Cквозь огонь, воду и медные трубы: 400 ударов (Les quatre cents coups), 1959

Jul 25, 2016 00:56




Благодаря altereos и его кинорулетке, продолжаю знакомиться с мировой классикой кинематографа и его направлениями не все ж супергероев смотреть. На этот раз тема - французская "новая волна", и мне достался дебютный фильм Француа Трюффо "400 ударов". Полнометражный дебют оказался для режиссера сверхуспешным, его фильм не только получил приз в Каннах за лучшую режиссуру и номинировался на Оскар, не только подтолкнул деятелей французской киноиндустрии к новым горизонтам кино и новому направлению, он еще и вошел в список изучения во всех киношколах.

Сюжет: Антуану Дуанелю двенадцать, и он  - обычный мальчишка, вошедший в трудный подростковый возраст. Все считают его трудным ребенком, но  так ли это на самом деле? Что думает сам Антуан? Что толкает его на проказы, побеги и хулиганские выходки? Ведь пубертат не может быть объяснением всего подряд.

После просмотра фильма в мыслях сама собой всплыла избитая уже всеми фраза (но от того не потерявшая своей острой точности и актуальности), принадлежащая устам булгаковского персонажа Воланда "... обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… ". Фильм 1959 года, а сегодняшние люди остались теми же: те же проблемы с деньгами и квадратными метрами, то же, зачастую поражающее, легкомыслие и жестокость, те же проблемы "отцов и детей", в общем, проблемы те же - декорации другие. Поэтому не смотря на немолодой возраст картины, актуальность она свою не потеряла и вряд ли потеряет.

Фильм представляет нам жизнеописание нескольких дней Антуана. Мы видим, как он ходит в школу, как он общается с другом и шпыняет более слабого одноклассника, мы наблюдаем, как он готовится к приходу родителей, накрывая на стол, как он исполняет свою ежедневную обязанность по выносу мусора, как он без возражений слушает маму и беспокоится о том, что не успеет сделать свое домашнее задание. Откуда же здесь трудный ребенок? Неужели он притворяется?



Контрастом идут кадры со взрослыми. Картину открывает школьный эпизод, где главного героя наказывает его учитель за довольно-таки безобидный проступок. С самого начала учитель вызывает возмущение вашего "внутреннего школьника": излишне строгий и деспотичный, кажется он ненавидит детей, ну а уж методы его преподавания сегодня взорвали бы не одного родителя:)



Далее мы видим маму Антуана, а от нее - только крики, претензии и указания к собственному сыну. Отец, который оказался отчимом, с первого взгляда кажется хорошим малым, но при более детальном рассмотрении он проявляет себя не более чем подкаблучником, который не готов и не хочет разбираться с семейными проблемами. И разве после этого можно обвинять Антуана в его поступках? В конце фильма есть сцена с ответами Антуана психологу, очень сильная сцена, запоминающаяся! С детской непосредственностью Антуан отвечает абсолютно честно на вопросе о своей лжи, о кражах, о чувствах к матери. Его ответы заставляют проявляться мурашкам, ведь тут уже отчетливо и без купюр видно, что мальчик просто не знает и не видел в жизни любви и заботы.



Жан-Пьер Лео в роли Антуана естественный, простой и приковывающий внимание. За этим пареньком хочется наблюдать, ему хочется помочь. "400 ударов" - автобиографичный фильм, Трюффо вложил в него частицу своего детсва, а Жан-Пьер Лео стал живым воплощением молодого режиссера, столь похожи они оказались:



На самом деле, трудно не влюбится и не восхититься этим маленьким человеком: не смотря на столь сложные отношения со взрослыми, он не становится жестоким, он не озлобляется на весь свет и на своих родных, что хорошо иллюстрирует сцена знакомства с другими парнями в исправительном лагере. Антуан умен, он хорошо понимает себя, у него пытливый ум, открытый к знаниям (прекрасна сцена с чтением Бальзака), его злоключения закаляют его, но не ломают.


Остальные актеры также отлично отыгрывают свои роли. Клэр Морье, исполнившая роль матери Антуана, оставляет вас в раздумьях: красивая женщина с непростой личной жизнью, но оправдывает ли ее это? Приступы любви (или вины?) перемежаются у нее с приступами гнева на сына, причем последних заметно больше. Сложная, эмоциональная роль и, я думаю, Клэр очень хорошо с ней справилась.



Отчима Антуана играет Альбер Реми - харизматичный мужчина с отличной мимикой и живой игрой. Его персонажу симпатизируешь ровно до того момента, в котором он решает жестко проучить Антуана, сдав его в полицию. Ведь за этим поступком стоит не сильная воля деспотичного отчима, а показушная бравада, целью которой являлась отчаянная попытка вернуть расположение собственной же жены, а ее сын выступил лишь средством для достижения цели.



Патрик Оффэ, сыгравший друга Антуана Рене, очень искренний и веселый мальчишка, в какой-то мере ставший катализатором жизненных неурядиц главного героя. У Рене семейная ситуация не многим лучше, чем у Антуана, поэтому он как никто другой понимает друга, пытается ему помочь и даже пройти вместе с ним его жизненные испытания.



Если говорить об особенностях французской "новой волны" в этом фильме, то  он, действительно, прекрасно иллюстрирует основные положения данного направления. Здесь не только стремление к показу подлинной жизни, тут сама жизнь, как она есть, точнее вырванные несколько дней из бытия обычного французского школьника, показанные без прикрас. Отсюда множество кадров с бытоописанием Антуана: ему не просто сказали вынести мусор, а показали, как он это делает,  вот герой идет за мукой и становится невольным свидетелем беседы двух дам почтенного возраста, обсуждающих аборты, а вот Антуан после ночи, проведенной вне дома, умывается в фонтане, предварительно разбив рукой замерзшую лужицу. Сцены в школе, поведение учеников сняты так, как будто камеры там никто и не видел: извечные смешки и возбуждение школьников после фраз о любви, прекрасная сцена с уроком физкультуры. Кстати, этот урок физкультуры отлично иллюстрирует прием "улетающей камеры", когда камера поднимается все выше и выше, взбираясь до небес, что невозможно выполнить в условиях павильонной съемки.



Еще хотелось бы сказать о названии фильма. Тут дословность перевода сыграло со мной злую шутку, т.к. после фильма я так и не поняла связи названия с сутью ленты. Оказывается, французское выражение «faire les 400 coups» соответствует нашим "33 несчастья" или "пройти сквозь огонь, воду и медные трубы", что уже более значимо и понятно в рамках рассказанной истории, ведь Антуан действительно проходит и огонь, и воду, и медные трубы.

В общем, для тех, кто хочет познакомится с таким явлением, как французская новая волна, этот фильм обязателен к просмотру. Для тех, кто любит французское кино, этот фильм обязателен к просмотру. Для тех, кто хочет увидеть что-то современное, но снятое давно, этот фильм обязателен к просмотру. Для тех, кто ищет хороший фильм о детстве, не о безоблачном веселом времени, а о реальном, часто проблемном периоде в жизни человека, этот фильм обязателен к просмотру. Хотя... Этот фильм обязателен к просмотру любому родителю или желающему им стать человеку.
Хорошее кино о реальной жизни, которое, не смотря на всю обыденность темы, смотреть интересно. С ним вы вспомните о своих школьных годах, усмехнетесь детским проделкам, посмотрите на свои взрослые проблемы со стороны, увидите глубину суждений детей и осознаете насколько они зависимы от нашего отношения к ним.


кинорулетка, кино:Франция, кино, отзывы

Previous post Next post
Up