Летнее путешествие. Часть 1.

Nov 01, 2012 16:10


Лирическое отступление.

Мечта побывать на Байкале витала лично у меня в голове с 1999 года примерно. Еще тогда я рассматривал карты, строил маршрут, ездил в библиотеку тур. отчетов, прикидывал. Тогда не сложилось. Сложилось в этом году.




Пролог.

Идея этой поездки вызревала долго, года три. Изначально планировался Алтай, но чтение чужих отчетов долгими зимними вечерами дало понять - есть шанс съездить и на Байкал одновременно с Алтаем. Ближе к НГ праздникам 2012 года все постепенно начало складываться: наш планируемый переезд, увольнение с работы, возможность ехать у ребят. Произошел мозговой штурм, примерно определены сроки и маршруты. Весной письма в погрануправления, вылизывание маршрутов, окончательное понимание того что пойдем через тот самый «110-й зимник». Летом подготовка машины, сборы.
И вот пятница, 13 июля. Старт. Две машины - мы на Паджеро Спорт, Федя с Лешей на Джимнике. Позже, уже на Байкале к нам присоединится ещё один экипаж, тоже на Паджеро Спорт - Денис и Витя.

14 июля.

По результатам возвращения в 2011 году с Урала было решено ехать северной трассой. До Костромы без проблем. Дальше до Кирова - убитая дорога, постоянные ремонты и достаточно плотный трафик из фур.

15 июля.

В Пермском краю дороги становятся получше, проходим Пермь. Сразу за Пермью попадаем в сильную горзу с градом.

image Click to view



Предгорья Урала. Груженый джимник начинает терять ход, обгоны даются с трудом. К вечеру проходим Екатеринбург и за ним ночевка.

16 июля.

Жарко. Мы идем с кондиционером, джимник с кондеем греется. Трафик на удивление не большой. Дорога ровная, поля, ехать в кайф. На посту под Тюменью останавливают для проверки документов и заодно проверяют на алкоголь\наркотики. Странно, объезжая Тюмень не видим ни одной ТНК. Ночевать сворачиваем в поля. Приметив издали небольшой участок леса пробуем по технологической дорожке проехать туда. Федя первый раз застревает, приходится включать полный привод. В лесочке - море комаров. Ложимся спать. Ночью разгуливается крутая гроза. Периодически в палатке светло как от вспышки. Разок грохнуло рядом.

17 июля.

С утра погода прекрасная. Двигаемся дальше. Дорога отличная, ровная, прямая, без населенки и трафика.



Проходим Омск. К вечеру проезжаем Новосибирск, и за ним ночуем в полях.

18 июля.

Выезжаем пораньше. Вообще надо сказать, что тяжело ехать на восток, каждый день по часу-два теряем на часовых поясах. Объезжаем Барнаул. У джимника подпросели задние пружины, ищем проставки, но такое впечатление что тут о таких и не слышали. В Бийске закупаемся рыбой-пивом. Проставок опять не находим. Ну и наконец пошли предгорья Алтая. Ехать - одно удовольствие: пейзажи, воздух, красота. С последнего моего пребывания на Алтае в 2006 году многое поменялось. Почти везде где можно все застроили вдоль Катуни. В районе Горноалтайска находим некое подобие проставки в пружину джимника. Заезжаем на «жемчужину Алтая» озеро Монжерок. Вкратце: куча народу, призовой тир, долбящая музыка, нет нормальной еды. Если кто соберется в эти края, озеро Монжерок можно смело игнорировать. Начинаются перевалы. Джимник греется. Мы же едем на ручном режиме автоматической коробки, так как на авто режиме она перегревается (известная проблема - фича 5АТ на новом спорте). Сворачиваем с Чуйского тракта, останавливаемся на ночевку около речки Ильгумень. Вечером пьем пиво, смотрим на звезды.



19 июля.

Просыпаемся в 5 по Москве. Умываемся в речке, ставим проставку в пружину джимнику. На паджере поправляем заднюю пружину слегка соскочившую с посадочного места. Погода снова отличная.  Едем и наслаждаемся Чуйским трактом.



Слияние Чуи и Катуни, ритуальные пирамидки алтайцев.





Петроглифы Калбак-Таш. Идем на экскурсию с колоритным алтайцем.



Экскурсия, в принципе, интересная, но складывается впечатление, что петроглифы трактуют кто как хочет. Вот, например, однозначно выглядящий как космический корабль петроглиф, алтаец-экскурсовод называет богиней плодородия.









Заезжаем в Акташ в погрануправление. Забираем пропуска, все быстро-четко, без волокиты (надо отметить что погранпропуска в сторону Тывы нам прислали по почте). Двигаем в сторону Кош-Агача. Кое-где начинают проглядывать белые вершины Северо Чуйского хребта. Лес на склонах гор постепенно исчезает. Ближе к Кош-Агачу дорога выходит на плато, горы расступаются и реально попадаешь в Казахстан. Тут и большая часть населения - казахи. Сворачиваем в сторону перевала Теплый ключ. Асфальт кончается, начинается грейдер по степи. И как обычно в степи - сотни дорожек расходятся и сходятся. Куда ехать точно не понятно, держим генеральное направление по GPS. Но все же сбиваемся с нужной дороги и приходится бродировать мелиорационную канаву.





Подъезжаем к погранзаставе, навстречу группа из Новосибирска. Говорят на Укоке дожди, много воды, без шнорхеля делать нечего.



Оформляемся, уже затемно подъезжаем к «горячим» источникам Теплый ключ.



Дорожки в основном грейдер хорошего качества но последние 10 км уже сильно подубитый. Останавливаемся на ночевку. Пьем коньяк заботливо прихваченый Лешей из солнечной Армении.

20 июля.

Встаем не спеша. Погода отличная.



Купаемся в Теплом ключе, вода там, надо сказать, теплая относительно горной речки, всего 18 градусов. Источник - небольшой бассейн. Вода радоновая. Освежает здорово.



После купания идем к машинам, и уже на стоянке я понимаю, что потерял кошелек. Это было не кстати. В кошельке не очень много налички, но там пластиковые карты. Идем искать. Честно говоря, я не надеялся, что найду кошелек. В общем я и не нашел, нашла Ольга. Не зря алтайцы считают это место святым :-) Выдвигаемся в сторону перевала Теплый ключ. Дорога после источников портится, но вполне проезжабельна. Местами небольшой каменный триал. Забираемся на перевал медленно, но верно. Джимник греется. Мы на ручном режиме коробки. Перевал судя по GPS 2900 метров. Здорово. На самом перевале прохладно и ветрено.



На спуске с перевала разъезжаемся со встречной группой и выходим на Укок.







Слева по движению виднеется священная гора алтайцев и монгольцев Табын-Богдо-Ола. Навстречу проезжают два мотоциклиста. Проходим несколько бродов. Броды не глубокие и очевидные, но все равно промеряем. Около заброшенной погранзаставы наблюдаем нескольких крупных долгохвостых орланов.







Проезжаем небольшое горное болотце, ищем место под стоянку.



Поднимаемся в перевал отрога и на спуске с него видим неплохое место у речки.



Подъезжаем, бродируем. Брод относительно глубокий, и на дне вязкий песок.





Проходим без проблем и на другом берегу реки разбиваем лагерь. На завтра решаем делать дневку. Неделя доездинга прошла, надо отдохнуть. Ставим маркер на воду, и что удивительно вода прибывает, хотя дождя нет. Ну да ладно. Пьем пиво, любуемся зарождающимися и исчезающими облаками над плато. Ждем заката.

image Click to view







Начинает холодать, одеваем пуховки. Как здорово, в один день пригодились и плавки, и зимние пуховые куртки. Темнеет, появляются звезды. Над Табын-Богдо-Ола хорошо просматривается млечный путь. Тут можно и звезду из него взять. И самому с собой поговорить о вечном...







Вообще Укок реально прекрасное место, жалко что у нас не было достаточно времени чтоб в полной мере насладится им.

21 июля.

Дневка. Вода прибыла сантиметов на 10, назад будет сложно выехать. Подождем что будет к вечеру. Все расходятся гулять. Ольга фотоохотится на сусликов, Леша пошел в гору, а Федя по плато гулять. К вечеру вода немного спала, все вернулись, решаем переезжать брод и вставать уже ближе к перевалу Теплый ключ. Собираемся, пакуемся и двигаем. Джимнику брод с ходу не дается, как итог подмочены вещи и патроны. Со второй попытки тщательнее прощупав траекторию движения джимник проскакивает.

image Click to view



Мы проходим ходом без проблем. По пути фотографируем зайца. Он подпустил близко, можно было бы конечно вечером полакомится зайчатинкой, но охота в заповеднике запрещена.







У горного болотца видим севшего Дефендера. Деф неудачно словил диагональку и прикопался. Выдергиваем деф и едем дальше.

image Click to view



После погразаставы, где опять много крупных пернатых хищников проходим брод и становимся на ночевку за отрогом горы. Федя с Лешей меняют масло в раздатке, мы готовим ужин. Подъезжают еще ребята на УАЗе, встают на ночевку рядом с нами. Чуть позже проходит 2 грузовика и УАЗ пограничников. Не так уж и безлюдно на Укоке в сезон. Перед закатом нас слегка поливает дождиком.

22 июля.

С утра заливаем канистры водой. Крепим видеокамеру на крышу, и едем в перевал. Перевал едется попроще, то ли привыкли то ли он так устроен. На спуске видим встречку, останавливаемся пропускать. Встречки нет 5 минут, 10... Поднимаюсь на ближайший пригорок, стоит буханка и пропускает нас. Посмеялись, разъехались.
Таймлапс видео от Укока до источника Теплый ключ. Четыре с половиной минуты, кого не стошнит к концу просмотра тот молодец!

image Click to view



На выезде из погранзоны выясняется, что на джимнике проставку в пружине прожрало. Надо ставить еще одну. Едем в Курайскую степь. Сколько-то тысяч лет назад прорвало горное озеро, и потоки воды обрушились на ближайшую равнину. Эта катастрофа сформировала уникальный волнистый ландшафт степи. Особенно наглядно это видно на снимках из космоса, но и с первого попавшегося холма тоже удаётся разглядеть.





Если бы я знал, что буквально в это же время то же самое практически произошло с озером у ледника Маашей, то мы бы обязательно потратил еще один день и сходили посмотреть на то как это выглядит вживую. Вечером меняем проставку в пружине у джимника, и традиционно попиваем пиво с рыбой.

Конец первой части.
Часть вторая тут.

Previous post Next post
Up