Труби - Анатомия рассказа 0006

Apr 13, 2015 11:07

Джон Труби || John Truby
«Анатомия рассказа» || The Anatomy of Story
0006

Предыдущая глава: Написание истории

ЗАМЫСЕЛ

Майкл Крайтон не создает таких глубоких персонажей, как Чехов, или такие блистательные сюжеты, как Диккенс. Зато он лучше всех в Голливуде по части задумок. «Парк Юрского периода», скажем. Эта история могла вырасти из подобной идеи: «Что, если взять двух главных тяжеловесов эволюции - динозавров и человека - а затем заставить их сразиться?». Сразу интересно!

Есть множество способов начать писать. Некоторые писатели предпочитают первым делом разбить историю на семь основных шагов (мы рассмотрим их в следующей главе). Но начнем с предельно короткого выражения истории - замысла в одной строке.

Что такое замысел?

Если сжать вашу историю до одного предложения, то это и будет замысел. Простейшее сочетание персонажа и сюжета, обычно включающее событие, с которого все начинается, общее представление о персонаже и чуть-чуть сведений о концовке.

Примеры:

- Крестный отец: младший сын мафиозной семьи мстит тому, кто застрелил его отца, становясь при этом новым крестным отцом.
- Власть луны: пока муж в Италии, жена влюбляется в его брата.
- Касабланка: суровый американский эмигрант вновь находит былую любовь, но вынужден расстаться с ней ради борьбы с нацистами.
- Трамвай «Желание»: стареющая красавица пытается окрутить мужчину, при этом на нее постоянно нападает грубый муж ее же сестры.
- Звездные войны: когда принцесса в опасности, юноша использует свои боевые умения, чтобы спасти ее и победить зло в галактической империи.

Есть множество причин, почему хороший замысел важен для успеха. Во-первых, Голливуд продает фильмы по всему миру, зарабатывая значительную часть прибыли в первую неделю их показа. Для этого продюсеры ищут «крутую идею» - замысел для фильма, сжатый до броского описания в одну строчку, которая будет мгновенно всеми понята и зрители бросятся в кинотеатры, чтобы увидеть обещанное.

Во-вторых, замысел служит вам вдохновением. Это тот самое озарение, когда вы говорите «Вот! Идея! Отличная получится история!». Волнение этого момента дарит вам энергию и упорство, необходимые для многих месяцев, если не лет, работы.

Тут мы сделаем еще один важный вывод: замысел одновременно является и вашей тюрьмой. Как только вы решите развивать одну идею, придется отказаться от тысяч других, которые вы развивать не будете. Будет лучше, если вам очень нравится тот мир, который вы выбрали.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: то, что вы выберете в качестве темы, намного важнее того, как вы решите это описывать.

Последняя причина, по которой вам стоит выбрать хороший замысел: на этом решении будут основываться все прочие решения, которые придется принимать в процессе работы над историей. Персонажи, сюжет, тема, символы - все вырастет из идеи. Напортачив с замыслом, вы ничем не сможете это исправить. Если фундамент кривой, сколько ни трудись над стенами и перекрытиями, здание будет ненадежным. Вы можете быть мастером создания персонажей, гением сюжета, маэстро диалогов, но при слабом замысле спасти историю не удастся.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: девять из десяти писателей терпят неудачу с замыслом.

Причина, почему неудачи так часты - писатели не знают, как развивать идею, как добывать золото, скрытое в ее глубинах. Они не понимают, что основная ценность задумки в том, что она позволяет исследовать историю полностью, что она может принимать любую форму до того, как вы что-то написали.

На примере замысла хорошо видно, как опасен недостаток знаний. Большинство сценаристов знают, как Голливуд ценит крутые идеи. Но они не знают, что эта маркетинговая уловка не подскажет им детали, необходимые для живой истории.

Также они не знают про врожденную слабость любой крутой идеи: она дает вам всего две или три сцены. Это сцены сразу перед сюжетным поворотом и сразу после него. Они делают ваш замысел уникальным. Но в среднем художественном фильме от 40 до 70 сцен. В романе сцен может быть в два-три раза больше. Только полное знание техники повествования позволит вам преодолеть ограничения крутой идеи и успешно рассказать историю от начала до конца.

Первый способ найти золото в идее - это время. Не спешите, начиная писать. Я говорю не про часы и даже не про дни. Я говорю про недели. Не совершайте обычную любительскую ошибку, бросаясь немедленно превращать свежую идею в последовательность сцен. Через двадцать-тридцать страниц вы зайдете в тупик, из которого не сможете выбраться.

Фаза работы с замыслом - то время, когда вы нащупываете стратегию своей истории, видите полную картину и думаете над общими очертаниями и развитием истории. Начинаете вы практически с пустого места. Вот потому фаза замысла - самый вольный момент в писательском процессе. Вы зондируете неразведанную почву, изучаете возможности, чтобы понять, что сработает, а что - нет, смотрите, что складывается в живой организм, а что распадается на части.

То есть, вам нужно сохранять гибкость, оставаться открытым для разных вариантов. Именно здесь использование живого творческого метода наиболее важно.

Следующая глава: Развитие замысла

литература, анатомия рассказа, джон труби, переводы

Previous post Next post
Up