаллизирующая на себя себя остальное, опалубка для истории. Благодаря ему история становится цельной и отличной от остальных историй.
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: определите принцип сборки для своей истории и придерживайтесь его. Будьте настойчивы в его поисках и никогда не забывайте о нем в процессе написания, каким бы длительным тот ни оказался.
Теперь давайте на примере «Тутси» сравним замысел с принципом сборки, посмотрим, как они различаются у настоящей истории.
- Замысел: актер не может найти работу, потому переодевается женщиной и получает роль в телесериале, потом влюбляется в одну из актрис.
- Принцип сборки: заставить мужчину-шовиниста жить в образе женщины.
Как отыскать принцип сборки в замысле? Постарайтесь на этом этапе не допустить ошибку, свойственную большинству писателей. Вместо того, чтобы придумать свой собственный, уникальный принцип сборки, они выбирают жанр и запихивают в него замысел, заставляя историю соблюдать канон этого жанра, проявлять все его типичные черты. Результат обычно механистичен, пресен и неоригинален.
Чтобы найти принцип сборки, нужно выманить его из замысла, выраженного вами в одном предложении. Подобно детективу, нужно методом индукции вывести форму истории из ее замысла.
Это не значит, что одной идее всегда соответствует единственный принцип сборки. Есть множество принципов сборки и форм, способных родиться из вашего замысла, по которым вы можете развивать историю. Каждый из них дает вам разные возможности, каждый несет с собой свои проблемы, которые придется решать. Доверьтесь своему чутью.
Один из способов найти принцип сборки - использовать какую-нибудь метафору путешествия. То, как Гек Финн сплавляется на плоту по Миссиссипи вместе с Джимом, как Марлоу плывет на лодке вверх по реке, направляясь к «Сердцу тьмы», как Леопольд Блум странствует по Дублину в «Улиссе», как Алиса падает сквозь кроличью нору в перевернутый мир Страны Чудес - все это метафоры путешествия, помогающие организовать глубинные процессы истории.
Посмотрите, как путешествие в «Сердце Тьмы» становится принципом сборки для очень сложного произведения.
Путешествие рассказчика вверх по реке, в сторону джунглей, ведет сразу к трем вещам одновременно: к правде о человеке, который кажется загадочным и безнравственным; к правде о самом рассказчике; прочь от цивилизации к варварской сути всех людей, к их темному сердцу.
Иногда принципом сборки может служить символ - алая буква А в «Алой букве» (
https://www.google.com/search?q=the+scarlett+letter), остров в «Буре» (
https://www.google.ru/search?q=the+tempest), кит в «Моби Дике» (
https://www.google.ru/search?q=moby+dick+novel), гора в «Волшебной горе» (
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%88%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0). Вы также можете соединить два крупных символа - как это сделано с зеленой листвой и черным шлаком в «Как зелена была моя долина» (
https://www.google.ru/search?q=how+green+was+my+valley). Другие принципы сборки могут использовать отрезки времени (день, ночь, четыре времени года), изобретательную работу рассказчика, или особый путь развития истории.
Вот примеры принципов сборки книг, фильмов и пьес, начиная с Библии и заканчивая «Гарри Поттером», а также их отличие от замысла.
Моисей в Книге Исход
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%98%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4 ■ Замысел: знатный египтянин, узнав, что он еврей, выводит свой народ из рабства.
■ Принцип сборки: человек, не знавший своего происхождения, борется за освобождение своего народа и получает новый свод правил морали, которые становятся определяющими для него и его спутников.
Улисс ■ Замысел: обычный человек из Дублина проводит ведь день на ногах.
■ Принцип сборки: современная городская одиссея, уложенная в один день. Один человек находит отца, другой человек находит сына.
Четыре свадьбы и одни похороны ■ Замысел: мужчина влюбляется в женщину, но при этом и он, и она обручены с другими.
■ Принцип сборки: друзья проходят через четыре прекрасных момента (свадьбы) и один ужасный (похороны), пока все ищут подходящего спутника жизни.
Гарри Поттер ■ Замысел: мальчик открывает в себе волшебные способности и поступает в школу для магов.
■ Принцип сборки: принц-волшебник учится быть мужчиной и королем, посещая школу для волшебников в течение семи учебных лет.
Афера ■ Замысел: два мошеника обманывают богача, который убил их друга.
■ Принцип сборки: подать историю аферы в виде аферы, обманув аудиторию так же, как мошенники обманывают своего врага.
Долгий день уходит в ночь ■ Замысел: семья борется с зависимостью матери.
■ Принцип сборки: семья проживает один день от утра до ночи, пока каждый в ней сталкивается со своими грехами и призраками прошлого.
Встреть меня в Сент-Луисе ■ Замысел: девушка влюбляется в соседского юношу.
■ Принцип сборки: рост семьи на протяжении года показан через события лета, осени, зимы, весны.
Копенгаген ■ Замысел: три человека рассказывают противоречивые истории о встрече, определившей исход второй мировой войны.
■ Принцип сборки: использовать гейзенберговский принцип неопределенности, чтобы показать амбиции человека, открывшего этот принцип.
Рождественская песнь в прозе ■ Замысел: три духа навещают скупого старика, после чего он проникается настроением Рождества.
■ Принцип сборки: показать возрождение души человека, застав его увидеть свое прошлое, настоящее и будущее в канун Рождества.
Эта прекрасная жизнь ■ Замысел: мужчина собирается покончить с собой, но к нему является ангел и показывает, каким был бы мир без него.
■ Принцип сборки: продемонстрировать важность одного человека, показав, каким был бы город/страна, если бы он вообще не родился.
Гражданин Кейн ■ Замысел: показать историю богатого газетного магната.
■ Принцип сборки: при помощи нескольких рассказчиков показать, что невозможно полность воссоздать жизнь человека.
Следующая глава: 0011 - Шаг 5: поиск лучшего персонажа для идеи