В новом проекте театра "Колесо" "Читки на задворках" меня удивило не то, что происходило на самих читках, а то, что происходило вокруг них.
Скажу сразу: я этот проект считаю отличным. Да, в нем нет ничего принципиально нового, в том числе, для Тольятти, где многие годы шел фестиваль "Майские чтения", в определенный момент своей жизни имевший ярко выраженный театральный акцент. Если уж вспоминать, то стоит сказать и об акции "Любимовка-Тольятти", которая прошла в конце прошлого года на двух театральных площадках - сначала в "Дилижансе", потом в "Колесе". В целом, актерами были прочитаны шесть свежих российских пьес, чуть ранее представленных на фестивале современной драматургии "Любимовка". Кстати, этим летом на 9-м фестивале "Премьера одной репетиции", который проводит театр "Дилижанс", впервые в истории данного фестиваля читки станут частью конкурсной программы.
Читки в "Колесе" задуманы как проект долгосрочный, который будет собирать зрителей каждый месяц. И, что еще интереснее, как проект, который может повлиять на репертуарную политику театра. Подчеркну: не должен, но может. После каждой читки происходит обсуждение "прочитанного". Публике также предлагают проголосовать "за" или "против" того, чтобы пьеса была поставлена на сцене "Колеса". Первые две читки прошли 7 и 8 мая. 7 мая с погодой не повезло, поэтому актеры разыгрывали пьесу современного драматурга Ярославы Пулинович "Тот самый день" в фойе театра, а вот 8 мая читка пьесы итальянского классика Луиджи Лунари "Инцидент" прошла, как и планировалось, во внутреннем дворике театра (отсюда и название проекта "Читки на задворках").
Павел Пронин представляет проект "Читки на задворках"
Актеры Сергей Максимов и Елена Родионова в роли главных героев пьесы "Инцидент"
Я попала только на вторую читку, о первой могу судить лишь по фотоотчетам и отзывам коллег. Это были два очень разных дня. Пьеса Пулинович - провокационная, современная. Не зря режиссер показа, молодой штатный режиссер "Колеса" Павел Пронин предупредил, что людям, чьи чувства можно легко оскорбить, будет непросто присутствовать на этой читке. В пьесе звучала ненормативная лексика, наличествовала гей-свадьба и православные активисты. "Инцидент" в свою очередь являлся комедией более традиционного кроя. Как определил ее режиссер показа Михаил Чумаченко, "это типичный образец итальянской комедии положений" - тот самый, что так любим зрителями и способен сделать кассу любого театра.
Зрители ни одну из представленных пьес не одобрили, большинство проголосовало против, но это не так важно. Точнее, не это важно. Несмотря на то, что и я голосовала против "Инцидента", я всеми руками поддерживаю "Читки на задворках" как проект. Для меня он олицетворяет желание "Колеса" двигаться вперед и экспериментировать, быть живым и современным. На мой взгляд, уже одно то, что достаточно традиционалистский и сильно коммерчески ориентированный театр "Колесо" взял для читок спорную, задевающую пьесу Пулинович, уже круто. И потому закулисные и соцсетевые обсуждения проекта в категориях "кому это нужно?", "зачем подключать зрителей?", "театру "Колесо" уже ничего не поможет" мне кажутся как минимум странными.
Читки в том формате, в котором их предлагает "Колесо", - это попытка совместить полезное с приятным. Приятное для зрителей заключается в том, что это все же не статичное, нацеленное на профессиональных зрителей чтение, а актерское разыгрывание пьес, которые они, с большой вероятностью, больше нигде не увидят и никогда не прочитают, плюс здесь есть место и минимальным декорациям, и даже музыкальному оформлению. Полезное для театра - это обратная связь, возможность понять, каким зрители хотят видеть свое "Колесо", каких перемен ждут. Или не ждут. И даже если в итоге "Читки на задворках" выйдут другими, не тем, чем ожидалось, всё равно ничего не бывает напрасным. Как не бывает напрасным движение. Лично я с интересом жду очередных читок. Ближайшие намечены на 6, 25 и 26 июня.
Пледы и горячий чай - для комфорта зрителей