Из истории северонемецких земель - Замок Глюксбург 1.

Oct 11, 2018 12:04

Всем, оказавшимся на самом северном краешке Германии, в районе города Фленсбурга настоятельно рекомендую посетить этот небольшой замок, вокруг которого не раз завязывались узлом политические события северной Европы.


Сильно старым он не является - построен в самом конце 16. - начале 17. века в стиле так называемого северного ренессанса (уже не готика, еще не барокко). Зато и сохранился в почти неизменном виде, как показывает картина века эдак 18.


Впрочем, одно выжное улучшение конструкции все-же имело место быть, но о нем позднее.
Главным строителем замка был герцог Филипп Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Глюксбургский. В дальнейшем всю эту династию, успешно существующую и владеющую замком до настоящего времени я с вашего позволения буду сокращать до глюксбургской (не путать со Шлезвиг-Гольштейн-Готторпской линией, сменившей Романовых на российском престоле - они названы в честь совсем другого замка - готторпского в районе города Шлезвиг).
У Филиппа и его жены Софии Хедвиг было 14 детей, и всех их надо было где-то размещать.


Вот он и решил построить частную резиденцию с размахом.

Плитку в прихожую заказал аж с острова Готланд. С вот такими нехилыми ортоцерасами (силурийскими головоногими).

Портреты своих многочисленных детей он увековечил тоже весьма оригинальным способом - в виде лепных украшений на стенах и потолке.


Исключительная плодовитость герцогов глюксбургских, особенно касательно женского полу, скоро стала своего рода визитной карточкой династии. Все последующие портреты хозяев замка выглядели примерно так: папа, мама, девочки...


Впочем оба самых левых портрета в верхнем и нижнем ряду, со стороны отца, могут быть и мальчиками. Таковые тоже были регулярно ибо династия и не думала прерываться. Потомки по мужской линии периодически становились королями Дании (у тех после Гамлета все время были проблемы с собственными наследниками), иногда - Норвегии, а один раз - даже Греции. Девочки же отдавались за муж во все остальные королевские и герцогские дома Европы, так что скоро там не осталось ни одного, где бы не отметились шлезвиг-гольштинцы (разве что у каких-нибудь дремучих португальских католиков, да и то - не уверен). Апофеоза этот процесс достиг во второй половине 19. века, когда королем Дании стал урожденный глюксбуржец Христиан IX, получивший прозвище "Тесть Европы". К этому времени относится полудокументальный семейный портрет, написаный после встречи родственников в Глюксбурге.


В центре композиции на синем диванчике - виновник торжества Христиан IX с супругой. Справа - средняя дочь Дагмара с мопсом супругом - российским императором Александром III. Справа за спиной Александра маячат сыновья Христиана - кронпринц датский Фредерик и греческий король Георг. Старшая дочь Христиана - слева в белом платье - Александра, королева английская. Ее супруг Эдуард сидит в красном мундире, как и подобает британцу. Самая младшая дочка Христиана - Тира герцогиня Кумберлендская с ребенком на руках стоит позади матери. Среди многочисленных внуков - в матросской тужурке - будущий царь Николай II. и совсем еще юная принцесса Мод - будущая королева Норвегии. Такая вот иллюстрая семейка.
Впрочем, резиденцией датских королей замок бывал лишь периодически и не долго. В остальное время тут жили простые скромные герцоги и герцогини. На первом этаже главный бальный зал, где в нынешние времена проводят концерты.


Этажом выше - такая же зала для свадебных торжеств. В тот день, когда мы были в замке, было аж три свадебных поезда с интервалом буквально в полчаса.
Справа и слева от центральных залов на обоих этажах - жилые помещения, кое-где еще сохраняющие стиль отдельных обитателей замка из 18.-19. столетий. Кто-то заказывал дорогие гобелены и кожаные обои, кто-то собирал мейсоновский фарфор.




Как и во всяком уважающем себя замке в Глюксбурге есть и небольшой арсенал. Образцы оружия в основном 19. века, от наполеоновских воин до воин за объединение Германии, более ранних экспонатов не много и не факт, что они - не новоделы.


Упомяну подробнее только одну конструкцию (даже не знаю, как такое правильно назвать). Эдакое девятиствольное ружжо с прикладом (хотя понятно, что удержать такую дуру в руках практически невозможно. В каждый из девяти стволов загружается до дюжины путь, перемежающихся навесками пороха. И запаливаются все стволы одним единственным нажатием на спуск. Почле этого остановить процесс уже невозможно. Пока эта "установка залпового огня" не выплюнет все свои 113 зарядов - не успокоится. Потом уже можно курить или проводить следующие два часа за вдумчивой повторной зарядкой агрегата.






Таких "пулеметов" в замке целых два, но достоверная информация о том, применялись ли они хоть раз в реальном бою, отсутствует.

Продолжение завтра

germany, foto, Путешествия, историческое, актеры в театре жизни, fossils

Previous post Next post
Up