Что-то давно я ничего не писала про Китай.
В честь прошедшего первого мая и в честь сегодняшнего
4 мая, давайте я покажу вам железные дороги в Китае.
Железнодорожное сообщение в Китае очень сильно развито. Но поездов и веток все равно не хватает. Строительство идет постоянно. Сейчас в планах открыть железнодорожное сообщение с Сингапуром.
Передвигаться по Китаю с севера на юг (и обратно) гораздо удобнее поездом, нежели самолетом, если речь идет о скоростных линиях. Из Пекина в Шанхай можно добраться за пять часов. Вокзалы соединены со станциями метро. По инфраструктуре и сервису вокзал не отличить от хорошего аэропорта. Причем это касается не только столицы или развитого Шанхая, все станции на пути следования современные, чистые, с надписями на английском языке, ну и без бомжей, само собой разумеется.
Не только к каждому поезду отдельный выход, но и к разным классам в поездах. Что в спешке создает большие проблемы, честно говоря: с билетом в один класс не пускают в ворота другого класса. Вот так выглядят разные классы скоростного поезда.
Эконом-класс и бизнес-класс:
Первый класс с раскладывающимися креслами:
Конечно, услугами такого поезда пользуются далеко не все. Стоимость места в эконом-классе в поезде из Пекина в Шанхай - 555 юаней (курс: 1 доллар = 6.3 юаней). По всем направлениям ходят обычные поезда, в которых есть три или четыре класса. В переводе на наш язык: СВ с двумя кроватями (есть не во всех поездах), купе - с четырьмя, плацкарт, по три (!) полки на каждой стороне, и сидячие места. Проблема с последним заключается не только в том, что приходится сидеть, а не лежать (а расстояния все-таки существенные, например, из Нанкина в Пекин на скоростном поезде 4 часа, тогда как обычный будет идти почти 12), а в том, что там нет мест. Кто первый пришел, тот и занял, столько, сколько может. Кому-то везет, может лечь, заняв три места подряд, а кому-то придется располагаться с вещами в тамбуре, блокируя дверь туалета, которую и не зная китайского можно распознать по стойкому запаху. Зато иностранцам могут пойти на встречу и продать место в вагоне-ресторане, недорого, даже чек при этом выдадут, но почему-то не на все время следования. Билет без места из Сучжоу (это в 40 минутах езды на поезде от Шанхая на северо-запад) в Пекин стоит 170 юаней. В моем случае пребывание в таком поезде закончилось через два часа. Как в музей сходить, конечно, можно, но передвигаться - категорически нет. Лучше было выйти ночью без знания китайского языка в Нанкине без предварительной брони гостиницы и билетов на поезд, чем оставаться в таком поезде.
Это собственно такое отражение параллельного сосуществования двух жизней в Китае. Есть современные вычищенные вокзалы, отличные скоростные поезда, но есть и другая жизнь. И они никак не пересекаются. И это не то, что глянцевая жизнь - это маскировка действительности, нет. Это тоже нормальная жизнь, не ширма, не Сапсан, перерезающий населенные пункты, оставляя их без доступа к больницам. Но только эти две жизни никак не проникают друг друга.
Находясь в современных многоквартирных зданиях в Пекине с консьержем, охраной, обслуживанием, горничными, чистыми коридорами и т.д. можно даже и не подозревать о существовании другой жизни - под землей. Там в небольших клетушках ютятся по шесть-восемь человек. Без коммуникаций, без возможности жить. Но они живут.
Возвращаясь к ж/д...
Никаких слов не надо, чтобы понять, что сделано для людей, а не на показ (может, эта цель тоже была, но кроме нее все-таки есть и другое), сделано очень удобно. Например на перроне обозначены номера вагонов, чтобы можно было сориентироваться, когда поезда еще нет.
Вот и спрашивается, зачем мне танки на Красной площади?
PS
На протяжении пяти часов езды (более 1300 км) за окном, если не масштабные стройки (в деревнях возводятся многоэтажки), то ухоженные поля - ни клочка свободной земли.